Правоохранительная деятельность таможенных органов

Правоохранительная деятельность является одной из функций таможенных органов. Эта деятельность направлена на борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела в целях защиты безопасности страны, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья людей, на охрану окружающей природной среды, пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и др.

Эта деятельность осуществляется в форме: производства по делам об административных правонарушениях; производства дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам, отнесенных к компетенции таможенных органов; производства оперативно-розыскной деятельности.

Для осуществления правоохранительной деятельности в центральном аппарате Федеральной таможенной службе созданы: главное управление по борьбе с контрабандой; управление таможенных расследований и дознания и управление собственной безопасности. Во всех региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах созданы соответствующие подразделения (управления, отделы, отделения) для производства по делам о нарушении таможенных правил и проведения оперативно-розыскных действий.

Таможенные органы являются органами дознания и имеют право осуществлять уголовно-процессуальную деятельность в соответствии с УПК РФ Таможенные органы проверяют заявления и сообщения о преступлениях и принимают по ним соответствующие решения, проводят в полном объеме предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам, отнесенных к компетенции таможенных органов, производят неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие, исполняют отдельные поручения органов предварительного следствия.

В соответствии с действующим законодательством таможенные органы России производят дознание по делам, отнесенным к их компетенции:

- о контрабанде, то есть о незаконном перемещении в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенном с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием (ч. 1 ст. 188 УК РФ);

- по незаконному экспорту технологий, научной информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);

- по невозвращению на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);

- об уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенном в крупном размере (ст.194 УК РФ).

Материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.

Неотложные следственные действия производятся таможенными органами по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие, в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ. Производство неотложных следственных действий осуществляется таможенными органами в течение 10 суток после возбуждения уголовного дела в целях обнаружения и закрепления следов преступления и обнаружения лиц, его совершившего. После этого таможенный орган направляет уголовное дело по подследственности в соответствующий следственный орган для дальнейшего производства предварительного следствия.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ таможенные органы как органы дознания обязаны исполнять письменные поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также оказывать содействие при их осуществлении (ст. 38 УПК РФ).

Таможенные органы вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность, то есть гласно и негласно проводить оперативно-розыскные мероприятия в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (п. 5 ст. 19 Закона о таможенном регулировании в РФ).

Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов включает:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

- выявление и установление лиц, их подготавливающих или совершающих;

- осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов предварительного расследования и суда, уклоняющихся от уголовного наказания;

- розыск без вести пропавших;

- добывание информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности.

Оперативно-поисковые подразделения таможенных органов вправе проводить следующие оперативно-розыскные мероприятии: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочную закупку; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемую поставку; оперативный эксперимент (ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Примечание. В настоящее время до 70% преступлений в таможенной сфере выявляется в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности. В 2013 г. правоохранительные подразделения таможенных органов возбудили 1796 уголовных дел, относящихся к компетенции таможенных органов, 59680 дел об административных правонарушениях, назначили административные штрафы на сумму 85.7 млрд. рублей. Из незаконного оборота изъято более 339 кг наркотических и психотропных веществ, их прекурсов или аналогов, около 22 кг сильнодействующих веществ.

Результаты оперативно-розыскной деятельности после их процессуального закрепления могут использоваться при производстве дознания таможенными органами. Порядок представления сведений, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, определён в Инструкции «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд» от 17.04.2007 г.

Таможенные органы вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Полномочия таможенных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях определяются Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 23.8).

КоАП РФ устанавливает категорию административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил - ст. 16.1-16.23) и круг субъектов, которым предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях (ст. 23.8).

К числу нарушений таможенных правил КоАП РФ, в частности, относит:

- незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки (ст. 16.1), недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (ст. 16.2), несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации (ст.16.3), недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации (ст. 16.4), представление недействительных документов при совершении таможенных операций (ст. 16.7), несоблюдение порядка таможенного транзита (ст.16.10), несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений (ст. 16.12), совершение грузовых или иных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, без разрешения или уведомления таможенного органа (ст. 16.13), несоблюдение таможенной процедуры (ст.16.19), нарушение сроков уплаты таможенных платежей (ст.16.22), незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела (ст.16.23).

Перечень должностных лиц таможенных органов РФ уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание определяется приказом руководителя Федеральной таможенной службы РФ.

Дела об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами, рассматривают: руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела; его заместители; руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители; начальники региональных таможенных управлений, их заместители; начальники таможен, их заместители; начальники таможенных постов (ст. 23.8 КоАП РФ).

Для выполнения возложенных на них функций таможенные органы вправе (ст. 19 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»):

1) принимать меры, предусмотренные актами таможенного законодательства Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, а также иного законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, в целях обеспечения лицами соблюдения этих актов;

2) требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и иного законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы;

3) проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;

4) требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела;

5) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также в целях обеспечения собственной безопасности;

6) осуществляют неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

7) привлекать лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

8) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений, предварительное расследование по уголовным делам о которых отнесено уголовно-процессуальным законодательством к компетенции таможенных органов, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный ущерб, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

9) задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций;

11) получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с настоящим Федеральным законом;

12) предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления:

а) о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней;

б) об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

в) о признании имущества бесхозяйным;

г) в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле и иным законодательством Российской Федерации;

13) разрабатывать, создавать и эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

!!! Должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу, специальные средства, оружие и использовать служебных собак в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (ст. 26 – 30 Закона О таможенном регулировании в РФ).

Применению физической силы, специальных средств и оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и в случае применения оружия - предупредительные выстрелы.

При этом должностные лица таможенных органов обязаны:

1) предоставить достаточно времени для выполнения своих законных требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность их жизни и здоровью, может повлечь иные тяжкие последствия, при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, судов и транспортных средств или при иных обстоятельствах, когда предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;

2) обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, оказание первой помощи и немедленно уведомить о происшедшем начальника таможенного органа, который сообщает об этом прокурору не позднее 24 часов.

При применении физической силы, специальных средств и оружия в зависимости от характера и степени опасности правонарушения, а также степени оказываемого противодействия должностные лица таможенных органов обязаны исходить из того, что ущерб, причиненный при устранении опасности, должен быть минимальным.

В случае применения физической силы, специальных средств и оружия, использования служебных собак с нарушением установленного порядка должностные лица таможенных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФТС России и ее органы взаимодействуют с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, физическими и юридическими лицами, налоговыми органами, Федеральной службой судебных приставов, пограничными контрольно-пропускными пунктами, со следователями территориальных и транспортных прокуратур, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором), Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзором), Пограничной службой ФСБ России и др.

Одной из форм взаимодействия является заключение соглашений о взаимодействии (информационном взаимодействии) ФТС России с федеральными органами исполнительной власти и иными организациями. Порядок заключения вышеуказанных соглашений определяется Приказом ФТС России от 30 сентября 2011 г. N 1981 "Об утверждении Регламента организации работ по соглашениям о взаимодействии (информационном взаимодействии) ФТС России с федеральными органами исполнительной власти и иными организациями".

Ведомственный контроль - деятельность таможенных органов, направленная на обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле при принятии таможенными органами решений и совершении таможенными органами или должностными лицами таможенных органов действий (бездействия) при реализации ими задач и функций в области таможенного дела.

Ведомственный контроль за деятельностью таможенных органов осуществляется вышестоящими органами системы таможенных органов по отношению к нижестоящим звеньям в форме инспекторских проверок, ревизий финансово-хозяйственной деятельности и юридического контроля со стороны правового отделения, юрисконсульта таможенного органа.

Судебный контроль осуществляется путем рассмотрения жалоб на незаконные решения и действия таможенных органов. Надзор за соблюдением и исполнением законов таможенными органами, а также за соответствием законам правовых актов, издаваемых таможенными органами, осуществляется органами прокуратуры (прокурорский надзор).

Ответственность таможенных органов и их должностных лиц наступает за нарушение законодательства и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. За неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность. Условия наступления каждого вида ответственности закрепляется в соответствующем законодательстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: