Методические рекомендации

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 



АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБЛЮДЕНИЯ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
НА ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ
ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ






Методические рекомендации

Москва ● 2010

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 


АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБЛЮДЕНИЯ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
НА ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ
ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Методические рекомендации

 

 

Москва ● 2010


УДК 347.962:342.7

ББК 67.721-91:67.400.32

    Д39

 

Авторы:

Бессарабов В.Г., доктор юридических наук, профессор (руководитель авторского коллектива) – введение, 1.4, 2.1, 2.2, 3.3;

Ашиткова Т.В., кандидат юридических наук – 1.1–1.3; 1.5; 3.1–3.3;

Сидоренко Е.В., доцент – 1.4;

Скачкова А.Е., кандидат юридических наук, доцент – 1.6;

Шапиева О.Г., доктор юридических наук, профессор – 1.6.

 

Рецензент:

Субанова Н.В., кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

 

Д39 Деятельность органов прокуратуры по обеспечению соблюдения конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи: методич. рекомендации / [В.Г. Бессарабов и др.]; рук. авт. кол. В.Г. Бессарабов; Ген. прокуратура Рос. Федерации; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – М., 2010. – 68 с.

 

В работе, исходя из цели и задач прокурорского надзора, рассматриваются вопросы правового регулирования реализации конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, анализируется правоприменительная практика, даются рекомендации по выявлению нарушений законов и предлагаются меры реагирования на них.

Для прокуроров, осуществляющих надзор за соблюдением конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, а также для обучающихся в учебных центрах, институтах прокуратуры.

 

УДК 347.962:342.7

ББК 67.721-91:67.400.32

 

© Генеральная прокуратура Российской Федерации, 2010

© Академия Генеральной прокуратуры

Российской Федерации, 2010









Введение

 

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Особое значение имеет юридическая защищенность граждан и других субъектов права. Достижение данной цели соотносится также с необходимостью движения по пути международно-правовой унификации правовой системы России. 

Оказание квалифицированной юридической помощи гражданам[1] – задача и обязанность государства. Социальная значимость выполнения этой обязанности исключительно велика. Только при надлежащем гарантировании возможно, в частности, эффективное предоставление бесплатной юридической помощи малоимущим. Для реализации закрепленного в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 права на доступ к правосудию и справедливому разбирательству и в соответствии с Европейской Резолюцией № (78)8 Комитета министров о юридической помощи и консультациях, принятой им 02.03.1978, государство должно создать систему юридической помощи малоимущим, которая снимет экономические препятствия для их доступа к правосудию и обеспечит им реальную возможность получения бесплатной квалифицированной юридической помощи для защиты своих прав в судах.

Совершенно очевидно, что особое значение гарантированность получения квалифицированной юридической помощи приобретает при привлечении лица государством к тем или иным видам ответственности. В связи с этим государство не просто провозглашает право на получение квалифицированной юридической помощи, но и предусматривает возможность ее бесплатного предоставления определенным категориям лиц.

Однако, несмотря на закрепление права граждан на получение квалифицированной юридической помощи в Конституции РФ, в российском законодательстве отсутствует единая система норм, устанавливающих критерии оценки качества юридической помощи гражданам, определяющих, какие субъекты и в каком объеме оказывают юридическую помощь, в нем отсутствует понятие «квалифицированная юридическая помощь», что в значительной степени осложняет эффективную реализацию прав и свобод граждан, снижает эффективность борьбы с правовым нигилизмом, на необходимость которой неоднократно указывали высшие органы государственной власти и должностные лица современной России.

Для восполнения пробела учеными и практиками разработан проект федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации», целью которого является приведение законодательного регулирования квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ и международными стандартами. Однако законопроект встретил много нареканий со стороны юридической общественности, в связи с чем юридическая помощь гражданам России продолжает оказываться без надлежащего правового обеспечения.

По-прежнему много жалоб поступает от граждан в различные инстанции на действия и решения должностных лиц государственных органов. Так, больше всего в 2008 г. к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации поступило жалоб с просьбой защитить гражданские (личные) права граждан – 14 222, их доля в общем количестве поступивших жалоб составила 51,9%. До 16,9% возросла доля жалоб, связанных с проблемами нарушения конституционных прав граждан сотрудниками милиции. В группе жалоб, посвященных соблюдению гражданских прав, преобладающими (34,8%) являются жалобы с просьбами оказать содействие в пересмотре приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу[2]. Причины такого массового обжалования гражданами действий и решений должностных лиц и государственных органов многообразны, однако само это явление является показателем того, что граждане в нашей стране не получают достаточную квалифицированную юридическую помощь.

Указанные факторы делают необходимость разработки методики выявления прокурорами нарушений прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи особенно актуальной.

При подготовке методических рекомендаций был использован опыт, накопленный в прокуратурах субъектов Федерации – республик Башкортостан и Карелия, Волгоградской, Иркутской, Нижегородской, Самарской, Свердловской, Томской, Ульяновской областей.

Авторы методических рекомендаций выражают благодарность прокурорам указанных регионов за предоставленные материалы.

Мы убедились, что эта тема еще недостаточно разработана, и поэтому решили ее изучить и обобщить, подготовив настоящие рекомендации.

Необходимо отметить, что широко распространенный в обществе правовой инфантилизм в сочетании с правовой безграмотностью, а также правовым нигилизмом граждан негативно влияет на уровень законопослушания. В связи с этим никакая, в том числе квалифицированная юридическая, помощь не может заменить потребность формирования системы правового просвещения и правового воспитания граждан, правовой культуры общества, повышения юридической осведомленности граждан, на необходимость которых указано в приказе Генерального прокурора РФ от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».


1. Правовые основы реализации
конституционных прав граждан на получение
квалифицированной юридической помощи





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: