Средства предупреждения и устранения нарушений уголовно-процессуальных норм в деятельности органов дознания

 

Средства предупреждения и устранения нарушений уголовно-процессуальных норм в деятельности органов дознания могут быть реализованы двумя путями: посредством прокурорского надзора и внутриведомственным путём.

В связи с переходом к работе в новых условиях уголовного судопроизводства, установленных Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", в целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при расследовании преступлений, был издан Приказ Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», который регламентировал правовые основы процессуального статуса прокурора на стадии досудебного производства по уголовному делу в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

Так, нормой ч. 1 ст. 37 УПК РФ определено, что прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Как видно из приведенной формулировки, в ней четко и недвусмысленно указывается на два аспекта деятельности прокурора:

1) обязанность в силу и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства,

2) обязанность осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов дознания[4].

Прокурорский надзор представляет собой государственно-властное наблюдение за единообразным исполнением правовых предписаний с принятием мер к восстановлению нарушенных прав[5]. При этом прокурор выполняет роль государственного гаранта реализации основного назначения уголовного судопроизводства, что обязывает его инициативно и своевременно предупреждать нарушение законов любыми участниками уголовного судопроизводства. Иной подход влечет безынициативность процессуальной фигуры прокурора, так как предполагает реагирование на совершенное действие или допущенное бездействие, как правило, только при наличии сигнала о нарушении.

По своей природе на досудебных стадиях уголовного процесса любая деятельность прокурора имеет властно-распорядительный характер, в связи с чем выделение отдельной группы властно-распорядительных полномочий не имеет практического смысла.

Прежде всего, прокурор выступает как субъект надзора за исполнением законов. Обладая властными полномочиями, он вправе отстранить лицо, производящее расследование по делу в форме дознания, передать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому, освободить всякого незаконно задержанного или лишенного свободы.

В практическом плане представляется актуальной классификация полномочий прокурора по содержанию проводимых мероприятий. Их можно разделить на три основные группы:

1) средства, с помощью которых прокурор выявляет нарушения закона;

2) средства реагирования на выявленные нарушения;

3) средства предотвращения нарушений законности.

При этом, как и остальные, данная классификация является в известной степени условной, поскольку в практике работы органов прокуратуры, да и в уголовно-процессуальной теории, подчас невозможно четко разграничить действия прокурора по выявлению нарушений закона и по их устранению. Так, в ходе приема и рассмотрения жалоб на действия органов предварительного расследования могут одновременно сочетаться и выявление нарушений, и их устранение, что обычно оформляется одним процессуальным документом - требованием прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания.

Выявив нарушения закона органом дознания, прокурор обязан своевременно принять меры по их устранению.

В этих целях он может использовать различные формы реализации своих полномочий.

1. Постановление о направлении материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства. Право вынесения такого процессуального решения является одним из основных полномочий прокурора по осуществлению уголовного преследования на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

2. Требование устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания.

Закон не регламентирует, в какой форме - письменной или устной - излагается данное требование прокурора. Возможны оба варианта. При ознакомлении с материалами расследования по представленным материалам уголовного дела прокурор устанавливает факты нарушения федеральных законов. В этом случае требование об устранении нарушений федерального законодательства он выражает в письменной форме.

Независимо от формы выражения требование прокурора должно содержать конкретные факты нарушения федерального законодательства, в нем должны быть указаны должностные лица, допустившие нарушения. Мотивировка вынесения требования прокурора должна быть ясной, грамотной, аргументированной.

В ней должны быть указаны нарушенные правовые предписания материального и процессуального федерального законодательства, последствия, которые наступили или могут наступить в результате допущенных нарушений (признание доказательств недопустимыми; возвращение уголовного дела на дополнительное расследование; незаконное возбуждение уголовного дела или привлечение к уголовной ответственности и т.д.).

Наконец, в требовании прокурора должны излагаться конкретные предложения начальнику органа дознания, начальнику подразделения дознания (по уголовному делу, производство которого проводится в форме дознания) по устранению допущенного нарушения.

Следует иметь в виду, что письменные требования прокурора начальнику органа дознания, а также начальнику подразделения дознания являются для них обязательными к исполнению и обжалование ими требования прокурора вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

3. Письменные указания дознавателю о направлении расследования и производстве процессуальных действий.

Такие указания в пределах своей компетенции прокурор может давать по любому уголовному делу, находящемуся в производстве органа дознания.

Указания прокурора должны даваться в письменной форме (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ) и быть конкретными. Письменные указания являются процессуальными документами и поэтому приобщаются к делу, а копии их хранятся в наблюдательном производстве. Согласно ч. 4 ст. 41 и ч. 4 ст. 40.1 УПК РФ дознаватель вправе обжаловать указания прокурора - вышестоящему прокурору, не приостанавливая их исполнения.

4. Постановление об отмене незаконного или необоснованного постановления нижестоящего прокурора или дознавателя.

Право отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, предусмотренное п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, вытекает из принципа единства и централизации организации и деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. Обеспечивая надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, прокуроры руководствуются установленной иерархией ведомственных уровней органов прокуратуры и органов дознания при распространении компетенции на субъекты, поднадзорные нижестоящим прокурорам.

5. Письменные указания дознавателю о направлении расследования, производстве процессуальных действий, утверждение постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу.

Полномочие прокурора давать дознавателю указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий, с одной стороны, представляет собой способ процессуального руководства организацией проведения дознания, с другой - является средством принятия мер к полному, всестороннему и объективному проведению расследования и одновременно - особой правовой конструкцией, обеспечивающей законность принятия решения по результатам расследования. Для его реализации применяются следующие основные методы:

- систематическое ознакомление с материалами расследования уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, путем непосредственной проверки и изучения материалов уголовных дел либо ознакомления с наблюдательным производством по уголовному делу;

- обобщение практики расследования преступлений за определенный период времени или по отдельным категориям уголовных дел, что позволяет прокурору выявлять типичные ошибки в правоприменительной деятельности органов дознания при осуществлении ими расследования и разрабатывать мероприятия по улучшению качества расследования преступлений.

Постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу подлежит утверждению прокурором, который проверяет материалы расследования на предмет полноты, всесторонности и объективности его проведения, точного, безусловного и единообразного исполнения требований уголовно-процессуального и уголовного законодательства органом дознания и его должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу.

При выявлении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания, которые не позволяют сделать обоснованный вывод о наличии оснований к прекращению уголовного дела и (или) уголовного преследования в соответствии с требованиями ст. 24 - 28 УПК РФ, прокурор не утверждает постановление дознавателя и принимает постановление о его отмене в связи с его незаконностью и (или) необоснованностью. Он также в данном случае, в соответствии с предоставленными ему правомочиями, обязан дать дознавателю письменное указание о направлении дальнейшего расследования, а также вынести требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания.

В случае утверждения прокурором постановления дознавателя о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям в отношении подозреваемых и обвиняемых по основаниям, установленным п. 1, 2 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, прокурор обязан принять установленные УПК РФ меры по реабилитации этих лиц.

6. Решение об отстранении дознавателя от дальнейшего производства расследования в случае нарушения процессуального законодательства, допущенного в ходе дознания.

Прокурор, осуществляющий надзор за процессуальной деятельностью органов дознания, вправе отстранить дознавателя от дальнейшего расследования дела, если им будет допущено нарушение уголовно-процессуального закона (п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Вопрос о том, за какие нарушения закона дознаватель подлежит отстранению, прокурор решает в каждом отдельном случае в зависимости от конкретных обстоятельств дела и характера нарушения.

Кроме того, прокурор отстраняет дознавателя в случае его отвода или самоотвода по основаниям, предусмотренным в законе. Рассматривая заявление об отводе, самоотводе, прокурор должен тщательно проверить его мотивы (п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

7. Постановление об изъятии уголовного дела у органа дознания и передаче его следователю, об изъятии уголовного дела у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передаче его следователю Следственного комитета, а также о передаче уголовного дела от одного органа предварительного расследования другому по правилам ст. 151 УПК РФ.

8. Утверждение обвинительного заключения или обвинительного акта по уголовному делу. Возвращение уголовного дела дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

Предупреждение нарушений уголовно-процессуальных норм в деятельности органов дознания предусмотрены также ст.40.1 УПК, в соответствии с которой начальник подразделения дознания уполномочен отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу.

Полномочия начальника подразделения дознания на отмену незаконных, необоснованных постановлений дознавателя ограничиваются исключительно этим. Иные решения дознавателя вправе отменять только прокурор.

Начальник подразделения дознания уполномочен вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе давать указания о направлении расследования по вопросам выяснения обстоятельств дела, аналогичные тем, что дает прокурор.

Однако в отличие от прокурора начальник подразделения дознания не может дать указание о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, о направлении дела по подследственности в следственный орган.



Задача № 1

 

В ходе расследования обвиняемый Н. скрылся. Дознаватель объявил его в розыск и, руководствуясь ч. 3 ст. 210 УПК РФ, с согласия районного прокурора обратился в суд с ходатайством об избрании в отношении Н. меры пресечения в виде заключения под стражу. Судья районного суда отказался рассматривать этот вопрос, указав, что заключение под стражу может быть избрано судом лишь при личном участии в заседании обвиняемого. Дознаватель обратился с жалобой в вышестоящий суд, указав, что в результате решения районного суда государственные органы лишены возможности задержать Н. в случае его розыска.

Оцените действия дознавателя и судьи.

Решение

Действия судьи правомерны. В соответствии с ч.4. ст.108 УПК постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда с обязательным участием обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд.

Принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления обвиняемого в международный розыск (ч.5.ст.108 УПК).

Дознаватель конечно имеет право, в соответствии со ч.11 ст. 108 УПК обжаловать в вышестоящий суд это решение районного судьи, но он не прав, утверждая, что государственные органы лишены возможности задержать Н. в случае его розыска.

В соответствии с ч.2 ст.91 УПК дознаватель вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, если это лицо пыталось скрыться, или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Задача № 2

 

Составив обвинительный акт, дознаватель вызвал обвиняемого Рогова для ознакомления с материалами дела. Однако Рогов не явился, и, как было установлено, скрылся от органов дознания в неизвестном направлении.

Как следует поступить дознавателю? Имеются ли основания для приостановления расследования и каков порядок приостановления?

Какое решение надлежит принять дознавателю в случае, если Рогов тяжело заболел на момент вызова?

Решение

В соответствии с ч. 2 ст. 225 УПК обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела.

Так как обвиняемый не был ознакомлен с материалами дела и скрылся от органов дознания в неизвестном направлении, предварительное расследование нельзя считать завершённым. Если срок дознания не закончен, то дознаватель в рамках уголовного дела принимает меры по розыску обвиняемого.

Если же срок расследования закончился, то в соответствии с ч.2 ст.208 УПК имеются основания для приостановления предварительного расследования. О приостановлении предварительного расследования дознаватель выносит постановление, копию которого направляет прокурору.

В случае же временного тяжелого заболевания обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, что препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях, дознаватель вправе приостановить предварительное расследование и до окончания его срока.

Заключение

 

Уголовно-процессуальное правонарушение органа дознания, обеспечивающего законность в досудебном производстве - это выразившееся в нарушении норм (нормы) уголовно-процессуального права, прямо закрепленное в законе, виновное, общественно вредное (или общественно опасное для преступлений) деяние должностного лица, совершаемое им с использованием своих служебных полномочий при осуществлении уголовного судопроизводства, влекущее применение мер юридической ответственности.

Гражданско-правовая ответственность за имущественный и моральный вред, причиненный иной незаконной деятельностью органов дознания наступает по общим правилам деликтной ответственности. Под иной незаконной деятельностью следует понимать: освидетельствование, отстранение от должности, выемка, обыск, наложение ареста на имущество.

При производстве указанных процессуальных действий противоправность может иметь место как в случае вынесения незаконного и необоснованного постановления, так и в случае фактического выполнения указанных процессуальных действий.

В гражданских правоотношениях по возмещению вреда, причиненного должностными лицами в сфере уголовного судопроизводства, имеет место два вида причинно-следственной связи: согласно п. 1 ст. 1070 ГК сложная структура причинной связи; п. 2 ст. 1070 - простая и сложная структуры причинной связи.

Из практики работы органов дознания должны быть полностью исключены факты необоснованных задержаний и арестов, незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности. Каждый случай нарушения закона должен быть расценен как чрезвычайное происшествие и должна быть проведена проверка с принципиальными строгими выводами.



Список использованной литературы

 

1. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 01.07.2010) // "Российская газета" - 07.07.2010.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.07.2010) // "Российская газета" - 26.07.2010).

3. Приказ Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».

4. Диков А.В.Обязательства по возмещению вреда, причиненного органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. // Черные дыры в российском законодательстве. - 2001.- №1.- С.45-48.

5. Колмаков П., Обухов И. Что понимать под существенными (фундаментальными) нарушениями, повлиявшими на исход дела? // Уголовное право. 2007. -№ б. - С 87-88.

6. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.И. Радченко. - М.: ЗАО «Юридический Дом «ЮСТИЦИНФОРМ», 2003.

7. Крюков В.Ф. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам: современность и перспективы /Журнал российского права. - 2007.

8. Курс уголовного судопроизводства: Учебник: В 3 т. / Под ред. В. А. Михайлова. - М., 2006.-Т. 1.

9. Победкин А.В., Бурцев С.Н. Нарушения уголовно-процессуальных норм в деятельности органов дознания, средства их предупреждения и устранения. – М.: Изд-во Юритлитформ, 2010.

10. Шевелева Е. В.Ответственность за уголовно-процессуальные правонарушения субъектов, обеспечивающих законность в досудебном производстве: Автореф. дисс. канд. юрид. наук - Тюмень,2008.

11. Ястребов В.Б. Учебник прокурорского надзора. - М., 2005.

 


[1] Шевелева Е. В.Ответственность за уголовно-процессуальные правонарушения субъектов, обеспечивающих законность в досудебном производстве: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Тюмень,2008.

[2] Курс уголовного судопроизводства: Учебник: В 3 т. / Под ред. В. А. Михайлова. - М., 2006.-Т. 1.- С. 275.

[3] Диков А.В.Обязательства по возмещению вреда, причиненного органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. // Черные дыры в российском законодательстве. - 2001.-  №1.- С.45-48.

[4] Крюков В.Ф. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам: современность и перспективы /Журнал российского права. - 2007. – С.65.

[5] Ястребов В.Б. Учебник прокурорского надзора. - М., 2005. С. 7.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: