Развитие» системы стандартизации

Система стандартизации была достаточно хорошо развита в советские времена. Она была направлена на поддержку продукции, ориентированной на экспорт, и оказывалась достаточно действенной. Внутри страны уровень требований тоже был высоким, но это касалось не всех видов продукции. ГОСТ превратился в некий маркетинговый символ, который и сегодня с успехом используется для продвижения на рынок различных видов продовольственной продукции.

Попытки сохранить старую систему, модифицировав ее с учетом требований рыночной экономики, предпринимались в 90-х годах. В частности, был принят закон «О стандартизации», в котором стандарты подразделялись на обязательные и добровольные. Но самой главной ошибкой, допущенной в постсоветский период, было принятие в 2002 году Федерального закона «О техническом регулировании» и отмена законов «О стандартизации» и «О сертификации продукции». Можно сказать, что этот закон разрушил остатки советской системы стандартизации, на несколько лет практически парализовал разработку новых стандартов, затруднил участие в международной стандартизации. В результате ни о каком движении вперед говорить не приходилось. От стандартов, несоблюдение которых карается по закону, мы перешли к полностью добровольному применению стандартов независимо от областей и специфики их применения.

При этом в новом законе были забыты отраслевые стандарты, число которых достигает несколько десятков тысяч. В том числе в ракетно-космической технике, в авиационной промышленности, машиностроении и так далее. Забыли и о военных стандартах, а также о технических условиях, по которым в значительной степени живет наша промышленность.

Зарубежный опыт показывает, что за счет стандартизации ВВП страны может увеличиваться на один процент. При этом производительность труда в экономике можно повысить на десятки процентов. Даже в «благополучные» времена это – существенно. А сегодня, в условиях мирового финансово-экономического кризиса, – тем более.

Таким образом, созревает вопрос о необходимости совершенствования национальной системы стандартизации.

По последним данным сейчас проходит широкое общественное обсуждение подготовленного проекта закона «О стандартизации». Этот закон создаст полноценное правовое обеспечение стандартизации в стране, усилит роль государственных и общественных организаций в этой сфере, стимулирует применение стандартов при реализации государственной социально-экономической политики, установит статус и правила применения стандартов. В ходе обсуждения первой редакции законопроекта многие представители бизнеса говорили о том, что в этом документе должен быть четче прописан вопрос о роли промышленности в стандартизации. Это, безусловно, справедливо. В настоящее время уточняются функции, полномочия организаций, так называемых совещательных органов – общественных советов, тех же межотраслевых советов. Здесь тенденция очевидна: максимальное участие общественных организаций на всех уровнях, вплоть до выработки предложений по основным направлениям в области стандартизации. Но координирующую роль должен выполнять национальный орган по стандартизации.



Цели, объекты и сферы распространения государственного метрологического контроля

 

Закон «Об обеспечении единства измерений»

В 1993 г. принят Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». До того по существу не было законодательных норм в области метрологии. Правовые нормы устанавливались постановлениями Правительства. По сравнению с положениями этих постановлений Закон установил немало нововведений – от терминологии до лицензирования метрологической деятельности в стране. Установлено четкое разделение функций государственного метрологического контроля и государственного метрологического надзора; пересмотрены правила калибровки, введена добровольная сертификация средств измерений и др.

Основные положения Закона «Об обеспечении единства измерений».

Цели Закона состоят в следующем:

· защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

· содействие научно-техническому и экономическому прогрессу на основе применения государственных эталонов единиц величин и использования результатов измерений гарантированной точности, выраженных в допускаемых к применению в стране единицах;

· создание благоприятных условий для развития международных и межфирменных связей;

· регулирование отношений государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений;

· адаптация российской системы измерений к мировой практике.

Основные статьи Закона устанавливают:

· организационную структуру государственного управления обеспечением единства измерений;

· нормативные документы по обеспечению единства измерений;

· единицы величин и государственные эталоны единиц величин;

· средства и методики измерений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: