В 2006 г. в Пермском крае было зарегистрировано всего 575834 единицы автотранспорта (исключая мотоциклы и прицепы). Из них на долю легковых автомобилей приходится 81%, на долю грузовых – 16% и на долю автобусов – 3%. Динамика численности автотранспорта по видам приведена в табл. 10.4.
Таблица 3.
Динамика численности автотранспорта по видам[xxiii]
Год | Легковые | Грузовые | Автобусы |
2004 | 299283 | 117919 | 11359 |
2005 | 341909 | 110966 | 12950 |
2006 | 398539 | 82787 | 12266 |
2007 | 402416 | 117479 | 13792 |
2008 | 464810 | 91049 | 13267 |
2009 | 466677 | 94451 | 14706 |
Численность автотранспорта по муниципальным районам и городским округам края приведена в табл. 4.
Таблица 4.
Численность автотранспорта по территориям Пермского края
| Количество автотранспорта, шт. | ||||
Грузовые автомобили | Легковые автомобили | Автобусы | |||
Всего | Из них в частной | ||||
единиц | % | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Бардымский район | 1453 | 3266 | 2969 | 90,9 | 82 |
Березовский район | 754 | 2991 | 2812 | 94,0 | 70 |
Большесосновский район | 705 | 2534 | 2368 | 93,4 | 85 |
Верещагинский район | 1435 | 5022 | 4788 | 95,3 | 125 |
г. Александровск | 1464 | 4674 | 4489 | 96,0 | 131 |
г. Березники | 4112 | 24579 | 23663 | 96,3 | 906 |
г. Гремячинск | 1013 | 2647 | 2462 | 93,0 | 77 |
г. Губаха | 1059 | 2647 | 2462 | 93,0 | 147 |
г. Кизел | 770 | 3353 | 3156 | 94,1 | 89 |
г. Красновишерск + район | 1468 | 3443 | 3198 | 92,9 | 117 |
г. Краснокамск | 2878 | 12220 | 11844 | 96,9 | 294 |
г. Кунгур + район | 4795 | 17982 | 16730 | 93,0 | 543 |
г. Лысьва + район | 2467 | 11949 | 11465 | 95,9 | 388 |
г. Пермь и Пермский р-н | 29358 | 221209 | 200684 | 90,7 | 5319 |
г. Соликамск + район | 3705 | 17624 | 16749 | 95,0 | 547 |
г. Чайковский + район | 4005 | 18531 | 17779 | 95,9 | 852 |
г. Чусовой + район | 1799 | 8826 | 8472 | 96,0 | 218 |
Горнозаводский район | 1441 | 6079 | 5800 | 95,4 | 138 |
Добрянский район | 3069 | 10589 | 10107 | 95,4 | 524 |
Еловский район | 964 | 2039 | 1878 | 92,1 | 52 |
Ильинский район | 1087 | 2817 | 2357 | 83,7 | 147 |
Карагайский район | 1136 | 3403 | 3154 | 92,7 | 85 |
Кишертский район | 542 | 2206 | 2103 | 95,3 | 66 |
Куединский район | 1112 | 4598 | 4370 | 95,0 | 90 |
Нытвенский район | 2549 | 8236 | 7671 | 93,1 | 160 |
Октябрьский район | 1473 | 4858 | 4642 | 95,6 | 64 |
Ординский район | 710 | 2684 | 2577 | 96,0 | 89 |
Осинский район | 1863 | 7947 | 7501 | 94,4 | 187 |
Оханский район | 859 | 2552 | 2356 | 92,3 | 50 |
Очерский район | 1935 | 5846 | 5590 | 95,6 | 112 |
Сивинский район | 800 | 2242 | 2171 | 96,8 | 65 |
Суксунский район | 1386 | 5007 | 4731 | 94,5 | 91 |
Уинский район | 75 | 2460 | 2298 | 93,4 | 1440 |
Усольский район | 582 | 3103 | 2882 | 92,9 | 54 |
Частинский район | 492 | 1714 | 1595 | 93,1 | 80 |
Чердынский район | 1281 | 3189 | 2790 | 87,5 | 199 |
Чернушинский район | 3452 | 9789 | 9204 | 94,0 | 313 |
Коми-Пермяцкий округ | 4403 | 11822 | 11200 | 94,7 | 710 |
Всего по Пермскому краю | 94451 | 466677 | 433067 | 92,8 | 14706 |
|
|
Большая часть от всего зарегистрированного количества автотранспорта приходится на г. Пермь. Далее в равных долях представлены крупные городские округа и муниципальные районы с развитой промышленной инфраструктурой. Минимальное количество автотранспорта приходится на сельскохозяйственные районы. Во всех муниципальных образованиях преобладает частный легковой транспорт.
|
|
В основу расчета массы выбросов от автотранспорта в 2009 г. была положена «Методология расчетов по определению выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта. НИИ Атмосфера, 2009 г.». Алгоритм расчета предполагает учет и анализ соотношения автотранспорта по видам используемого топлива.
Масса выброса автотранспорта по территориям края представлена в табл. 5.
Таблица 5.
Масса выброса от автотранспорта по территориям Пермского края[xxiv]
Территории | Выбросы автотранспорта, тыс.тонн | Выбросы автотранспорта, % от общей массы | |||
2006г. | 2007г | 2006г. | 2007г | ||
Бардымский р-н | 4,006 | 2,931 | 17,03 | 18,04 | |
Березовский р-н | 2,12 | 1,916 | 15,62 | 14,96 | |
Большесосновский р-н | 1,984 | 1,755 | 50,18 | 47,11 | |
Верещагинский р-н | 3,243 | 3,453 | 69,95 | 72,57 | |
г. Александровск | 3,301 | 3,407 | 28,44 | 30,84 | |
г. Березники | 16,699 | 13,563 | 51,30 | 44,73 | |
г. Гремячинск | 2,263 | 2,177 | 58,12 | 68,94 | |
г. Губаха | 2,929 | 2,856 | 23,19 | 31,03 | |
г. Кизел | 2,466 | 2,067 | 56,21 | 56,57 | |
г. Красновишерск и Красновишерский р-н | 3,01 | 3,06 | 36,53 | 40,62 | |
г. Краснокамск | 6,14 | 7,574 | 64,24 | 73,17 | |
г. Кунгур Кунгурский р-н | 12,569 | 12,074 | 84,61 | 87,39 | |
г. Лысьва и Лысьвенский р-н | 6,918 | 7,119 | 41,96 | 41,38 | |
г. Пермь | 90,854 | 97,489 | 71,59 | 72,96 | |
г. Соликамск Соликамский р-н | 10,279 | 10,545 | 64,25 | 67,01 | |
г. Чайковский и Чайковский р-н | 11,799 | 11,362 | 41,01 | 44,41 | |
г. Чусовой и Чусовской р-н | 5,646 | 5,112 | 8,93 | 8,82 | |
Горнозаводский р-н | 3,011 | 3,765 | 5,83 | 6,74 | |
Добрянский р-н | 8,26 | 7,775 | 38,65 | 30,22 | |
Еловский р-н | 1,325 | 1,903 | 36,74 | 54,22 | |
Ильинский р-н | 2,358 | 2,387 | 42,91 | 41,41 | |
Карагайский р-н | 2,63 | 2,555 | 82,24 | 81,58 | |
Кишертский р-н | 1,501 | 1,419 | 21,71 | 23,57 | |
Куединский р-н | 2,987 | 2,853 | 21,38 | 17,92 | |
Нытвенский р-н | 4,728 | 5,843 | 41,95 | 47,27 | |
Октябрьский р-н | 3,699 | 3,356 | 13,49 | 12,06 | |
Ординский р-н | 1,844 | 1,807 | 24,05 | 25,50 | |
Осинский р-н | 3,863 | 4,907 | 34,59 | 40,80 | |
Оханский р-н | 1,688 | 1,904 | 39,00 | 47,06 | |
Очерский р-н | 2,612 | 4,312 | 27,47 | 44,42 | |
Пермский р-н | 10,372 | 9,622 | 28,65 | 26,78 | |
Сивинский р-н | 1,506 | 1,768 | 68,86 | 67,46 | |
Суксунский р-н | 3,78 | 3,325 | 42,71 | 53,50 | |
Уинский р-н | 1,511 | 2,688 | 18,04 | 27,98 | |
Усольский р-н | 1,304 | 1,692 | 6,77 | 38,98 | |
Частинский р-н | 1,538 | 1,211 | 49,61 | 17,31 | |
Чердынский р-н | 2,522 | 2,882 | 68,98 | 74,13 | |
Чернушинский р-н | 7,328 | 7,712 | 44,90 | 45,82 | |
Коми-Пермяцкий округ | 10,758 | 10,186 | 57,54 | 61,17 | |
Всего по Пермскому краю (сумма по р-нам) | 267,351 | 274,332 | 37,94 | 39,95 |
Выброс от передвижных источников в 2009 г., включая оценочный расчет выбросов от индивидуального автотранспорта, составил 274,332 тыс.т.
Общий выброс загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников по Пермскому краю в 2009 г. составил 686,611 тыс. т.
Заключение
Важным направлением в улучшении охраны природы и использования природных ресурсов является определение адекватной цены и/или экономической оценки природных ресурсов и природных услуг. К сожалению, мы пока неспособны оценить реальное значение чистой окружающей среды, природных ресурсов, установить их адекватную цену. А в экономической реальности действует суровое правило: «то, что не имеет цены, экономической оценки – не существует, не учитывается при принятии хозяйственных решений». В Российской Федерации складывающаяся до самого последнего времени парадоксальная ситуация «бесплатности» используемых в экономике природных благ или их минимальной цены явилась одной из причин нерационального использования природных ресурсов, гигантской расточительности экономики. Возникала иллюзия неисчерпаемости, «дарового» характера ресурсов. [xxv]
Главным для снижения нагрузки на окружающую среду, уменьшения природоемкости являются технологические изменения, широкое использование новых, экологоприемлемых технологий. Особенно важны такие изменения для развивающихся стран, стран с переходной экономикой. Необходимо осуществить технологический «скачок», базируя реконструкцию экономики на наукоемких, ресурсосберегающих технологиях (альтернативные виды энергии, экологические сельскохозяйственные технологии). Подчеркивая необходимость уменьшения природоемкости как необходимого условия перехода к устойчивому развитию, конечно, следует понимать, что такое уменьшение не является достаточным условием такого перехода. Здесь необходим учет многих социальных, экологических, экономических условий и ограничений, ряд которых человечество пока не может сформулировать в силу глобальности и неизученности как в рамках теории устойчивого развития, так и современного уровня науки в целом.
|
|
Качество атмосферного воздуха в Пермском крае формируется в результате сложного взаимодействия природных и антропогенных факторов. Уровень концентраций различных примесей в воздухе городов образуется под влиянием перемешивания, переноса, рассеивания и вымывания вредных веществ, поступающих в атмосферу с выбросами от промышленных источников и от различных видов транспорта.
В 2008 году в Пермском крае суммарный выброс загрязняющих веществ от стационарных источников составил 449,2 тыс.т. Как и в предыдущие годы, основными компонентами в выбросах являются метан (38 % от общей массы выброса), далее следуют оксид углерода, смесь предельных углеводородов, диоксиды азота и серы. На долю всех остальных ингредиентов приходится 11 % от общей массы выброса. К первому классу опасности относятся 24 вида веществ. Большая часть из них (94 %) приходится на долю пятиокиси ванадия, выбрасываемой ОАО «Чусовской металлургический завод» и ОАО «Ависма».
Первое место по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу (46,3 % от общей массы выброса) принадлежит предприятиям транспортной отрасли, подавляющая масса выброса которой приходится на трубопроводный транспорт подразделений ООО «Пермтрансгаз», занимающихся транспортировкой природного газа; на втором месте (18,7 %) находится добыча полезных ископаемых, далее следуют предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (7,2%), химическому и металлургическому производству (5,5 % и 5,4 % соответственно).
|
|
Значительный вклад в загрязнение атмосферного воздуха Пермского края вносят выбросы от передвижных источников. Это обусловлено постоянным ростом количества зарегистрированного автотранспорта, наибольшая численность которого приходится на г. Пермь. Основными загрязняющими веществами, которые выбрасываются в атмосферу автотранспортом, являются оксид углерода, углеводороды, оксид азота, формальдегид и бенз(а)пирен.