Применение дисциплинарных взысканий для отдельных видов государственной службы имеют свои особенности

Так, например, для сотрудников ОВД предусмотрены следующие виды взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, снижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака, увольнение из органов внутренних дел (согласно Положению о службе в органах внутренних дел Российской Федерации). Для военнослужащих предусмотрены "свои" специфические виды взысканий, таких как "лишение очередного увольнения из расположения воинской части", "назначение вне очереди в наряд на работу", "лишение нагрудного знака" и некоторые другие. Для тех и других существуют взыскания в виде "снижения в специальном звании на одну ступень", а для таможенной службы и службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ эти виды санкций вообще не предусмотрены.[8]

Особенностью военной службы является и разграничение мер взыскания в зависимости: от условий прохождения службы (по контракту, по призыву); от принадлежности к определенному составу (солдаты, матросы, сержанты, прапорщики, мичманы, офицеры); от пола (на женщин некоторые виды взысканий не налагаются).

Очень важным является вопрос о механизме привлечения к дисциплинарной ответственности, порядке наложения и приведения в исполнение дисциплинарного взыскания для государственных служащих. Здесь имеется ряд особенностей.[9]

Во-первых, для гражданских государственных служащих, военнослужащих, а также для сотрудников ОВД, таможенных органов и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ этот механизм тщательно разработан, а для судебных приставов его практически нет. Вплоть до настоящего времени сотрудники Федеральной службы судебных приставов Минюста России привлекаются к дисциплинарной ответственности на основании и в порядке, предусмотренном нормами Трудового кодекса РФ.

Во-вторых, правом применения дисциплинарного взыскания на гражданской государственной службе обладает представитель нанимателя, которым, как правило, является руководитель государственного органа, а на правоохранительной государственной службе взыскание назначает прямой начальник. На военнослужащих же дисциплинарные взыскания могут налагаться не только вышестоящим по должности, но и по званию, в соответствии с дисциплинарной властью командира.

В-третьих, решение о привлечении к ответственности должно быть реализовано на гражданской службе непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Аналогичный порядок предусмотрен и для сотрудников таможенных органов. А на военной службе, службе в органах внутренних дел и в службе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – не позднее 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.

В-четвертых, запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно с другим.

В-пятых, на военной службе запрещено налагать взыскание на весь личный состав подразделения.

В-шестых, наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные военнослужащим во время несения службы в составе суточного наряда, производится после смены или замены другим военнослужащим.

В-седьмых, по отношению к лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, дисциплинарные взыскания могут применяться только после вытрезвления.

В-восьмых, состояние наказания для военнослужащих не прекращается автоматически, как для других государственных служащих по истечении определенного срока (как правило – один год со дня наложения взыскания), так как Дисциплинарным уставом ВС РФ установлено, что взыскание может быть снято приказом только в порядке поощрения.

Для тех государственных служащих, на кого распространяется Положение о службе в ОВД РФ и сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ установлены сроки для снятия взысканий в зависимости от того, каким порядком они были объявлены. Устные снимаются через месяц со дня наложения, а объявленные в приказе, через год.[10]

Это лишь некоторые особенности применения дисциплинарных взысканий для отдельных видов государственной службы.

На чем еще хотелось бы заострить внимание – это возможность применения мер дисциплинарной ответственности к военнослужащим, лицам, призванным на военные сборы, а также сотрудникам органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов за совершение административных правонарушений. В соответствии со ст. 2.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ данные категории государственных служащих «несут дисциплинарную ответственность за административные правонарушения в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, регламентирующих прохождение военной службы (службы)». Исключения составляют нарушения законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, правил дорожного движения. В этих случаях административная ответственность наступает на общих основаниях.

Условия, при которых дисциплинарное взыскание считается снятым:

1) с момента наложения взыскания истек один год;

2) лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности;

3) издан приказ о снятии дисциплинарного взыскания.



Заключение

 

Таким образом, изучив данную тему, можно сделать вывод, что в современных условиях для определения правового положения государственных и муниципальных служащих особенности дисциплинарной ответственности являются достаточно актуальными. Но на сегодняшний день не существует единой правовой базы для всех видов служб, где бы были прописаны общие правила.

К примеру, правоохранительная служба пока не имеет единого правового источника, регулирующего вопросы ее организации и прохождения, хотя его принятие предусмотрено федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации». Правоохранительная служба урегулирована множеством разнообразных по юридической силе и содержанию нормативных правовых актов.

Нормативными актами, которые регулирует дисциплинарную ответственность правоохранительной службы, являются: Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации, дисциплинарный устав Вооруженных Сил, Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и некоторые другие. Для гражданских служащих основным правовым источником является Трудовой кодекс РФ.

Поэтому совершенствование правовой базы в этом направлении представляется крайне необходимым условием для повышения эффективности государственной службы. Стоит подумать о введении общих для всех видов государственной службы основ дисциплинарной ответственности и дисциплинарного производства, с едиными критериями, санкциями и механизмом применения мер дисциплинарного воздействия.



Список используемой литературы

дисциплинарная ответственность государственный служащий

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 21 декабря 2001 года.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по состоянию на 1 ноября 2009 г.)

3. ФЗ от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

4. ФЗ от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

5. Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. №4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» с изменениями.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

7. Бердычевский В.С., Акопов Д.Р., Сулейманова Г.В.Трудовое право. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.

8. Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2005 г.

9. Кулешов И.В. Дисциплинарная ответственность государственных служащих: общее и особенное. – Чиновникъ, 2005 г.

10. Пресняков М.В., Чанов С.Е. Трудовое право. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: проблемы нормативной определенности и справедливой дифференциации. – М., 2009 г.

11. Смоленский М.Б. Административное право. – Ростов-на-Дону: Феникс. 2005 г.

12. Сыроватская Л.А. Трудовое право: учебник / 2-е издание. – М., ЮРИСТЪ. 2001 г.

 

 


[1] Пресняков М.В., Чанов С.Е. Трудовое право. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: проблемы нормативной определенности и справедливой дифференциации. – М., 2009. №8. С.10.

[2] Кулешов И.В. Дисциплинарная ответственность государственных служащих: общее и особенное. – Чиновникъ. 2005. №2 (36) С. 48.

[3] Смоленский М.Б. Административное право. – Ростов-на-Дону: Феникс. 2005. С. 111.

[4] Бердычевский В.С., Акопов Д.Р., Сулейманова Г.В. Трудовое право. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. С. 164-165.

[5] Смоленский М.Б. Административное право. Ростов-на-Дону: Феникс. 2005. С. 111.

[6] Сыроватская Л.А. Трудовое право: учебник / 2-е издание. М., ЮРИСТЪ. 2001. С. 151.

[7] Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. – ЗАО Юстицинформ, 2005. С. 256.

[8] Кулешов И.В. Дисциплинарная ответственность государственных служащих: общее и особенное. – Чиновникъ, 2005. №2 (36). С. 50.

[9]Там же. С. 50-51.

[10] Кулешов И.В. Дисциплинарная ответственность государственных служащих: общее и особенное. – Чиновникъ, 2005. №2 (36). С. 51-52.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: