Основные условия поставок экспортных и импортных товаров

  Поставка — возмездная передача товара продавцом (поставщиком) покупателю (заказчику) во исполнение договора купли-продажи* (контракта). Документы, с передачей которых продавцом покупателю право собственности на товар переходит к покупателю, называются то­варно-распорядительными. Такими документами являются транспорт­ные (дубликат накладной международного грузового сообщения, кви­танция накладной внутреннего грузового сообщения, коносамент и про­чие транспортные документы) либо складские (акт приемки склада, до­ковая расписка, варрант) и прочие документы.

Основные виды поставок При железнодорожных перевозках:

Франко* -завод (франко-склад) продавца (экспортера). Продавец изготовляет товар, а покупатель обязан принять товар на его заводе (складе). Никаких расходов по доставке товара покупателю продавец (поставщик, экспортер) не несет.

Франко -склад покупателя (импортера). Экспортер обязан доставить товар до склада покупателя (импортера) в его стране и оплатить все расходы по транспортировке и страхованию товара, а также расходы по погрузке в месте отправления, по выгрузке в месте назначения и по [СТ1] [СТ2] доставке на склад покупателя. Все перечисленные расходы включаются в контрактную (экспортную) стоимость товара.

Франко-вагон станции отправления поставщика (экспортера). При этих условиях продавец обязан погрузить товар в вагон железной дороги станции отправления, после чего право собственности на товар при передаче товарно-распорядительных документов переходит к покупателю. Во внешней торговле Российской Федерации этот вид поставки применяется редко.

Франко-вагон пограничная станция страны продавца. Продавец  обязан погрузить товар в вагон и оплатить стоимость перевозки до по­граничного пункта. В этом случае продавец несет риск по товару до момента передачи товара на пограничной станции в распоряжение поку­пателя (передача товара с железной дороги страны продавца железной дороге страны покупателя производится по передаточной ведомости). В фактурную стоимость товара (стоимость товара, указанная в счете-фак­туре на имя покупателя) входят договорная цена самого товара и все расходы по доставке товара до станции отправления, погрузке его в вагон, по его транспортировке и другие расходы, могущие возникнуть до момента передачи товара на пограничной станции покупателю (напри­мер, таможенные пошлины и сборы, расходы по упаковке и пр.).

Франко-вагон — станция назначения иностранного покупателя (прямые отправки). Такие перевозки оформляются по единому транс­портному документу — железнодорожной накладной международного грузового сообщения, в которой указан адрес конечной станции покупа­теля. Материальная ответственность за доставку товаров падает на же­лезные дороги стран продавца и покупателя, которые взаимно регулиру­ют все вопросы, связанные с потерями и недостачами грузов при пере­возке. Продавец, сдав товар на свою железнодорожную станцию и по­лучив дубликат накладной, может предъявить счет покупателю, что су­щественно ускоряет расчеты. При морских перевозках

Фоб** -порт отправления страны продавца. При продаже на усло­виях "Фоб" продавец обязан доставить товар до порта погрузки, погру­зить товар на борт судна, оплатить все расходы по доставке и погрузке, получить чистый коносамент (т. е. коносамент, не содержащий каких-либо оговорок перевозчика о недостатках в состоянии груза или его тары) и передать его покупателю вместе со счетом-фактурой и прочими документами, обусловленными контрактом. Ответственность за сохран­ность товара до момента его погрузки на борт судна несет продавец, а после этого — покупатель.

Покупатель обязан зафрахтовать судно, известить продавца о дне прибытия судна, оплатить все последующие расходы по товару после погрузки его на борт судна и оплатить счет-фактуру продавца. Цена товара на условиях "Фоб" включает стоимость товара, транспортные и другие расходы до момента доставки товара на борт судна.

Сиф** -порт назначения покупателя. При продаже товара на усло­виях "Сиф" продавец обязан доставить товар за свой счет в порт от­грузки, зафрахтовать судно или место на судне, погрузить товар на судно, застраховать груз, оплатить таможенные пошлины и сборы, пе­редать покупателю вместе со счетом-фактурой чистый коносамент, стра­ховой полис или сертификат и прочие документы. Все последующие расходы в порту назначения несет покупатель. Риск случайной гибели или порчи товара после погрузки товара на борт судна переходит на покупателя.

Кроме того, во внешнеторговой практике реже встречаются и такие виды поставок как "Фас" (свободно вдоль борта), "Каф" (стоимость и фрахт) и некоторые другие (например, "Фоб-аэропорт отправления").

3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВАЛЮТНЫХ РАСЧЕТОВ
ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предоплата — банковский перевод импортером валюты до постав­ки товара экспортером. Форма расчетов, выгодная экспортеру, но не выгодная импортеру. У последнего существует риск непоставки товара, что импортер может устранить получением от поставщика гарантии от солидного банка. Письмом от 15.11.95 ¹ 208 Центральный банк РФ рекомендовал импортерам РФ воздержаться от полной или частичной предоплаты (авансирования) импортных товаров.

Инкассо — предприятие-экспортер, отгрузив товар в адрес иност­ранного покупателя представляет в уполномоченный банк при инкассо­вом поручении счет-фактуру за товар с приложением всех документов, обусловленных контрактом. Документы со счетом-фактурой отсылаются в банк-корреспондент импортера. Банк передает импортеру все доку­менты, кроме товарно-распорядительного (коносамент, дубликат накладной или прочие транспортные документы или складское свидетельство). Им­портер проверяет полученные документы и, если все условия контракта выполнены, дает поручение своему банку сделать валютный перевод в банк экспортера. После этого импортер получает в банке товарно-рас­порядительный документ и, предъявив его транспортной организации или складу, получает товар.

Для экспортера данная форма расчетов невыгодна, так как существует риск неоплаты товара, и экспортеру придется искать другого покупа­теля и возможно везти товар в третью страну.

Расчеты через аккредитивы. Экспортер подготавливает товар к отгрузке и извещает об этом покупателя. Импортер обязан в срок, обус­ловленный контрактом, открыть аккредитив в банке, установленном кон­трактом. Получив извещение банка об открытии аккредитива, экспортер отгружает товар покупателю, предъявляет в банк, где открыт аккреди­тив, счет-фактуру с документами и получает с аккредитива обусловленную сумму валюты. Аккредитивная форма расчетов выгодна экспортеру, но не выгодна импортеру, так как отвлекает его валютные средства задолго до получения товара, замедляя тем самым оборот его оборотно­го капитала.

Открытый счет. Отгрузив товар покупателю, экспортер направля­ет ему счет-фактуру с документами по почте, минуя банки. Получив документы и проверив их соответствие условиям контракта, импортер дает указание своему банку сделать перевод валюты в банк экспортера. Для экспортера при этой форме расчетов возможен риск неоплаты и потери товара. Риск можно устранить получением от импортера гаран­тии платежа солидного банка.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: