Нормативно-правовые акты регулирующие систему социального страхования в РБ

 

Социальная защита - это осуществление органами государственной власти и органами местного управления и самоуправления, организациями и общественными объединениями мер экономического, социального и правового характера, направленных на обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности населения. Для реализации конституционного права каждого гражданина на социальное обеспечение в республике существуют следующие организационно-правовые формы социальной защиты населения:

государственное обязательное социальное страхование;

государственное социальное обслуживание;

государственная социальная поддержка.

Одним из важнейших направлений социальной защиты является социальное страхование.

Социальным страхованием охватываются различного рода социальные риски: достижение пенсионного возраста, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, безработица и др.

Указанным рискам соответствуют определенные виды социального страхования:

пенсионное страхование;

страхование на случай болезни и временной нетрудоспособности, беременности и родам, рождения ребенка, ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет, инвалидности, потери кормильца, потери работы, смерти застрахованного или члена его семьи.

В отличие от систем социального страхования, охватывающих социальным обеспечением только работника (семью в случае смерти работника), системы социального обеспечения, финансируемые за счет средств государства, гарантируют в соответствующих случаях социальную поддержку каждому члену общества. Таким образом, по источнику финансирования пособия (а также пенсии) классифицируются на два вида:

1) входящие в систему государственного социального (пенсионного) страхования,

2) по социальному (пенсионному) обеспечению, финансируемые за счет государственного бюджета.

Пенсионное обеспечение является важнейшей составной частью системы социальной защиты населения.

На протяжении последних нескольких лет система социальной защиты Республики Беларусь в целом, а также пенсионная система в частности, претерпевают определенные преобразования. Неблагоприятная демографическая ситуация в стране, которая проявилась в процессе старения населения, действующие критерии предоставления права на пенсию, многочисленные основания для выхода на пенсию до достижения общеустановленного пенсионного возраста

и другие обстоятельства, которые приводили пенсионную систему к уравнительному распределению, вызвали необходимость реформирования системы пенсионного обеспечения.

В этой связи была разработана и утверждена Концепция реформы системы пенсионного обеспечения, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 апреля 1997 г. № 349, которой предусмотрено поэтапное реформирование пенсионной системы посредством введения в республике трехуровневой системы пенсионного обеспечения. Первый уровень пенсионной системы - социальные пенсии, второй - трудовые (страховые) пенсии и третий - дополнительные негосударственные пенсии.

Необходимость проведения реформирования действующей пенсионной системы также отражена в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года, Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля 2000 г. № 445, в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384.

Стратегической задачей, обозначенной в названных документах, является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы.

Одним из важнейших мероприятий по выполнению указанных программных документов является принятие Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 года "О профессиональном пенсионном страховании", вступившего в силу с 1 января 2009 года, и иных нормативных правовых актов, регулирующих основные вопросы профессионального пенсионного страхования. В частности, были приняты:

Указ Президента Республики Беларусь от 10 января 2009 г. № 23 "О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование", которым определены тарифы обязательных страховых взносов на профессиональное пенсионное страхование, дифференцированных по категориям работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда, в зависимости от длительности периодов уплаты взносов и получения пенсии;

Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40, которым установлены порядок уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, а также права и обязанности плательщиков;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490 "О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования", в котором закреплены Списки (перечни) производств, работ, профессий, критерии оценки условий труда, а также порядок их применения, и использование результатов аттестации рабочих мест для целей профессионального пенсионного страхования работников;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1488 "Об утверждении Положения о порядке исчисления профессионального стажа для определения права на досрочную профессиональную пенсию", которым закреплены особенности исчисления профессионального стажа отдельных категорий застрахованных лиц; исчисление профессионального стажа с различными особыми условиями труда;

иные нормативные правовые акты.

Внедрение профессионального пенсионного страхования позволит снизить нагрузку на общую пенсионную систему, которая с каждым годом возрастает, что в свою очередь сказывается на общем уровне пенсионного обеспечения; постепенно сформировать отдельные целевые средства для финансирования досрочных пенсий по условиям труда и, тем самым, освободить общую систему пенсионного обеспечения от таких расходов, что позволит повысить размеры пенсий.

Пособия в отличие от иных видов выплат по системе социального обеспечения являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок, или служат дополнением к основному источнику средств к существованию (заработной плате, пенсии).

Действующее законодательство предусматривает следующие виды пособий: пособия по беременности и родам; пособия, связанные с рождением ребенка, уходом за ребенком в возрасте до трех лет; пособия по болезни и временной нетрудоспособности; пособия по безработице; пособия на погребение и др.

К иным выплатам относятся: ежемесячные страховые выплаты по законодательству об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; единовременные денежные выплаты многодетным матерям; денежные выплаты на содержание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.

Правовую основу государственного социального страхования в Республике Беларусь составляют:

1) Конституция Республики Беларусь, в соответствии со статьей 47 которой гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом;

2) Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 года "Об основах государственного социального страхования", закрепляющий основные принципы государственного социального страхования, круг лиц, на которых распространяется государственное социальное страхование, страховые случаи и виды выплат, которыми обеспечиваются застрахованные при наступлении страховых случаев;

3) Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 года "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (в редакции Закона Республики Беларусь от 28 июля 2003 года), определяющий плательщиков обязательных страховых взносов, объект для начисления обязательных страховых взносов и их размеры;

4) Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 года "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования", предусматривающий цели персонифицированного учета и принципы его организации, права и обязанности застрахованных лиц, плательщиков страховых взносов и органов, осуществляющих персонифицированных учет;

5) Указ Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40 "О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты", которым утверждены Положение о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;

6) Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения (Санкт-Петербург, 24 января 2006 г.), Настоящий Договор регулирует государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон и являющихся их гражданами, а также членов семей этих лиц, подпадавших или подпадающих под действие законодательства Договаривающихся Сторон. (Ст. №2),

7) иные акты законодательства, предусматривающие порядок обеспечения выплатами застрахованных лиц при наступлении определенных страховых случаев. Большое значение здесь имеет Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года "О пенсионном обеспечении".

Таким образом, в Республике Беларусь создана правовая база для функционирования системы государственного социального страхования. Дальнейшее совершенствование правового регулирования вопросов государственного социального страхования, закрепляющее развитие общественных отношений в данной сфере, осуществляется путем внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты.

пенсионное страхование социальное беларусь




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: