ТЕМА 6. Статистический анализ качества продуктов и услуг. Анализ качества продукции

 

Социологический метод проведения экспертизы

Метод применяется на стадии выполнения маркетинговых исследований. В качестве экспертов используются потенциальные покупатели продукции. Метод нашел широкое распространение в Японии, в частности, при проектировании автомобилей, предназначенных для определенных слоев общества, к примеру для среднего класса.

Рассмотрим как решить более простую задачу, например, выяснить каким требованиям должен удовлетворять электрический утюг, и с этой целью разработаем так называемый опросный лист. Ряд параметров укажем на основании собственного опыта или фирмы, а некоторые оставим на усмотрение покупателей.

Заполнение листов можно производить используя оплаченные почтовые корреспонденции, общаясь с потенциальными покупателями в торговых точках. Предположим, что итоги опроса выражены данными, приведенными в таблице 1.1:


 

1.1 Итоги опроса потенциальных покупателей утюгов

Парам-ры прод-ции

Значения параметров

Средний балл/Количество ответов Сумма баллов
  1 2 3    
1. Вес,кг 0,5 1,0 2,0 6,8/70 5,7/60 3,0/30 476 476 90
2. Мощ-ть,квт 0,5 0,8 1,0 6,2/65 8,1/60 7,0/25 403 486 175
3. Длина шнура, м 1,5 2,0 2,5 -7,2/30 7,5/60 -216 450
4. Наличие отпар-ля Да - - 6,0/30 180
5. Наличие теф.покр. Да - - 8,0/60 480
6. Вид нагревателя Спираль Пластина   6,1/308,0/40 18332
7. Нам-ка шн-ра по типу рул-ки Да - - 7,1/70 497
8. Скорость нагрева 1 мин - - 5,2/4 20,8
9. Функц-ый внешний вид - - - 6,3/20 126

∑ = 4444,8+106+106

 

В таблице указаны средние значения оценок в баллах и количество опрошенных потенциальных покупателей, которые оценили этот параметр. Оценка выполнялась по десятибалльной системе. Нужно отметить, что никто из опрошенных не оценил все параметры, так как не всем качествам утюга потребители придают существенное значение.

Обработать эту информацию необходимо следующим образом. Очевидно, что нужно учитывать средний балл, и количество будущих покупателей, которые за него высказались. С этой целью определим суммы баллов оценок каждого из параметров и общую сумму баллов. Это позволит рассчитать их отношения и определить, таким образом, весовые коэффициенты каждого показателя качества. В частности, из данных, приведенных в таблице 1.2, следует, что сравнительно малый вес – 0,5 кг важный показатель, ему потребители придают значение на уровне 10,71 % всей оценки качества.

 

1.2 Комплексные показатели качества

Наименование комплексного показателя Параметр логики усреднения Математическое выражение
Среднее арифметическое γ=1 Q=∑q *Q/∑q
Среднее квадратическое взвешенное γ=2 Q=√∑qQ/∑q
Среднее гармоническое взвешенное γ=-1 Q=∑q/∑(q/Q)
Среднее геометрическое взвешенное γ=0 Q=(ΠQ)*1/∑q

 

Вычислим все весовые коэффициенты показателей качества и проверим результаты суммированием:

 

q = (476/4444,8)+(342/4444,8)+(90/4444,8)+(403/4444,8)+

(486/4444,8) +(175+4444,8)+(216/4444,8)+(450/4444,8)+(180/4444,8)+

(480/4444,8)+(183/4444,8)+(320/4444,8)+(497/4444,8)+(20,8/4444,8)+

(126/4444,8)=0,99983.

 

Расчеты верны, так как в пределах точности вычислений сумма весовых коэффициентов близка к единице.


Комплексные показатели качества

Аналогично делению физических единиц на основные и производные, показатели качества делятся на единичные и комплексные.

Единичные относятся к одному из свойств, определяющих качество, комплексные – сразу комплексом.

Комплексные показатели качества могут быть связаны с единичными через функциональные зависимости, отражающие законы природы, или некоторую комбинацию, соответствующую принятому определению комплексного показателя. Можно рассмотреть следующие примеры:

а) закон Ньютона

 

F=m*a,

 

где F-действующая сила, комплексный показатель

m – масса, единичный показатель из числа основных физических величин

a – ускорение, единичный показатель из числа производных физических величин;

б) показатель, характеризующий работу автобусного парка

 

W = 365*α*β*q*v*t *γ,

 

где α – коэффициент пробега автобуса

β – коэффициент использования автобусного парка

γ – коэффициент вместимости

v – эксплутационная скорость автобуса

t – средняя продолжительность времени работы.

Функциональные зависимости при значительном числе влияющих параметров получать трудно. Зависимости, подобные приведенной для показателя работы автобусного парка, не универсальны, поэтому в квалиметрии применяют субъективный способ образования комплексных показателей по принципу среднего взвешенного.

Субъективным является лишь выбор логики усреднения, сам же комплексный показатель представляет объективную характеристику качества объекта.

В самом общем виде комплексный показатель качества по принципу среднего взвешенного определяется по формуле:

 


 

Q=√Σq *Q/Σq

 

где γ – параметр логики усреднения

q – весовые коэффициенты показателей качества

Q – единичные показатели качества

n – число единичных показателей качества.

Задавая разные значения γ получаем различные виды средних взвешенных показателей, которые приведены в таблице 1.2.

В квалиметрии все показатели качества определяют так называемыми экспертными методами с учетом того, что одни показатели продукции (например, показатели назначения) важнее других (например, эстетических).

Для создания одинаковых условий оценки сумму весовых показателей принимают за единицу:

 

∑ q =1

 

В этом случае зависимости примут упрощенный вид:

 

Q = ∑q * Q

Q = ∑q * Q

Q = 1/Σ * q /Q

Q = ΠQ

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: