ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБЛЮДЕНИЯ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
НА ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ
ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Методические рекомендации
Москва ● 2010
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБЛЮДЕНИЯ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
НА ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ
ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Методические рекомендации
Москва ● 2010
УДК 347.962:342.7
ББК 67.721-91:67.400.32
Д39
Авторы:
Бессарабов В.Г., доктор юридических наук, профессор (руководитель авторского коллектива) – введение, 1.4, 2.1, 2.2, 3.3;
Ашиткова Т.В., кандидат юридических наук – 1.1–1.3; 1.5; 3.1–3.3;
Сидоренко Е.В., доцент – 1.4;
Скачкова А.Е., кандидат юридических наук, доцент – 1.6;
Шапиева О.Г., доктор юридических наук, профессор – 1.6.
|
|
Рецензент:
Субанова Н.В., кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Д39 | Деятельность органов прокуратуры по обеспечению соблюдения конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи: методич. рекомендации / [В.Г. Бессарабов и др.]; рук. авт. кол. В.Г. Бессарабов; Ген. прокуратура Рос. Федерации; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – М., 2010. – 68 с. |
В работе, исходя из цели и задач прокурорского надзора, рассматриваются вопросы правового регулирования реализации конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, анализируется правоприменительная практика, даются рекомендации по выявлению нарушений законов и предлагаются меры реагирования на них.
Для прокуроров, осуществляющих надзор за соблюдением конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, а также для обучающихся в учебных центрах, институтах прокуратуры.
УДК 347.962:342.7
ББК 67.721-91:67.400.32
© Генеральная прокуратура Российской Федерации, 2010
© Академия Генеральной прокуратуры
Российской Федерации, 2010
Введение
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Особое значение имеет юридическая защищенность граждан и других субъектов права. Достижение данной цели соотносится также с необходимостью движения по пути международно-правовой унификации правовой системы России.
|
|
Оказание квалифицированной юридической помощи гражданам[1] – задача и обязанность государства. Социальная значимость выполнения этой обязанности исключительно велика. Только при надлежащем гарантировании возможно, в частности, эффективное предоставление бесплатной юридической помощи малоимущим. Для реализации закрепленного в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 права на доступ к правосудию и справедливому разбирательству и в соответствии с Европейской Резолюцией № (78)8 Комитета министров о юридической помощи и консультациях, принятой им 02.03.1978, государство должно создать систему юридической помощи малоимущим, которая снимет экономические препятствия для их доступа к правосудию и обеспечит им реальную возможность получения бесплатной квалифицированной юридической помощи для защиты своих прав в судах.
Совершенно очевидно, что особое значение гарантированность получения квалифицированной юридической помощи приобретает при привлечении лица государством к тем или иным видам ответственности. В связи с этим государство не просто провозглашает право на получение квалифицированной юридической помощи, но и предусматривает возможность ее бесплатного предоставления определенным категориям лиц.
Однако, несмотря на закрепление права граждан на получение квалифицированной юридической помощи в Конституции РФ, в российском законодательстве отсутствует единая система норм, устанавливающих критерии оценки качества юридической помощи гражданам, определяющих, какие субъекты и в каком объеме оказывают юридическую помощь, в нем отсутствует понятие «квалифицированная юридическая помощь», что в значительной степени осложняет эффективную реализацию прав и свобод граждан, снижает эффективность борьбы с правовым нигилизмом, на необходимость которой неоднократно указывали высшие органы государственной власти и должностные лица современной России.
Для восполнения пробела учеными и практиками разработан проект федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации», целью которого является приведение законодательного регулирования квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ и международными стандартами. Однако законопроект встретил много нареканий со стороны юридической общественности, в связи с чем юридическая помощь гражданам России продолжает оказываться без надлежащего правового обеспечения.
По-прежнему много жалоб поступает от граждан в различные инстанции на действия и решения должностных лиц государственных органов. Так, больше всего в 2008 г. к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации поступило жалоб с просьбой защитить гражданские (личные) права граждан – 14 222, их доля в общем количестве поступивших жалоб составила 51,9%. До 16,9% возросла доля жалоб, связанных с проблемами нарушения конституционных прав граждан сотрудниками милиции. В группе жалоб, посвященных соблюдению гражданских прав, преобладающими (34,8%) являются жалобы с просьбами оказать содействие в пересмотре приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу[2]. Причины такого массового обжалования гражданами действий и решений должностных лиц и государственных органов многообразны, однако само это явление является показателем того, что граждане в нашей стране не получают достаточную квалифицированную юридическую помощь.
Указанные факторы делают необходимость разработки методики выявления прокурорами нарушений прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи особенно актуальной.
|
|
При подготовке методических рекомендаций был использован опыт, накопленный в прокуратурах субъектов Федерации – республик Башкортостан и Карелия, Волгоградской, Иркутской, Нижегородской, Самарской, Свердловской, Томской, Ульяновской областей.
Авторы методических рекомендаций выражают благодарность прокурорам указанных регионов за предоставленные материалы.
Мы убедились, что эта тема еще недостаточно разработана, и поэтому решили ее изучить и обобщить, подготовив настоящие рекомендации.
Необходимо отметить, что широко распространенный в обществе правовой инфантилизм в сочетании с правовой безграмотностью, а также правовым нигилизмом граждан негативно влияет на уровень законопослушания. В связи с этим никакая, в том числе квалифицированная юридическая, помощь не может заменить потребность формирования системы правового просвещения и правового воспитания граждан, правовой культуры общества, повышения юридической осведомленности граждан, на необходимость которых указано в приказе Генерального прокурора РФ от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».
1. Правовые основы реализации
конституционных прав граждан на получение
квалифицированной юридической помощи