Проблема разума и веры , сущности и существования ,свободы воли

Контрольная работа

По философии               студентки 2 курса 1 группы историко - филологического факультета заочного отделения

Чёшевой Ю.А.

 

 

 

 

 

2011г.

Тема 13: «Средневековая философия»

 

    

 

 

Средневековье занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения – почти целое тысячелетие. Раннее средневековье в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования Европейских государств в результате падения Римской империи (V в.), а зрелое средневековье (начиная с XI в.) связано со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство.

Религиозная ориентация философских систем средневековья диктовалось основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме единого бога.

 

 

 

 

Сущность и существование.

В средневековой философии проводится различение бытия, или существования (экзистенции), и сущности (эссенции). У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на 4 вопроса: 1.Есть ли вещь? 2.Что она такое? 3.Какова она? 4.Почему (или для чего) она есть? Первый вопрос, как видим, требует установить существование,а второй и последующие - сущность вещи. У Аристотеля, всесторонне исследовавшего категорию сущности, ещё не было проведено столь определённого различения сущности и существования, хотя некоторые подходы к нему и намечались. Чёткое различие этих понятий даёт Боэций (ок. 480 – 524), чья разработка проблем логики оказала решающее влияние на последующее развитие средневековой схоластики.

Сущность вещи выражается в её определении, в понятии этой вещи, которое мы постигаем разумом. О существование же вещи мы узнаём из опыта, то есть из прямого контакта с вещами, так как существование возникает не из разума, а из акта всемогущей воли творца, а потому и не в ходит в понятие вещи. Таким образом понятие существования как не принадлежащего к самой сущности вещи вводится для осмысления догмата творения.

 

Спор о природе общих понятий: реализм и номинализм.

Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. «Реализм» в его средневековом понимании не имеет ничего общего в современном значении этого термина. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие.

Противоположное направление было связанно с подчёркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма. Термин «Номинализм» происходит от лат. Слова «nomen», что значит «имя». Согласно номиналистам, общие понятия – только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путём абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех. а поскольку все люди суть живые и одушевлённые существа, обладающие разумом, то, стало быть, в понятие человека входят именно эти признаки: человек есть живое существо, наделённое разумом. таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты, которым принадлежал, например, Росцелин (XI – XII в.), даже доказывали, что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса; реально лишь единичное, а общее – только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.

Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего, как она ставилась ещё у Аристотеля, различавшего первичные и вторичные сущности и затруднявшегося в определении онтологического статуса тех и других.

Если реализм рассматривал как нечто идеальное и предшествующее вещи, т.е. фактически разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего и единичного, то номинализм был своеобразным выражением материалистического решения этой проблемы.

Таким образом, спор реалистов и номиналистов явился философским, так как в нём фактически обсуждались проблемы природы единичного и общего, их диалектика.

 

Проблема разума и веры, сущности и существования,свободы воли.

Исходным пунктом философских размышлений стали догматы Священного писания. Предпочтение отдавалось вере, а ни знанию: религии, а не науке. Характерной чертой средневековой философии является теоцентризм – обращение к Богу, его сущности как первопричины и первоосновы мира.

Августин говорил о скептиках: «им показалось вероятным, что истину найти нельзя, а мне кажется вероятным, что найти можно» Разум по Августину, есть взор души, которым она сама собой, без посредства тела, созерцает истинное. Истина же содержится в нашей душе, а душа наша бессмертна, и человек не в праве забывать о внеземной цели своей жизни. Человек должен подчинять свои знания мудрости, ибо в спасении души – его высшее назначение. «Всё, что мы созерцаем, мы схватываем мыслью или чувством и разумением. Душа угаснуть не может, если не будет отделена от разума. Отделиться же она никак не может.». Августин рассматривает разум как очень важную функцию души:

«Я полагаю, что душа питается не иным чем, как разумением вещей и знанием, умозрениями и размышлениями, если может через них познать что – нибудь. К изучению наук ведёт нас двоякий путь – авторитет и разум: по отношению ко времени первенствует авторитет, а по отношению к существу дела – разум.

Вера в авторитет весьма сокращает дело и не требует никакого труда. Если она тебе нравится, ты можешь прочитать много такого. что об этих предметах написали, как бы из снисхождения, великие и божественные мужи, находя это необходимым для пользы простейших, и в чём они требовали веры к себе со стороны тех, для чьих душ, более тупоумных или более занятых житейскими делами, другого средства к спасению быть не могло. Такие люди, которых всегда громаднейшее большинство, если желают постигать истину разумом, весьма легко одурачиваются подобием разумных выводов и впадают в такой смутный и вредный образ мыслей, что отрезвиться и освободиться от него не могут никогда или могут только самым бедственным для них путём. Таким полезнее всего верить превосходнейшему авторитету и соответственно ему вести жизнь».

Большое влияние на последующую христианскую философию оказало учение Августина о божественной благодати в её отношении к воли человека и о божественном предопределении. Суть этого учения в следующем. Первые люди до грехопадения обладали свободной волей: могли не грешить. Но Адам и Ева дурно использовали эту свободу и после грехопадения потеряли её. Теперь они уже не могли не грешить. После искупительной жертвы Иисуса Христа избранные Богом уже не могут грешить. Божество от века предопределило одних людей к добру, спасению и блаженству, а других - к злу, погибели и мучениям. Без предопределённой божественной благодати человек не может иметь доброй воли.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: