Основные категории, методы и функции политологии

Политология как самостоятельная научная дисциплина имеет свой категориальный аппарат и систему методов исследования политической действительности.

Любая научная дисциплина представляет собой систему взаимоувязанных категорий. Категориями являются наиболее общие понятия, отражающие существенные характерные черты и связи явлений. Это язык науки. Проблема выяснения понятийного аппарата политологии очень важна, так как она наряду с раскрытием содержания дисциплины помогает ближе подойти к пониманию сути предмета науки.

Политология создала вполне определенное число понятий, которые являются инструментами исследования. Они составляют, по нашему мнению, следующие группы. Первая группа понятий – дает возможность выявить, определить, что есть политология: ее объект, предмет (политическое пространство или политическое поле, парадигма, методы и функции, политика). Вторая – позволяет анализировать структуры и силы, которые для политических лидеров, элиты являются целью или средством (из-за своей всеобщности они имеют вертикально-горизонтальный (поперечный) характер. Это прежде всего “политическая власть”, “господство”, “порядок”). Третья – связана с исследованием политических институтов (государство, политические партии, группы давления, административный аппарат, избирательные системы, правовые системы и суды) и субъектов политики (личность лидера, политическая элита, этнические группы, классы). Четвертая – позволяет анализировать политическую систему. Это такие понятия, как “собственно политическая система”, “компоненты”, “нормы”, “структуры политической системы”, “вход”, “выход”, “требования”, “артикуляция интересов”, “агрегирование интересов”, “спрос”, “поддержка”, “среда”, “обратная связь”, “коммуникация”, “рецепторы”, “память” и т.п. Благодаря введению данных понятий в теорию политических систем, произошел значительный скачок в развитии политологии в целом. Это обстоятельство считается общепризнанным среди различных специалистов политической науки.

К прикладным отраслям политологии можно отнести концепции государственного управления и партийной стратегии и тактики, теории принятия решений и ситуационного политического анализа, тогда как фундаментальные разделы политической науки можно было бы связать с теориями власти и политической системы, компаративным (сравнительно-историческим) исследованием политических институтов и культуры и т. д.

 

Проблема выяснения понятийного аппарата политологии очень важна, так как она помогает ближе подойти к пониманию сути предмета науки.

  Формирование понятийного аппарата политологии относится к числу наиболее дискуссионных проблем данной науки. Рассматривая вопрос конвенциональной техники работы с понятиями, принято выделять четыре ее аспекта. Первый следует отнести к инструментальному характеру понятий. В прагматическом смысле последние являются инструментарием науки и основанием для их признания служит прежде всего пригодность для научного познания. Каждая категория выступает лишь средством выделения того или иного явления из всей их совокупности и представляет собой только гипотезу, к построению которой исследователя побуждает практический интерес к познанию сущности явления. Второй аспект относится к точности образования понятий, чем, собственно, и определяется научная пригодность используемой категории. Третий – связан с рационализацией пользования политическим языком, выражающей требование освобождения понятий от многозначности.      Публикация политических словарей, полагаю, благотворно влияет на решение этой проблемы. Важно отметить еще и четвертый аспект “согласительной” техники работы с понятиями – это способы обращения с основными из них.

Существует мнение, что основные понятия науки не являются каким-то фундаментом, на котором возводится ее здание, что они представляют собой только инструментарий. Основанием науки может служить только действительность, даже и в том случае, если ее понятийное постижение отсутствует или является еще слабым. Делается вывод, что основные понятия частных наук носят только операциональный характер, который имеет мало общего с поиском абсолютной истины. Соглашаясь в принципе с этими доводами, нельзя однако отрицать того факта, что изложение основных понятий всегда представляет собой нечто вроде теории.

В политологии представляется возможным разделить методы на две группы: традиционные и новые. К первой группе относятся следующие.

Исторический метод. Важность применения в политическом анализе исторического метода в огромной степени обусловлена потребностями политической практики, ибо своевременное и правильное его применение позволит избежать проявлений волюнтаризма и субъективизма в политике. Кроме того, точное и полное отражение истории изучаемого политического явления, события предполагает также воспроизведение конкретных черт и специфических особенностей, присущих им в конкретных исторических условиях.

Метод сравнения. С точки зрения формальной логики всякое сравнение – это действие, направленное на установление признаков сходства или различия двух или более сопоставимых событий, явлений, так как “кто знает одно, не знает ни одного”. Известно и высказывание Юма: “Если хотите знать греков и римлян – изучайте англичан и французов”. Сравнительный метод в политике ориентирует прежде всего на раскрытие общих черт политической жизни разных стран, народов и эпох. Однако только этим он ограничиться не может, так как в политике мы имеем дело с системами особой сложности. К примеру, в политике, как нигде, большое значение имеют такие “подвижные переменные”, как личность лидера, динамика политических ситуаций, процессов, соотношение и расстановка политических сил; как участников политических событий, характер внешних и внутриполитических конфликтов, разработка, принятие и реализация политических решений, поведение избирателей и др. Поэтому сравнительный метод не может фиксировать лишь общие черты политических систем, режимов, а должен выявлять и специфику их функционирования и развития.

Системный подход. В настоящее время он занимает одно из ведущих мест в научном познании вообще. Наиболее широкое применение системный подход находит при исследовании сложных развивающихся объектов – многоуровневых, как правило, самоорганизующихся. К ним, в частности, и относятся политические системы, организации, институты. При системном подходе объект рассматривается как множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Например, среди политических институтов важное место принадлежит государству. При его анализе основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри государства (системы), так и в его взаимоотношениях с внешним окружением (другими политическими институтами внутри страны, государствами). Государство структурно представлено многими элементами. Среди них основным является аппарат управления, состоящий, в свою очередь, из сотен элементов. Системный подход в политологии одним из первых применил Д. Истон (США). Подробно его концепция изложена в теме «Политические системы».

  В силу чрезвычайно большого числа элементов, составляющих объекты политического характера, при системном подходе требуется использование современной вычислительной техники.

 Структурно-функциональный анализ. Используя структурно-функциональный подход, политолог определяет важнейшие структуры и пытается проследить их функции или же анализирует определенные действия в обратном порядке – вплоть до структур, породивших их, не руководствуясь при этом какой-то конкретной связью между данной структурой и функциями. Цель структурно-функционального анализа состоит в количественной оценке тех изменений, к которым данная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциональным обязанностям. Этот метод целесообразен для исследования способов сохранения и регулирования системы, однако, максимальный его эффект проявляется в сравнительном исследовании политических систем.

Структурно-функциональный метод позволяет раскрыть не только само строение и внутреннюю форму политической системы, но и описать функции каждого элемента, которые входят в их компетенцию. В анализе проблем политики используются и другие исследовательские процедуры, и в частности, моделирование.

Метод моделирования. Потребность в этом методе возникает тогда, когда исследование реального политического явления, события невозможно или затруднительно, слишком дорого или требует длительного времени. Модель здесь выступает как аналог реального политического объекта. Моделированию подлежат: какой-либо механизм политической системы (скажем, механизм реализации политической власти) или же процесс (к примеру, процесс принятия решений), либо отдельный фрагмент функционирования системы (предположим, управление ею), институты, их элементы или объединения (государство, его органы, политический режим конкретно), взаимодействие с другими политическими системами (международные отношения) и т.п.

Бихевиоризм сыграл заметную роль в становлении и развитии прикладной политологии. Именно в рамках бихе­виоризма были выработаны основные методы прикладных полити­ческих исследований [3, с. 30].:

1) Метод экспертных оценок (метод Дельфин);

2) Метод имитационного моделирования;

3) Метод деловых игр;

4) Количественные методы – статистический анализ, анкетный опрос.

 

МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ

Методы политологии На чем акцентируют внимание Как изучают политику
Институциональный На функционировании и взаимодействии политических институтов: права, государства, политических партий и движений и т.д. Анализ официальных структур и формальных правил принятия решений
Исторический На политических явлениях и процессах во времени и пространстве Анализ изменений политических норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего
Социологический На зависимости политики от социальных факторов: экономики, социальной структуры, культуры и т.д. Анализ политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы
Бихевиористский На личностном измерении политики, поведении отдельного человека Анализ систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность измерения его мотивации
Психологический На субъективных механизмах политического поведения: побуждения, желания, страсти и т.д. Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое поведение
Системный На целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой Анализ характера внутренних связей между составляющими политику элементами

 

Все многообразие этих методов позволяет решать важную задачу – получать достоверные знания о политических процессах в современном обществе.

Политология, как и любая наука, выполняет ряд функций:

Во-первых, это гносеологическая или познавательная функция политологии, суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании по­литической реальности, раскрытии присущих ей объективных связей, основных тенденций и противоречий. Использование ею эмпирических исследований позволяет получить новые знания о политической действительности, расширять и конкретизировать представления о политике, о ее роли в обществе, понимать и объяснять политическое развитие общества в целом.

Во-вторых, это мировоззренческая функция, она выражается в создании целостной картины политического развития общества, осмыслении места и роли политики в развитии всего общества и его основных сфер, в том числе экономической, правовой, духовной. Усвоение этого лежит в основе формирования политической культуры населения. Это позволяет прививать умение правильно анализировать происходящие события, чтобы понять их подлинный смысл и значение в жизни общества и государства, а также стимулировать активное участие населения в политической жизни общества.

В-третьих, это прогностическая функция – опираясь на научные знания, политология составляет прогнозы развития политических процессов (например, прогнозы развития политической ситуации в стране или ре­гионе) для их использования в политической практике субъектов, вырабатывает предложения и рекомендации, необходимые для эффективного управления политической жизнью общества.

Трудности в истолковании политики связаны, прежде всего, с многозначностью этого явления общественной жизни.».

Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы: социологический, субстанциальный и системный, а также акцентированные в определениях политики ее важнейшие конституирующие качества и функции в обществе. В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений политики: социологические, субстанциальные и научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.

Социологические определения характеризуют политику через другие общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, стратификационные, правовые и этические.

Экономические определения политики, наиболее ярко представленные в марксизме, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как выражение экономики, ее потребностей и интересов. Таким образом, политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельность, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономию.

Стратификационные определения трактуют политику как соперничество определенных общественных групп: классов и наций (марксизм) или заинтересованных групп – за реализацию своих интересов с помощью власти (А. Бентли, Д. Трумэн и др.).

Согласно правовым концепциям политика, государство производны от права и прежде всего от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельности государства. Это теории Локка, Руссо, Гоббса, согласно которым политика и прежде всего государство это специализированная деятельность по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав: на жизнь, безопасность, свободу, собственность и т.д.

Этические определения политики представляют ее как деятельность, направленную на достижение общего блага. Ее высшей ценностью является общее благо, включающее такие более частные ценности, как справедливость, мир, свобода и др., целью – служение этому общему благу, нормами – конкретные правила, законы, ведущие к его достижению.

Субстанциальные определения ориентированы на раскрытие той первоосновы, из которой состоит политика. В эту группу определений также входит несколько трактовок политики. Самая распространенная из них – это трактовка политики как действий, направленных на власть: ее обретение, удержание и использование. Политика, писал М. Вебер, это «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».

Институциональные определения характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается и материализу­ется власть, и прежде всего через важнейший институт – государство. Политика предстает в этом случае, по Ленину, как «участие в делах госу­дарства, направление государства, определение форм, задач, со­держания деятельности государства».

Антро­пологические определения основу политики видят в человеке и его природе. С этой точки зрения, политика – форма цивилизованного общения людей на основе пра­ва, способ коллективного существования человека.Аристотель, например, считал, что человек – существо политическое, поскольку он ­существо коллективное. Нормальная жизнь человека, удовлетворе­ние его многообразных потребностей и обретение счастья возмож­ны только при общении с другими людьми. Высшей, по сравне­нию с семьей или селением, формой такого общения и выступает политика. Ее превосходство над предполитическим общением со­стоит в том, что она представляет собой общение в государстве свободных и равных людей по нормам права, воплощающего спра­ведливость, одинаковое отношение ко всем гражданам. С помощью политики, государства в общении людей достигается гармония.

Конфликтные определения политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику. С точки зрения таких противоречий политика рассмат­ривается как деятельность по насильственному и мирному разреше­нию конфликтов. Хотя общую окраску политике придает конфликт, она обычно невозможна без определенного консенсуса, согласия ее участников, основанного на их общей заинтересованности в общественном порядке, на признании правомерности власти и необходимости подчинения закону и т.п.

С системной точки зрения поли­тика является относительно самостоятельной системой, сложным социальным организмом, целостностью, отграниченной от окружа­ющей среды - остальных областей общества - и находящейся с ней в непрерывном взаимодействии. Политическая система заботит­ся о самосохранении и призвана удовлетворять целый ряд обще­ственных потребностей, важнейшая из которых интеграция об­щества (Д. Истона, Г. Алмонд).

 

Такое обилие научных характеристик объясняется, прежде всего, сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций. Обобщая различные определения, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по осознанию и представлению своих противоречивых коллективных интересов, выработке обяза­тельных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.

Категория «политика» является в политологии самой общей. Ее содержание последовательно раскрывается в более конкретных категориях:

Политическая система – одно из важнейших понятий в политологии. Ее определяют как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих государственных и общественных институтов, осуществляющих политическую власть в обществе, а также отношения между ними по поводу власти. По сути, она есть механизм, с помощью которого осуществляются власть в обществе, руководство и управление им. Деятельность политической системы направлена на регулирование существующих в обществе политических отношений и происходящих в нем политических процессов. 

Государство – это наиболее влиятельный субъект осуществления власти, поэтому государство по праву считается ядром политической системы любого общества. Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Политический режим это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей. Главные характеристики политического режима: объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, методы выработки политических решений и т.п.

Политическая власть – это реальная способность и возможность одного субъекта оказывать влияние на другого субъекта с помощью каких либо средств с целью реализации своей воли и интересов. Она проявляется в форме социального господства, ведущей роли или руководства тех или иных социальных классов, а чаще всего в сочетании вышеназванных форм.

Политическое лидерство – это постоянное и легитимное влияние индивида, занимающего властные позиции, на группу, организацию, общество в целом.

Политическое сознание – это особая форма общественного сознания, в которой воспроизводится в идеальном плане политическая реальность (политические отношения, институты, деятельность), а также осуществляются ее истолкование и оценка. Оно включает в себя теории, идеи, чувства, представления, ценности, ожидания, настроения и т.д., складывающиеся у различных социальных групп и индивидов на основе их включения в систему политических отношений и участия в процессах осуществления политической власти.

Кроме того при анализе политических явлений и процессов политической жизни используются также понятия, позаимствованные политологией у других граничащих с ней дисциплин. Это такие категории как общество, правовое государство, свобода, народ, патриотизм, право, справедливость, революция, эволюция, статус, демократия, диктатура, идеология, оппозиция и другие.

Разнообразные методы исследования, применяемые политологией, позволяют глубже и всестороннее познать ее предмет. Они представляют собой приемы, способы изучения политики.

 

 


 


Заключение

 

Политика является одной из важнейших сфер общественной жизни, наряду с такими сферами как экономика, культура, образование и др. Роль политики как особой сферы общественной жизни обуслов­лена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером; способностью воздействовать практически на любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события; вклю­ченностью, или проникающей способностью.

Почему нужно изучать политологию? Есть множество ответов на этот вопрос, большинство из которых можно суммировать в пяти пунктах:

1. Обучая искусству владения политикой как инструментом организации жизни людей, методам властвования, политология помогает формировать политическую культуру народа, создавать гражданское общество, столь необходимое для обеспечения прав и свобод человека;

2. Являясь частью демократической системы образования, политология стоит на страже сохранения гуманистических норм в отношениях между человеком и государством;

3. Политология помогает улучшать качество принимаемых политических решений, раскрывая их социально-политические последствия, которые могут быть и неожиданными, и нежелательными;

4., В современных условиях без научных политических исследований практически невозможно принимать взвешенные политические решения, обеспечивать безопасное будущее;

5. Политология имеет и большое воспитательное значение. Американские ученые Х. Юрлоу и Д. Марч считают, что политическая наука несла и продолжает нести главную нагрузку в воспитании будущих граждан, так как она "оказывает огромное влияние на распространение политических идей и идеалов, политических норм и обычаев, политической информации и знаний".

Каждый идущий сознательно по жизни человек должен знать, какие политические силы сегодня действуют в стране и мире и чьи интересы они выражают и отстаивают, какие из них ему выгоднее и целесообразнее поддерживать в их политических начинаниях. И тут без политологии не обойтись. Тем же, кто рассчитывает остаться в стороне от политики, следует знать уже ставшую сакраментальной максиму: если вы не занимаетесь политикой, то политика сама займется вами, но уже без учета ваших интересов и пожеланий

Политическая история изучает политические теории, взгляды, институты и события в их хронологической последовательности и связях друг с другом. Вся человеческая история в определенном смысле – это прошлая политика. Без знания истории невозможно понять и предвидеть будущее. Поэтому любые значительные политические исследования так или иначе предполагают обращение к политической истории

Для исследования политической сферы общества создана специальная наука, названная политологией. Политология представляет собой попытку достичь систематического, обоснованного и обладающего объективной ценностью знания о политической действительности, и благодаря этому она является важным орудием обеспечения эффективности политического действия.

Для понимания сути и содержания политологии в первом вопросе рассмотрены объект и предмет политологии, показана дискуссионность данного вопроса в среде ученых, занимающихся исследованием данной сферы общества. Во втором вопросе рассмотрены основные категории, методы и функции политологии, как науки.

Также выполнено практическое задание, в котором показана разница фундаментальных и прикладных политологических исследований.

 


Практическое задание

Заполните таблицу сравнительных характеристик фундаментальных и прикладных политологических исследований:

Основные характеристики Фундаментальные исследования Прикладные исследования
1. Цель исследования Познавательная, т.е. познание глубинных сущностных связей и отношений в политической сфере общества, механизмы формирования и развития данной сферы во взаимосвязи с другими сферами общества Преобразовательная -познание текущей политической ситуации с целью оказать влияние и изменить текущую политику, для решения конкретных проблем и достижения реального политического эффекта
2. Роль субъекта исследования Объективированная (отстраненно-нейтральная) Субъективированная (активно-заинтересованная)
3. Связь с практикой Опосредованная Непосредственная
4. Взаимосвязь теоретического и практического уровней познавательного цикла От сбора и описания эмпирически-конкретных данных к абстрактно-теоретическим моделям   От абстрактно-теоретических моделей к конкретному их синтезу в практических технологиях  

 

 


 


Список литературы

 

1. Политология: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006

2. Политология: Словарь-справочник / М.А.Василик, М.С.Вершинин, Л.Д.Козырева. – М.: Гардарики, 2000

3. Общая и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997.

4. Политология. Уч. пособие. / Под ред. Б.И. Краснова.М., 1995.

5. Рогачев С.В. Политология. Введение к предмету. – М., 1992.

6. Шаран П. Сравнительная политология. М., 1992. Ч.1.

7. Введение в политологию/ В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 477 с.

8. Политология/ Под ред. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2004. – 588 с.

9. Политология/ Под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 367 с.

10. Политология: курс лекций/ Под ред. Радугина А.А. – М.: "Центр", 1997.

11. Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политическая технология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 599 с.

12.  http://muntjan.viperson.ru/wind.php?ID=521300&soch=1 Михаил Мунтян: Политология: Определение, предмет и объект, функции, методы, основные этапы становления и развития (Лекция)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: