Финансовый рынок. Финансовые посредники

ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Группа   з – 6170

Контрольная работа по дисциплине «Финансы»

Вариант № 17

Семестр осенний учебного года 2009 – 2010

Студентка Матвеева Мая Низаметиновна

Номер Зачетной книжки з – 1061717

Дата предоставления на проверку_____________

 

Ханты – Мансийск 2009 г.

 

Содержание.

1. Управление государственным кредитом. Российской федерации как гарант и как кредитор. 3

2. Финансовый рынок. Финансовые посредники. 11

2.1. Финансовое посредничество и финансовые посредники. 11

2.2. Финансовые рынки и их виды.. 18

3. Доходы предприятий, объединений, формирований и методы их распределения. 26

Список литературы. 34

Приложение. 35


1. Управление государственным кредитом. Российской федерации как гарант и как кредитор.

Управление государственным кредитом — одно из направлений финансовой политики государства, связанное с обеспечением его дея­тельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокуп­ность действий государства, связанных с обслуживанием и погашени­ем государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулирова­нием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабаты­вают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.

Управление государственным кредитом направлено на достиже­ние экономических, социальных и политических целей, которые оп­ределяются тенденциями общественного прогресса и современным состоянием экономики страны. В числе основных экономических це­лей обеспечение экономической стабилизации и роста производст­ва, поддержание его конкурентоспособности на мировом рынке; со­циальные цели подразумевают обеспечение социальной стабильности и социального прогресса; политические цели формулируются исходя из идеи поддержания стабильности функционирования политической системы и обеспечения национальной безопасности. Достижение этих целей в немалой степени связано с управлением государствен­ным долгом, в особенности внешним, состояние которого, как пока­зывает мировая практика, во многом определяет не только экономи­ческую независимость страны, но и сохранение ее национального су­веренитета, что особенно актуально и для современной России.

Соответственно определяются и ранжируются задачи, которые предназначена решить система управления государственным креди­том в России переходного периода;

а) минимизация стоимости дол­га для заемщика;

б) эффективное использование привлеченных средств, создание соответствующей системы учета и контроля;

в) усиление инвестиционного характера займов;

г) регулирование объемов заемных обязательств государства и поддержание их курса;

д) привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях;

е) определение приоритетов кредитной политики государства, обес­печение своевременного возврата предоставленных кредитов.

В системе действий по управлению государственным кредитом важ­нейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевремен­ность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. Лишь в случае инвестиционных займов обслуживание и пога­шение обязательств осуществляются за счет доходов от проекта.

Обслуживание государственного долга предполагает, во-первых, осуществление операций по размещению долговых обязательств, во-вторых, выплату доходов по ним и, в-третьих, погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Обслуживание государственного долга РФ производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правитель­ством РФ. Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного долга безвозмездно. Оплата ус­луг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета.

С точки зрения инвестора, наиболее приемлемым является свое­временное получение доходов и погашение займа, расчет по основ­ной сумме долга и процентов по нему. Однако в условиях значи­тельного роста государственной задолженности и бюджетного дефи­цита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга. К таким способам традиционно относят рефи­нансирование, консолидацию, конверсию, унификацию займа, обмен облигаций по регрессивному соотношению и т. п.

Рефинансирование — это погашение старой государственной задол­женности путем выпуска новых займов.

Конверсия — традиционно это изменение доходности займов по­нижение в целях снижения расходов по управлению государствен­ным долгом или повышения доходности для кредиторов).

Консолидация — изменение срока действия уже выпущенных зай­мов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предпола­гает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация займов — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облига­ции нового займа. Цель — уменьшение количества видов обращаю­щихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокраща­ет расходы государства по обслуживанию долга. Унификация госу­дарственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена

и вне ее.

В ряде случаев правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т. е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации, что избавляет государство от необходимости выполнять в полноценных деньгах рас­четы по облигациям (выплата процентов и (или) погашение облига­ций) размещенным ранее в обесценившейся на момент расчета валюте.

Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отно­шении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обяза­тельств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолжен­ности. Отсрочка погашения внешнего займа, как правило, проводится по согласованию с кредиторами, причем эта операция не обязательно предусматривает приостановку выплаты процентов по займу.

Под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Основная задача управления государственным долгом Рос­сии—изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга. В силу сложившихся обстоя­тельств в наибольшей степени это относится к внешнему долгу. И здесь целесообразно обратиться к современному мировому опыту конверсионных финансовых методов урегулирования внешней задол­женности, как наиболее гибких и адекватных современному состоя­нию и кредитным возможностям России.

Финансовый механизм конверсионной схемы состоит в ликвида­ции части внешней задолженности путем ее обмена на национальные активы — национальную валюту, облигации, акции, товары, финансо­вые активы и т. п. Наиболее приемлемым для России могут быть следующие варианты.

Долг в обмен на экспорт. Имеется в виду не сырьевой экспорт, а экспорт готовой продукции. Этот вариант позволяет поддержать конкурентоспособные производства в стране, развивать экспорт, ос­ваивать новые рынки сбыта, а следовательно, сохранять рабочие места, обеспечивать поступление налогов и погашение долгов, а также финансирование инвестиций. Важно поддерживать отрасли, имею­щие значительный экспортный потенциал (космическая, алюминие­вая, авиационная промышленность и др.), которые уже сейчас вы­пускают продукцию, соответствующую мировым стандартам и могут способствовать росту экономики в целом.

Долг в обмен на собственность. Этот вариант проводится, как правило, в рамках программы приватизации, а также предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предпри­ятий и привлечение стратегических инвесторов. В этом случае важно провести оценку стоимости отечественных предприятий в соответст­вии со стандартами мирового рынка, а обмен долговых обязательств на акции должен осуществляться по выгодному для России курсу. Важно определить также доли акций (компаний) в собственности при конверсии долга.

Долг в обмен на налоги. В этом случае предполагается законода­тельное установление таких налоговых льгот для инвесторов — дер­жателей внешнего долга, которые побудили бы их к инвестициям. Разрешение на конверсию должно предоставляться только при осу­ществлении инвестиций, важных для экономики России. В этом слу­чае внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов.

Выплата процентных платежей по внешнему государственному долгу в местной валюте. Этот вариант используется в мировой прак­тике в отдельных случаях. Выплаты осуществляются по привлека­тельному для кредиторов курсу, но перевод денег в счет процентных платежей осуществляется на специальные инвестиционные счета в отечественных банках, причем средства с этих счетов могут быть на­правлены только для осуществления прямых инвестиций в экономику должника. Все иные манипуляции с такого рода средствами и дохода­ми от этих инвестиций могут осуществляться лишь по истечении ус­тановленного в договоре конверсии срока (как минимум — через год).

Долг в обмен на наличные. Предполагает выкуп долга с дискон­том на вторичном рынке внешних долговых обязательств. В этом случае уменьшается номинальный долг и имеет место экономия на будущих процентных выплатах. Процедура этой операции такова: правительство назначает агента, обладающего достаточным опытом по купле-продаже внешних долгов (как правило, это крупный ком­мерческий банк) и устанавливает дисконт к номиналу долга, соглас­но которому оно готово выкупить у агента купленные им долги.

Реструктуризация долга. Этот способ регулирования задолжен­ности весьма распространен в современных условиях. Под реструк­туризацией понимается погашение долговых обязательств с одновре­менным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обяза­тельств с установлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения. Реструктуризация долга может быть осуществле­на с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. 

Многие из описанных приемов нашли применение при выводе России из дефолта 1998 г. В частности, можно упомянуть о таких методах, как:

а) реструктуризация облигационных займов в облига­ции с более поздним сроком погашения:

б) ведение переговоров с кредиторами с целью отсрочки платежей;

в) использование различ­ных схем взаимозачетов для снижения задолженности по займам;

г) привлечение кредитов банков для платежей по облигациям;

д) прием облигаций в счет налоговых платежей, в обмен на жи-
лищные сертификаты и т. п.;

е) выкуп своих обязательств с дисконтом;

ж) досрочный выкуп своих обязательств.

Воспользовавшись низким уровнем цен на свои обязательства и ростом доходов своих бюджетов, процедуру выкупа еврооблигаций осуществили Москва и Санкт-Петербург. Так, в 1999—2000 гг. Моск­ва выкупила еврооблигации с погашением в 2000 г. на сумму 220 млн. долл., Санкт-Петербург также произвел досрочный выкуп своих еврооблигаций на сумму 80 млн. долл.

Российское законодательство, в частности Бюджетный кодекс РФ, предусматривает ряд организационных методов управления государст­венным долгом. Право осуществления государственных внешних за­имствований Российской Федерации и заключения договоров о пре­доставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов (займов) при­надлежит Российской Федерации или от ее имени - Правительству РФ либо уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти. Право осуществлять государственные внеш­ние заимствования первоначально имели и субъекты РФ, бюджеты которых не получали финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. На данный момент введен запрет на внешние заимствования для субъектов РФ  (для муниципалитетов они и не были предусмотрены) - соответствующая поправка к Бюджетно­му кодексу вступила в действие

с 1 января 2002 г. Внешние заимство­вания разрешены лишь регионам, уже имеющим внешнюю задолжен­ность, для ее рефинансирования в пределах финансового года.

В настоящее время определяются предельные объемы долга и заим­ствований различных бюджетных уровней. Так, предельные объемы го­сударственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимст­вований Российской Федерации на очередной финансовый год утвер­ждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать головой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга страны. Предельный объем государственного долга субъекта Россий­ской Федерации, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

В качестве инструмента управления долгом предлагаются про­граммы внешних и внутренних заимствований, предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов, с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема займов или пре­доставленных кредитов.

В стране вводится единая система учета и регистрации государст­венных заимствований. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ. Обязанность по ведению государственных книг внутреннего и внеш­него долга РФ (Государственная долговая книга Российской Феде­рации) возложена на Минфин России. Все названные инструменты и методы призваны обеспечить эффективное управление государст­венным долгом Российской Федерации.

Государственной или муниципальной гарантией является способ обеспечения обязательства, по которому РФ, субъект РФ или муниципальное образование – гаранты дают письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами.

Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству.

Основными целями предоставления государственных гарантий является стимулирование инвестиционной активности и привлечение средств инвесторов для развития российской экономики по ключевым направлениям. Размер государственных гарантий, выдаваемых кредиторам, составляет до 40% средств, фактически предоставляемых ими для реализации конкретного инвестиционного проекта.

 

 



Финансовый рынок. Финансовые посредники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: