Анализ зависимости благосостояния населения от пенсионных выплат

 

Проблема поддержки пенсионеров была и остается одной из основных в социальной политике, так как уровень жизни этой категории населения значимо отражается на уровне жизни страны, поскольку данная группа составляет примерно 25.5% населения Беларуси. Причем, данный процент с каждым годом увеличивается в связи с тенденцией старения населения. В последние десятилетия содержание пенсионеров традиционно ложилось в нашей стране на плечи государства.

Существующая в Беларуси пенсионная система "Работающий платит за Пенсионера" (pay-as-you-go) лишает работающих возможности самостоятельно планировать свои доходы в старости, система не способна прибыльно управлять финансовыми ресурсами и обеспечивать высокую степень ликвидности, выплачивать высокие пенсии, обеспечивающие нормальный уровень благосостояния. Потому, что она увеличивает налоговое бремя на предприятия, создает условия для развития серого рынка труда и предпосылки для роста безработицы. На основе выше сказанного можно сделать вывод, что система пенсионного страхования в РБ не является эффективной и не способна адаптироваться к условиям перехода к рыночной экономике.

Эти и ряд других обстоятельств и порождают актуальность исследования концептуальной модели государственного пенсионного страхования и ее влияния на благосостояние общества.

Для реализации целей исследования использовались методы: анкета, методы компьютерной обработки полученных результатов и интерпретационные методы.

Всего в исследовании приняло участие 26 человек в возрасте 56-72 года.

Результаты данного исследования показывают, что, несмотря на идущую индексацию пенсий, в последнее время наблюдается тенденция снижения уровня жизни пенсионеров - более трети из них говорят об ухудшении своего материального положения. Причиной этого является рост цен на товары первой необходимости и жилищно-коммунальные услуги, что в целом было вызвано нестабильным экономическим положением в мире, а так же не покупной способностью белорусского рубля. Особенно трудно приходится неработающим пенсионерам, среди которых 40% зафиксировали свой низкий уровень жизни. Однако, положение пенсионеров в целом улучшилось за последние два года, как указывают 60% опрошенных. Это значит, что о признаках глубокой бедности можно говорить лишь применительно к 25% -30%. Но при этом подавляющее большинство пенсионеров не поднимаются выше уровня малообеспеченности, в результате чего наблюдается деградация имущественного потенциала семьи, что вызывает у части пенсионеров ощущение ухудшения своего положения и на это указывает тот факт, что половина опрошенных пенсионеров последний раз приобретали товары длительного пользования около 3-6 лет назад (58%), что не обеспечивает даже их необходимого обновления. При этом более четверти неработающих пенсионеров не имеют полного набора товаров, который считается сейчас абсолютно необходимым, и способным улучшить качество их жизни и отсутствие хотя бы одного предмета из которого рассматривается как признак бедности (холодильник, стиральная машина, пылесос, мебельный гарнитур и цветной телевизор).

В ходе нашего исследования мы выявили, что в люди пенсионного возраста значительную часть своей пенсии тратят на оплату коммунальных услуг. Именно этот вид расходов выдели 45% респондентов. Данный выбор в большей степени обусловлен высокими тарифными ставками на воду, жилье, электроэнергию и одиноким проживанием пенсионеров в двух-, трехкомнатных квартирах оплата за которые становится “дорогим удовольствием" особенно в отопительные сезоны. В равном соотношении доходы пенсионеров расходуются на продукты питания - 20% и медицинские услуги, лекарства-20%. Остальные 5% большую часть своих доходов отдают детям и это чаще всего наблюдается в семьях, где пенсионеры проживают совместно со своими детьми и их семьями.

Крайне значимая характеристика состояния бюджета любой семьи - расходы. Их состав различен, для семей пенсионеров, семей с пенсионерами или без них. Дополнительная статья расходов, как первых, так и вторых, - медицинское обслуживание пенсионеров, что связано с худшим по сравнению с остальным населением состоянием их здоровья. Как говорилось выше на медицинские услуги и лекарственные средства большую часть своей пенсии тратят 20% опрошенных респондентов, при этом по данным анкеты 12% из которых проживают только с мужем (женой) или одни, что говорит о необходимости самим оплачивать коммунальные услуги, а оставшуюся часть тратить на потребительские нужды. Именно этот факт является свидетельством низкого уровня жизни пенсионеров (особенно одиноко проживающих) и приводит к тому, что большинству из них не хватает пенсии даже на самые необходимые товары - 75%.

К одной из самых распространенных проблем пенсионеров, особенно одиноко проживающих, относится ограниченность в самообслуживании. Как правило, для пожилых людей такие на первый взгляд простые работы по дому, как стирка белья, уборка квартиры и т.п. являются тяжелым и крайне утомительным, а для некоторых непосильным трудом. Это связанно с плохим состоянием здоровья пенсионеров, также этот факт определяет невозможность посещение театров, выставок, музеев, что позволило бы с пользой провести время. Все выше сказанное определяет желание пожилых людей, приобрести такие для них необходимые товары длительного пользования, как холодильник - 15% опрошенных, стиральная машина - 56%, пылесос - 7%, цветной телевизор - 13%. Но с учетом невысокого коэффициента пенсий, пожилые люди не способны приобрести перечисленные товары в короткий срок и потому последние крупные покупки большая часть респондентов делали около трех лет назад - 49%, в прошлом году 32% и только 7% опрошенных, приобрели товары длительного пользования в текущем году. Если сопоставить время приобретения товаров с возрастом респондентов то выходит, что 61% пожилых людей сделали покупку еще до выхода на пенсию, это указывает на то, что после выхода на пенсию, товары длительного пользования (холодильник, стиральная машина и т. пт.), приобрели, лишь 27% опрошенных.

Широкий спектр проблем, который охватывают людей после выхода на пенсию, ставит их в тяжелое материальное положение, что само собой обуславливает необходимость дополнительного финансирования и как утверждает 67% опрошенных, финансовую поддержку им оказывают дети. Государство способствует улучшению благосостояния лишь 3% респондентов через систему льгот и дополнительных выплат. Собственными силами поправляют свое материальное положение 21% из опрошенных пенсионеров, а именно те, кто продолжают трудовую деятельность после наступления пенсионного возраста. При этом за чертой бедности остается 22% опрошенных, которые ни как не решают свои финансовые проблемы, или обращаются за помощью в общественные организации.

Также хотелось бы обратить внимание на то, что у пенсионеров, как и у всех есть свои цели и желания. Так, например, 47% опрошенных респондентов желает тратить больше денежных средств на отдых и оздоровление, но при этом большинство желаний пожилых людей не совпадают с их возможностями.

В своем исследовании мы также уделили внимание такому не маловажному аспекту как обеспечение государством пенсионерам достойного существования. И как ответило большинство пенсионеров, а именно 51%, на их взгляд государство тратит не достаточно средств на поддержку пенсионеров.

Проанализировав все выше сказанное мы пришли к выводу, что существующей в Республике Беларусь пенсионной системе "Работающий платит за Пенсионера" (pay-as-you-go), присущ ряд негативных моментов, главным из которых является низкий уровень пенсий с точки зрения их покупательной способности, что не может удовлетворить ни государство, ни большинство их получателей, так как это приводит к социальному напряжению в обществе.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: