Опишите и проанализируйте 1-2 известные вам из жизненной практики события, характеризующие опасности, связанные с человеком как звеном технической системы

Мы живем в эпоху чрезвычайно сложных и мощных технических систем, созданных человеком. Эти системы значительно облегчили нашу жизнь, сократили расстояния, сделали возможными и доступными.

В разнообразных системах типа "человек-машина" человек является главным звеном. Но далеко не всегда и не во всех случаях это звено оказывается достаточно надежным. Постепенно накапливается все больше данных, свидетельствующих о том, что причиной происходящих время от времени крупных аварий на сложных технических, технологических и транспортных объектах, нередко сопровождающихся значительными разрушениями и человеческими жертвами, являются не только фатальные стечения неблагоприятных обстоятельств или отказы тех или иных технических устройств, но и в не меньшей степени – неправомерные действия людей. При этом чаще всего возникают аварийные ситуации, связанные с человеческими ошибками, на транспорте и в авиации, где они представляют особую опасность.

Вот, например, к какому заключению пришли американские эксперты, изучавшие обстоятельства возникновения аварийной ситуации во время 11-часового перелета самолета "Боинг - 747" тайваньской авиатранспортной компании. Ситуация лишь по счастливой случайности не закончилась гибелью машины, пассажиров и экипажа.

Все произошло над Тихим океаном недалеко от города Сан-Франциско, При подлете к аэропорту самолет на высоте около 12 километров стал крениться на правое крыло, затем сделал "бочку", то есть полный оборот вокруг продольной оси и начал беспорядочно падать в основном в перевернутом положении. Лишь достигнув высоты около трех километров, машина подчинилась рулям и произвела посадку, несмотря на потерю значительной части хвостового оперения.

Это произошло из-за того что, находясь около 10 часов в полете, тайваньский экипаж большую часть этого времени наблюдал за показаниями приборов и работой автопилота. Когда самолет слегка качнуло, автопилот в соответствии с программой сперва уменьшил силу тяги двигателей, а через 30 с секунд вновь ее увеличил. Однако один из двигателей, расположенный на правом крыле, при этом заглох. Так как у "БОИНГА -747" четыре двигателя, то выход из строя одного из них не является катастрофическим. Полет может вполне нормально продолжаться и дальше, но для этого необходимо немедленно выключить автопилот и вести самолет вручную, поскольку автопилот на подобную ситуацию не запрограммирован. Однако командир "Боинга", сосредоточив все внимание на заглохшем двигателе, вопреки установленным правилам этого не сделал.

Самолет начало разворачивать вправо. Отреагировав на это, автопилот, который не мог «знать» об отказе одного из двигателей, поступил как обычно в подобных случаях – то есть повернул машину влево. Началось своеобразное отчаянное "соревнование" двух автоматических систем – самолета и автопилота. Самолет "стремился" развернуться вправо, а автопилот этому воспрепятствовать. Это "смертельное" соревнование продолжалось около четырех минут, а командир авиалайнера так и не обратил внимание на происходящее.

Заметив неладное командир выключил автопилот. Но сделал это в неудачный момент, когда самолет, выиграв соревнование с автопилотами и не встречая больше "сопротивления" с его стороны, резко накренился вправо. Командир, взявший на себя управление машиной, не сумел вовремя на это среагировать. Самолет перевернулся и стал падать.

Таким образом, к аварийной ситуации привел грубейшая ошибка командира корабля, не отключившего автопилот сразу после остановки одного из двигателей. Что же касается запоздалой реакции пилота на резко возросший крен самолета, то случившееся вполне закономерно. Как показывают специальные исследования, для того, чтобы оператор, который на протяжении длительного времени находился в положении "следящего" за работой автоматов, перешел на положение "управляющего", необходимо, по крайней мере, несколько секунд. А в распоряжении командира аварийного лайнера этого резерва времени не оказалось. Но начало всему происшествию положила его ошибка, которую ничем нельзя оправдать.

Происходят подобные аварии и в нашей стране. В конце февраля 1988 года к аэропорту Сургута подлетал рейсовый самолет «ТУ-134». Командир при подходе запросил разрешения на посадку по кратчайшему пути со стороны, противоположной той, откуда ее совершали в тот день другие машины. Диспетчер согласие дал, однако не включил радиосредства для обеспечения посадки в необычном направлении. При заходе на полосу самолет неожиданно оказался в условиях резкого ухудшения видимости. В подобных случаях пилот обязан немедленно прекратить снижение и сделать второй заход. Но командир корабля этого не сделал и продолжил посадку. В результате он промахнулся и посадил самолет в стороне от посадочной полосы. Машина разрушилась, возник пожар. Цена риска – гибель 17 пассажиров и трех членов экипажа, а так же 37 человек получили ранения и травмы.



Заключение

Безопасность – одна из основных потребностей человечества. Её обеспечение требует учета различных аспектов жизнедеятельности людей – социальных, экономических, политических, технических, военных, информационных, экологических и др.

В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться.

Защита от социальных опасностей заключается в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Кроме того, требуется соответствующая подготовка человека, позволяющая адекватно действовать в опасных ситуациях. Все опасные, экстремальные и чрезвычайные ситуации, так или иначе, влияют на человека и на общество в целом. Например, землетрясения нарушают нормальную «жизнь» человека и общества. Нет ни одной опасной, экстремальной или чрезвычайной ситуации, ни повлиявшей на человека или на общество, иногда страдают целые народы и государства.

Если недооценивать и игнорировать социальные угрозы, они могут привести к ЧС социальной направленности. Фактически любая из их разновидностей – экономический кризис, социальный взрыв, национальный или религиозный конфликт, террористический акт и пр. – может сегодня стать реальностью в нашей стране.

 



Тесты

Тест 1. По классу химических соединений вредные вещества в питьевой воде классифицируются как:

1. Канцерогенные

2. Органические

3. Неорганические

4. Общетоксические

Ответ: 2, 3

Гигиенические нормативы содержания вредных веществ в питьевой воде:

- Неорганические вещества (элементы, катионы, анионы)

- Органические вещества (углеводы, галогенсодержащие соединения, кислородсодержащие соединения, азотсодержащие соединения, серосодержащие соединения, фосфорсодержащие соединения, гетероциклические соединения, элементоорганические соединения) (СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды).

Тест 2. Параметры микроклимата на производстве это:

1. Атмосферное давление и температура

2. Температура, скорость движения и запыленность воздуха, пространственное расположение рабочих мест

3. Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха, запыленность

4. Скорость движения воздуха и внешнее освещение

Ответ: 3

Метеорологические условия (микроклимат) в рабочей зоне производственного помещения характеризуется температурой, относительной влажностью и скоростью движения воздуха. Рабочей зоной следует считать пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которой находятся рабочие места.

Тест 3. Производственная травма это:

1. Общее число производственных заболеваний за определенный период времени

2. Длительное воздействие вредных производственных факторов на организм

3. Мгновенное воздействие опасного фактора на организм

Ответ: 2

Производственная травма — повреждение тканей организма работника, вызванное механическим воздействием опасного производственного фактора и повлекшее за собой: необходимость перевода работника на др. работу; временную или стойкую утрату работником трудоспособности; смерть работника.

Тест 4. Укажите международные организации, которые специализированно занимаются проблемами ЧС:

1. Международная организация гражданской обороны

2. Межгосударственный экологический Совет стран СНГ

3. Европейский учебный центр подготовки к стихийным бедствиям

4. Международное Агентство по атомной энергии

Ответ:



Список литературы

1. В.Ю. Микрюков «Безопасность жизнедеятельности» М.: «Феникс» 2007г.

2. С.В.Белов, Л.Л. Морозова, Д.М.Якубович. «Безопасность жизнедеятельности», Издание третье, Москва 2003г.

3. Э.А. Арустамов «Безопасность жизнедеятельности» М.: «Дашков и К», 2001г.

4. Г.А. Безрукавников «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени» М.: «Дрофа» 2007

5. Интернет - энциклопедия «Википедия»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: