Работа на семинаре и подготовка к нему

Семинар представляет собой форму организационного процесса с целью самостоятельного изучения, закрепления и углубления учебного материала. Семинар является действенной формой развития студента в ходе обсуждения рассматриваемых проблем [10, т. 1, с. 525].

Семинарское занятие – это важное средство контроля выполнения студентом самостоятельной работы. Процесс подготовки студента к семинару включает в себя несколько этапов.

Во-первых, необходимо самостоятельно изучить несколько источников литературы, чтобы подобрать нужную информацию, соответствующую полученной теме.

Во-вторых, нужно подготовить своё выступление, продумать план ответа. И. Л. Наумченко пишет по этому поводу: «План, следовательно, не только помогает студенту организовать свою работу над темой, но и делает его ответ (выступление, сообщение) более целенаправленным, логичным, последовательным» [3. с. 65]. Для более успешного выступления студенту следует хорошо разобраться в том в том вопросе, который он будет освещать. Ведь очень часто студенты, особенно первокурсники, «скачивают» доклады из сети Internet и читают их первые раз только перед своей группой и преподавателем, не зная того, о чём говорят. И это является не лучшим примером подготовки к семинару. Тут я согласна с мнением П. П. Ловковой и  А. В. Сурковой в том, что «наиболее значительным недочётом в подготовке студентов является всё ещё низкий уровень их самостоятельности в овладении и применении знаний, слабость приобретённых навыков и умений» [1, с. 37].

В-третьих, для того, чтобы выступление было наглядным, в процессе подготовки к семинару, студенту следует сделать необходимые для объяснения схемы, диаграммы, таблицы, чертежи. Умение студента систематизировать и анализировать обязательно будет оценено преподавателем, что позволит ему получить более высокий балл за выступление. И в этом вопросе я согласна с     Р. А. Почитаевой, которая пишет: «…обобщение и систематизация знаний являются эффективным средством углубления, универсализации, упорядочения понимания и запоминания знаний» [1, с. 37]. Изучая Великую отечественную войну по истории Отечества удобнее всего для запоминания студентами информации создать таблицу, которая будет включать в себя периоды войны, их временные рамки. Основные события и их итоги.

Важным моментов в запоминании человеком сведений играет зрительная память, поэтому желательно иллюстрировать своё сообщение. Более понятным и наглядным будет выступление. Например, по «Оборудованию швейного производства», если докладчик, рассказывая об оборудовании, которое применяется при пошиве одежды, покажет рисунки и схемы устройства швейной машины, её основных рабочих органов и средств малой механизации, нежели он будет пытаться объяснить всё на словах, не имея наглядного примера.

В-четвёртых, подготовка к семинару будет считаться полной, если студентом заранее подготовлены и обдуманы вопросы его содокладчикам при том условии, что выполнены вышеперечисленные пункты.

Самостоятельно же студент работает не только во внеаудиторное время, но и на самом семинарском занятии. Важной составляющей частью работы на семинаре является фиксирование в тетради студентом основного содержания докладов выступающих, что способствует лучшему запоминанию материала по теме семинара.

Итак, при подготовке к семинару студент учится не только находить нужную информацию, работать с источниками, но и вырабатывает навыки ведения монолога, что очень важно при получении такой квалификации как «Педагог профессионального обучения», а так же анализирует и систематизирует информацию. Эти умения немаловажны в достижении успеха в учебной деятельности каждого студента.   

Рассмотрев по разным источникам литературы некоторые виды самостоятельной работы студентов, можно с уверенностью сказать, что самостоятельно студентам в ВУЗе приходится работать очень много и работа эта является основой в углублении, закреплении и обобщении пройденного материала по дисциплинам рабочего учебного плана и является важным условием успешной учёбы студента. В конце раздела можно подвести итог: в ходе работы над ним было выполнено две задачи: рассмотрены источники литературы, из которых выбрана и проанализирована информация о видах самостоятельной работы.

 

 

Самостоятельная работа – немаловажная


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: