Товародвижение — это процесс осуществления и контроля физического перемещения товаров от места нахождения производителя к месту потребления.
Основная цель товародвижения— это доставка нужных товаров в нужные места, в нужное время с минимальными издержками.
Основные процессы товародвижения:
1) обработка заказов;
2) упаковка и складирование;
3)отгрузка;
4)транспортировка;
5) управление запасами;
6) сохранение товарно-материальных ценностей.
Издержки товародвижения складываются из расходов по осуществлению приведенных выше процессов и административных расходов.
При транспортировке нужно выбирать оптимальный вид транспорта для соответствующего вида и объема грузов:
— железнодорожный;
— водный;
— автомобильный;
— трубопроводный;
— воздушный.
Основными способами товародвижения являются:
· прямой способ;
· способ привлечения услуг со стороны агентов;
· способ товародвижения с учетом привлечения оптовых покупателей.
Прямой способ — это физическое перемещение товаров от производителя непосредственно к покупателю. Этот способ используется при выпуске узкоспециализированного товара в условиях, когда потребители расположены относительно близко к производственным подразделениям фирмы. При этом производитель имеет возможность оперативно реагировать на требования и пожелания покупателей.
|
|
Использование услуг агентовнеобходимо, когда фирма недостаточно знает рынок, а для маркетингового исследования нет финансовых ресурсов. С другой стороны, у агентов, как правило, нет собственных складских помещений, что позволяет им перемещать товар непосредственно со складов фирм-производителей и выступать в качестве промежуточного звена.
В условиях, когда потребители территориально находятся далеко и разбросаны по многим регионам, фирма-производитель прибегает к услугам оптовых представителей.Это позволяет производителю снимать с себя организационные и транспортные расходы, риск порчи и хищения товаров.
Традиционно с точки зрения маркетинга обычно рассматривают товародвижение как поток, исходящий от производства: производитель — распределение — товародвижение — потребитель.
Из этого видно, что в системе нет закупочной стадии, что отрицательно сказывается на достижении главной цели предприятия — получении максимально возможной прибыли. Поэтому при разработке маркетинговой стратегии нужно исследовать всю цепочку производственно-распределительной системы, а именно: закупка — производство — распределение — товародвижение — потребитель. Необходимо иметь рациональный запас сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции на складах производителя и по всей цепочке товародвижения. Чем больше промежуточных складов от производства до потребления, тем выше издержки.
|
|
Эффективность выполнения производственных и распределительно-сбытовых функций достигается путем:
· снижения затрат, связанных с содержанием и хранением запасов;
· сокращения времени поставок;
· увеличения гибкости производства, его приспособленности к условиям рынка;
· увеличения производительности труда.