III Итоговая государственная аттестация выпускников

  При проведении итоговой государственной аттестации выпускников 9, 11 классов следует руководствоваться нормативными документами:

· Приказ МО и науки России от 28.11.2008г №362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) образования»– журнал «ВО» № 2 2009г;

· Приказ МО и науки России от 30.01.2009г № 16 «О внесении изменения в Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утверждённое приказом МО и науки РФ от 28.11.2008г № 362, об утверждении образца справки об обучении в ОУ, реализующем ООП ООО или среднего (полного) образования» - журнал «ВО» № 8 2009г;

· Приказ Федеральной службы по надзору в сфере науки и образования от 03.02. 2010г «О нормативно-правовом обеспечении проведения ЕГЭ в субъектах РФ» - журнал «ВО России» № 5 2010г;

· Методическое письмо «Об использовании результатов ЕГЭ 2008г в преподавании физики в ОУ среднего (полного) общего»- журнал «Физика в школе» № 2 2009г;

· Методическое письмо «Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008г в преподавании физики» - журнал «Физика в школе» № 2 2009г;

· Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 класса по физике в новой форме – журнал «Физика в школе» № 1 2008г;

 

 Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, размещённые на сайте ФИПИ (http:// www.fipi.ru):

· Методическое письмо «Об использовании результатов ЕГЭ 2009г в преподавании физики в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования»;

· Методическое письмо «Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании физики в общеобразовательных учреждениях;

· Документы, регламентирующие разработку контрольных измерительных материалов для государственной (итоговой) аттестации по физике;

· Перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к государственной (итоговой) аттестации.

 

Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки учащихся по предмету должны основываться на требованиях к уровню подготовки выпускников, установленных федеральным компонентом государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования и служащих основой при разработке контрольно-измерительных материалов для государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений. Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в Челябинской области осуществляется в новой форме на основе централизованно разработанных экзаменационных материалов и призвана оценить общеобразовательную подготовку учащихся за курс основной школы. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Учителям, работающим в основной школе, рекомендуется: детально изучить требования к уровню подготовки выпускников основного общего образования, установленные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта; готовить учащихся к государственной (итоговой) аттестации в тестовой форме, с учетом различных видов заданий и форм представления выполнения решения и ответа заданий; довести до сведения учащихся содержание спецификации и кодификатора к экзаменационной работе по физике; при организации проверки и контроля знаний и умений учащихся по темам курса физики использовать разные системы оценивания результатов выполнения заданий с последующим переводом в отметки по пятибалльной шкале.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников средней (полной) школы по физике проходит в форме единого государственного экзамена. В 2009 году на уровне Российской Федерации был проведен анализ результатов единого государственного экзамена не по типам заданий и темам, а по проверяемым в экзаменационной работе умениям. Это позволило выявить не просто отдельные недочеты в усвоении тех или иных частных вопросов, а показать уровень овладения выпускниками наиболее важными видами деятельности, на формирование которых направлено изучение всех разделов школьного курса физики. Дисбаланс в овладении понятийным аппаратом школьного курса физики показал, что лучше всего оказываются усвоенными частные законы и формулы и зафиксирован явный дефицит в понимании сути изученных физических явлений и процессов. Кроме того, выпускники испытывают серьезные затруднения в понимании фундаментальных законов и постулатов физики: постулатов СТО, основных положений теории Максвелла, постулатов Бора.

Эти результаты убедительно доказывают, что бессистемные знания, заучивание формул без осмысления сущности физических процессов и явлений, т.е. все то, что можно получить в результате «натаскивания», не приводит к желаемым результатам при сдаче ЕГЭ. Только сформированная система физических знаний, понимание особенностей протекания изученных явлений, выстраивание иерархии физических законов сможет обеспечить успешность сдачи экзамена.

Одним из возможных конструктивных подходов решения проблемы нехватки учебного времени на систематизацию и обобщение материала является опора на внутрипредметные связи. Это позволит при изучении многих разделов курса физики второй ступени в значительной степени увеличить объём времени на отработку понимания основных законов физики. Особенно это относится к таким разделам физики, как механика, термодинамика, законы постоянного тока.

После изучения курса физики основной школы ученики имеют представление обо всех физических величинах и законах механики. Следовательно, изучение механики на уровне теорий может проходить параллельно с отработкой основных идей механики. В рамках электродинамики малоэффективно половину времени, отводимого на изучение законов постоянного тока, тратить на повторение материала основной школы. Более продуктивна педагогическая технология, при которой решение задач, основанных на этом материале, проходит параллельно с изучением закона Ома для полной цепи.

Анализ ответов на задания, представляющие собой качественные задачи, показал, что большинство выпускников могут лишь узнать физические явления или указать на законы и формулы, которые можно использовать в данной ситуации, но испытывают серьезные трудности при формулировании логически связных объяснений. Очевидно, необходимо шире использовать качественные задачи в процессе изучения предмета, включать такие модели заданий в большинство тематических контрольных работ, а также уделять больше внимания устным ответам учащихся на уроках.

Для качественных задач разработана обобщенная система оценивания, которая построена на описании полного правильного решения. Полное правильное решение таких заданий должно включать правильный ответ (например, что будет наблюдаться, как изменятся показания приборов и т.п.), и полное верное объяснение (логически не противоречивое и отражающее все этапы протекания явления или процесса) с указанием наблюдаемых явлений и законов (названий явлений и законов или необходимых формул). Целесообразно использовать данную систему оценивания качественных заданий в практике преподавания предмета и при текущей проверке знаний и умений учащихся.

Особое внимание следует обратить на формирование умения учащихся решать расчетные задачи. В экзаменационной работе по физике требования, предъявляемые к абитуриентам, поступающим на физические и инженерно-технические специальности, наиболее полно отражаются в заданиях с развернутым ответом, представляющих собой расчетные задачи высокого уровня сложности. К выполнению этой части работы приступает две трети участников экзамена, но большинство из них готовы работать лишь на уровне воспроизведения известных моделей задач. В ряде случаев за выполнение такого рода заданий тестируемым удается получить по одному первичному баллу, но говорить об умении решать задачи данного типа не приходится.

Продуктивным при подготовке к ЕГЭ является анализ условия и понимания возможности использования для решения задачи тех или иных законов. Анализ работ развернутых ответов выпускников показывает существенные отличия в подходах к решению задач экзаменуемых сильных и слабых групп. Выпускники с хорошим и отличным уровнями подготовки, как правило, приводят комментарии к выбору модели и системы уравнений для решения, демонстрируя тем самым понимание физической сути описываемых в задаче явлений и процессов. Можно порекомендовать при обучении решению задач подобного типа не ставить перед учеником задачу решения большого количества однотипных задач на применение того или иного закона. Необходимо обращать внимание на отбор задач на применение одного и того же закона или формулы, обеспечивая не тренировку в запоминании формулы и в математических преобразованиях, а дополнительные возможности осмысления описанных в задачах ситуаций, обсуждения условий применимости закона, использования различных подходов к решению задач на применение одного и того же закона, а также анализ численного ответа.

Один из факторов, влияющих на успешность решения задач по физике, — это сформированность вычислительных навыков учащихся. Можно порекомендовать уделять специальное внимание организации вычислительной работы на уроках физики. Она может быть оптимально выстроена с использованием калькулятора. К настоящему времени в отделе средств обучения ИСМО РАО проведена сертификация серии калькуляторов. Эти калькуляторы входят в перечень оборудования современного кабинета физики и включаются в состав наборов «ЕГЭ-лаборатория», они относятся к непрограммируемым калькуляторам и полностью отвечают требованиям, предъявляемым к калькуляторам, использование которых разрешено на ЕГЭ по физике.

Использование калькулятора при решении задач помогает без особых сложностей получить численный ответ, высвобождает время на осмысление физической сути полученных в ответе значений. С использованием калькулятора повышается эффективность и при оценке погрешностей, что крайне важно при столь необходимом в настоящее время увеличении доли самостоятельного ученического эксперимента.

Освоение курса физики и в дальнейшем успешная сдача ЕГЭ невозможна без привлечения опорных знаний по математике. Значительный педагогический эффект при изучении физических законов и величин может быть получен за счет использования межпредметных связей с математикой.

В экзаменационных вариантах расширен спектр контролируемых методологических умений. Последние задания первой части работы целиком направлены на проверку этих умений, причем как на базовом, так и на повышенном уровне сложности.

На базовом уровне сложности контролируются следующие элементы:

· снятие показаний приборов при измерении физических величин (амперметр, вольтметр, мензурка, термометр, гигрометр);

· правильное включение в электрическую цепь электроизмерительных приборов;

· выбор физических величин, необходимых для проведения косвенных измерений;

·  выбор установки для проведения опыта по заданной гипотезе;

· запись результатов вычисления физической величины с учетом необходимых округлений (по заданной абсолютной погрешности).

На повышенном уровне сложности предлагаются задания, проверяющие умения:

· определять параметр по графику, отражающему экспериментальную зависимость физических величин (с учетом абсолютных погрешностей);

· определять возможности сравнения результатов измерения двух величин, выраженных в разных единицах;

·  на основе анализа хода опыта выявлять его несоответствие предложенной гипотезе;

· анализировать результаты опыта, представленного в виде графика;

· рассчитывать параметры физического процесса по результатам опыта, представленного в виде таблицы.

Результаты экзамена показывают, что выпускники успешно справляются лишь с заданиями на выбор экспериментальной установки по заданной гипотезе и интерпретацию результатов опытов, представленных в виде графиков. Серьезные трудности возникают при определении параметра по графику эксперимента, при анализе результатов эксперимента и при выполнении заданий на сравнение результатов измерения двух величин, выраженных в разных единицах. Кроме того, в заданиях с выбором ответа даже выпускникам с хорошим уровнем подготовки не удается на базовом уровне справиться с заданиями, опирающимися на умения, которые формируются при проведении лабораторных работ.

При конструировании заданий для ЕГЭ все шире используетсяэксперимент, как в заданиях с выбором ответа, так и в серии заданий по фотографиям реальных экспериментов. Основа успешности выполнения этих заданий – формирование экспериментальных умений учащихся, возможное лишь при полноценной реализации в школе практической части программы по физике, при выполнении школьниками всех лабораторных работ.

Курс физики в профильных классах предполагает проведение практикума, который играет огромную роль не только в обобщении материала, но и в системном формировании всего спектра экспериментальных умений.

Для подготовки учащихся к ЕГЭ рекомендуется обратить внимание на работы нового практикума по физике, концепция и содержание которого отражена в публикациях в газете «Физика» (№19, 2009 г.) и журнале «Физика в школе» (№1, 2010 г.) и материалы  сайта ФИПИ (http://www.fipi.ru).

На сайте ФИПИ размещены нормативные, аналитические, учебно-методические и информационные материалы, которые могут быть использованы при организации учебного процесса и подготовке учащихся к ЕГЭ (тренировочные задания из открытого сегмента Федерального банка тестовых материалов).

При организации образовательного процесса учитель должен понимать, что в обычной школьной практике нет четкого деления заданий на учебные и контролирующие. Учебные задания составляются в расчете на то, что ученик делает их впервые. Поэтому надо тщательно выбирать специальные «модельные» ситуации, в которых «выпячивается» то новое, с чем ученик впервые встречается при решении этих задач. Это могут быть новое понятие, новая формула, новый вид взаимосвязи физических величин или явлений.

На выполнение учебных заданий должно отводиться достаточное время. Желательно избегать «принудительного» оценивания выполнения таких заданий. Постепенно учебные задания нужно усложнять, вводить «подвохи», требующие не только фактического знания, но и понимания. Контролирующие задания имеют другую цель: они должны проверить, выполнял ли ученик подобные задания ранее и понимает ли он основные закономерности. Одной из причин неприятия физики у многих учеников является то, что контролирующие задания не отделяются от учебных.

Задания ЕГЭ составлены опытными методистами именно как контролирующие – то есть не в расчете на то, что ученик будет выполнять их впервые на самом экзамене, а с целью проверить, выполнял ли он подобные задания ранее. Потому-то и отводится так мало времени на выполнение большого числа заданий: ведь это «проверка готовности», а не «подготовка»!

Таким образом, изучение любой темы должно пройти четыре этапа:

а)    первый учебный, на котором надо забыть о контроле и все внимание уделить обучению;

б)    первый контрольный (например, самостоятельные работы), в которых дается достаточно большое число простых заданий, где проверяются фактические знания (без «подвохов»);

в)    второй учебный, на котором обращается внимание на типичные «подвохи». Но не с целью создать впечатление, что школьная физика — это намеренная «ловля» на ошибках, а с целью подвести к пониманию основных закономерностей в более сложных и непривычных ситуациях. Только при этом и возникает настоящее понимание,которое без удивления невозможно (или, по крайней мере, не эффективно). Дело в том, что понимание — не начальный, а завершающий этап обучения;

г)    второй контрольный, на котором дается достаточно большое число заданий, в которых проверяется понимание, уже достигнутое ранее при решении задач с «подвохами».

Описанные выше этапы в определенной мере соответствуют уровням сложности заданий.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: