В кейнсинской модели условие достижения совместного равновесия на рынке благ, денег и капитала определяется пересечением линий IS и LM. Точка их пересечения указывает реальные значения ставки процента и национального дохода, при которых одновременно на трех названных рынках спрос равен предложению. При этом совместное равновесие на рынках благ, денег и капитала является устойчивым.
Для определения точки равновесия сформируем сначала функцию IS. Для этого составляется следующая таблица:
Таблица 2.1 – Формирование параметров равновесия на товарном рынке
Процентная ставка r | Потребительские расходы C | Инвестиционные расходы I | Государственные расходы G | Совокупные расходы E | Национальный доход Y | Сбережения S |
3 | 1351 | 429 | 150 | 1930 | 1930 | 429 |
6 | 1232 | 378 | 150 | 1760 | 1760 | 378 |
9 | 1113 | 327 | 150 | 1590 | 1590 | 327 |
12 | 994 | 276 | 150 | 1420 | 1420 | 276 |
15 | 875 | 225 | 150 | 1250 | 1250 | 225 |
18 | 756 | 174 | 150 | 1080 | 1080 | 174 |
21 | 637 | 123 | 150 | 910 | 910 | 123 |
24 | 518 | 72 | 150 | 740 | 740 | 72 |
27 | 399 | 21 | 150 | 570 | 570 | 21 |
30 | 280 | -30 | 150 | 400 | 400 | -30 |
На основе данных таблицы 2.1 строится функция IS в координатах:
ось X—национальный доход Y;
ось Y—процентная ставка r;
Рисунок 2.1 - Функция IS
Функция IS состоит из различных комбинаций Y и r, при которых на товарном рынке возможно равновесие.
Далее переходим к рассмотрению процесса функционирования денежного рынка. Для этого вначале рассматривается процесс создания денег банковской системой.
Таблица 2.2 – Моделирование денежного мультипликатора
Банк | Дополнительный депозитный счет D | Дополнительные обязательные резервы MR | Дополнительные избыточные резервы K | Накопленная денежная масса M∑ |
1 | 10,4 | 1,25 | 9,15 | 10,4 |
2 | 9,15 | 1,1 | 8,05 | 19,55 |
3 | 8,05 | 1 | 7,05 | 27,6 |
4 | 7,05 | 0,85 | 6,2 | 34,65 |
5 | 6,2 | 0,74 | 5,46 | 40,85 |
6 | 5,46 | 0,66 | 4,8 | 46,31 |
7 | 4,8 | 0,58 | 4,22 | 51,11 |
8 | 4,22 | 0,5 | 3,72 | 55,33 |
9 | 3,72 | 0,45 | 3,27 | 59,05 |
10 | 3,27 | 0,4 | 2,87 | 62,32 |
Денежный мультипликатор = 62,32/10,4 = 5,99
Далее от расчета простого денежного мультипликатора переходим к рассмотрению воздействия Центрального (Национального) банка, коммерческих банков и населения на процесс формирования денежной массы в стране. Данное воздействие анализируется посредством следующих показателей:
- депозитного мультипликатора, показывающего, на сколько максимально могут возрасти депозиты в коммерческих банках при увеличении денежной базы на единицу;
- кредитного мультипликатора, показывающий, на сколько максимально может увеличится сумма банковских кредитов населению при увеличении денежной базы на единицу;
- денежного мультипликатора.
Для расчета данных мультипликаторов составляется табл.2.3
Таблица 2. 3 – Моделирование кредитного, денежного и депозитного мультипликатора
Банк | Дополнительные наличные деньги в обращении MH, млрд. руб. | Дополнительный депозитный счет D, млрд. руб. | Дополнительные обязательные резервы MR, млрд. руб. | Дополнительные избыточные резервы DR, млрд. руб. | Дополнительные кассовые остатки UR, млрд. руб. | Остаточные избыточные резервы (дополнительные кредиты) K, млрд. руб. | Денежная масса MH+D, млрд. руб. |
1 | 2,91 | 7,49 | 0,9 | 6,59 | 0,6 | 5,99 | 10,4 |
2 | 1,68 | 4,31 | 0,5 | 3,81 | 0,4 | 3,41 | 5,99 |
3 | 0,95 | 2,46 | 0,3 | 2,16 | 0,2 | 1,96 | 3,41 |
4 | 0,55 | 1,41 | 0,2 | 1,21 | 0,1 | 1,11 | 1,96 |
5 | 0,3 | 0,81 | 0,1 | 0,71 | 0,07 | 0,64 | 1,11 |
Продолжение таблицы 2.3 | |||||||
6 | 0,2 | 0,44 | 0,05 | 0,39 | 0,04 | 0,35 | 0,64 |
7 | 0,1 | 0,25 | 0,03 | 0,22 | 0,02 | 0,2 | 0,35 |
8 | 0,06 | 0,14 | 0,02 | 0,12 | 0,01 | 0,11 | 0,2 |
9 | 0,03 | 0,08 | 0,01 | 0,07 | 0,007 | 0,063 | 0,11 |
10 | 0,02 | 0,043 | 0,005 | 0,038 | 0,004 | 0,034 | 0,063 |
Итого | 6,8 | 17,43 | 2,12 | 15,32 | 1,45 | 13,87 | 24,23 |
ДМ (депозитный мультипликатор) = 1/α+β(1-γ)+γ(1-α) = 2,3
КМ (кредитный мультипликатор) = 1-α-β/α+β(1-γ)+γ(1-α) = 1,9
Денежный мультипликатор = 1+γ(1-α-β)/ α+β(1-γ)+γ(1-α) = 1,8
Далее рассматривается процесс формирования равновесия на денежном рынке. Для этого составляется табл. 2.4
Таблица 2.4 – Формирование параметров равновесия на денежном рынке (функция LM)
Процентная ставка r | Величина спроса на деньги (M/P)d | Величина предложения денег (M/P)S | Номинальный доход Y |
3 | 522 | 522 | 850 |
6 | 522 | 522 | 1168 |
9 | 522 | 522 | 1486 |
12 | 522 | 522 | 1804 |
15 | 522 | 522 | 2122 |
18 | 522 | 522 | 2440 |
21 | 522 | 522 | 2758 |
24 | 522 | 522 | 3076 |
27 | 522 | 522 | 3394 |
30 | 522 | 522 | 3712 |
На основании данных таблицы 2.4 строим функцию LM в координатах:
Ось X—национальный доход Y;
Ось Y—процентная ставка r;
Рисунок 2.2 - Функция LM
Следующим этапом является формирование параметров совместного равновесия на денежном и товарном рынках. Для этого составляем таблицу 2.5
Таблица 2.5 – Формирование параметров совместного равновесия на денежном и товарном рынках
Процентная ставка, r | Национальный доход, обеспечивающий равновесие на товарном рынке, YIS | Национальный доход, обеспечивающий равновесие на денежном рынке, YLM |
3 | 1930 | 850 |
6 | 1760 | 1168 |
9 | 1590 | 1486 |
12 | 1420 | 1804 |
15 | 1250 | 2122 |
18 | 1080 | 2440 |
21 | 910 | 2758 |
24 | 740 | 3076 |
27 | 570 | 3394 |
30 | 400 | 3712 |
На основании данных таблицы 2.5 строится совмещенный график функций IS/LM для базового периода:
Рисунок 2.3 - Совмещённый график IS/LM для базового периода
Значение равновесного национального дохода = 1554,3
Значение равновесной процентной ставки = 9,63
Установленное совместное равновесие на товарном и денежном рынках не является устойчивым. С целью поддержания динамического равновесия на товарном и денежном рынках при желаемых значениях занятости, уровня цен и роста дохода государство проводит стабилизационную политику. Суть ее сводится к воздействию государства на совокупный спрос и (или) совокупное предложение. В зависимости от инструментов, которые правительство использует для проведения стабилизационной политики, она подразделяется на фискальную, кредитно-денежную и комбинированную.
Под фискальной политикой подразумевается воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения.
Далее строим таблицу 2.6
Таблица 2.6 – Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей фискальной политики
Период | Процентная ставка r | Потребительские расходы C, млрд. руб. | Инвестиционные расходы I, млрд. руб. | Государственные расходы G, млрд. руб. | Совокупные расходы E, млрд. руб. | Сбережения S, млрд. руб. | Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. | Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. | Национальный доход Y, млрд. руб. |
1 | 9,63 | 1088 | 316,3 | 150 | 1554,3 | 316,3 | 521,7 | 521,7 | 1554,3 |
2 | 10,24 | 1133,7 | 305,9 | 180 | 1619,5 | 305,9 | 521,7 | 521,7 | 1619,5 |
3 | 10,98 | 1188,4 | 293,3 | 216 | 1697,7 | 293,3 | 521,7 | 521,7 | 1697,7 |
4 | 11,87 | 1254,1 | 278,3 | 259,2 | 1791,6 | 278,3 | 521,7 | 521,7 | 1791,6 |
5 | 12,93 | 1333 | 260,2 | 311 | 1904,3 | 260,2 | 521,7 | 521,7 | 1904,3 |
На основании данных таблицы 2.6 строим график в координатах:
Ось X—национальный доход Y;
Ось Y—процентная ставка r;
Рисунок 2.4 - Стимулирующая фискальная политика на графике IS/LM
Аналогичные действия производятся и для сдерживающей фискальной политики.
Таблица 2.7 – Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей фискальной политики
Период | Процентная ставка r | Потребительские расходы C, млрд. руб. | Инвестиционные расходы I, млрд. руб. | Государственные расходы G, млрд. руб. | Совокупные расходы E, млрд. руб. | Сбережения S, млрд. руб. | Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. | Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. | Национальный доход Y, млрд. руб. |
1 | 9,63 | 1088 | 316,3 | 150 | 1554,3 | 316,3 | 521,7 | 521,7 | 1554,3 |
2 | 9,31 | 1048,3 | 321,8 | 150 | 1520,1 | 321,8 | 521,7 | 521,7 | 1520,1 |
3 | 8,94 | 1002,7 | 328,1 | 150 | 1480,7 | 328,1 | 521,7 | 521,7 | 1480,7 |
4 | 8,51 | 950,1 | 335,3 | 150 | 1435,5 | 335,3 | 521,7 | 521,7 | 1435,5 |
5 | 8,02 | 889,7 | 343,7 | 150 | 1383,4 | 343,7 | 521,7 | 521,7 | 1383,4 |
На основании данных таблицы 2.7 строим график в координатах:
Ось X—национальный доход Y;
Ось Y—процентная ставка r;
Рисунок 2.5 – Сдерживающая фискальная политика на графике IS/LM
Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического бума.
Суть кредитно-денежной (монетарной) политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит Центральному (Национальному) банку.
При анализе кредитно-денежной политики выполняются все те же действия, что и при анализе фискальной политики государства:
Строится таблица 2.8, аналогичная таблице 2.6.
Таблица 2.8 – Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей монетарной политики
Период | Процентная ставка r | Потребительские расходы C, млрд. руб. | Инвестиционные расходы I, млрд. руб. | Государственные расходы G, млрд. руб. | Совокупные расходы E, млрд. руб. | Сбережения S, млрд. руб. | Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. | Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. | Национальный доход Y, млрд. руб. |
1 | 9,63 | 1088 | 316,3 | 150 | 1554,3 | 316,3 | 521,7 | 521,7 | 1554,3 |
2 | 8,98 | 1114 | 327,4 | 150 | 1591,4 | 327,4 | 626,1 | 626,1 | 1591,4 |
3 | 8,19 | 1145,2 | 347,4 | 150 | 1642,6 | 340,7 | 751,3 | 751,3 | 1635,9 |
4 | 7,25 | 1182,4 | 356,6 | 150 | 1689 | 356,8 | 901,6 | 901,6 | 1689,2 |
5 | 6,12 | 1227,5 | 376 | 150 | 1753,5 | 375,8 | 1081,9 | 1081,9 | 1753,3 |
На основании данных таблицы 2.8 строим график в координатах:
Ось X—национальный доход Y;
ОсьY—процентная ставка r;
Рисунок 2.6 – Стимулирующая монетарная политика на графике IS/LM
Таблица 2.9 – Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей монетарной политики
Период | Процентная ставка r | Потребительские расходы C, млрд. руб. | Инвестиционные расходы I, млрд. руб. | Государственные расходы G, млрд. руб. | Совокупные расходы E, млрд. руб. | Сбережения S, млрд. руб. | Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. | Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. | Национальный доход Y, млрд. руб. |
1 | 9,63 | 1088 | 316,3 | 150 | 1554,3 | 316,3 | 521,7 | 521,7 | 1554,3 |
2 | 10,28 | 1062,1 | 305,2 | 150 | 1517,3 | 305,2 | 417,4 | 417,4 | 1517,3 |
3 | 10,81 | 1041,3 | 296,3 | 150 | 1487,6 | 296,3 | 333,9 | 333,9 | 1487,6 |
4 | 11,23 | 1024,7 | 289,2 | 150 | 1463,9 | 289,2 | 267,1 | 267,1 | 1463,9 |
5 | 11,56 | 1011,4 | 283,5 | 150 | 1444,9 | 283,5 | 213,7 | 213,7 | 1444,9 |
На основании данных таблицы 2.9 строим график в координатах:
Ось X—национальный доход Y;
Ось Y—процентная ставка r;
Рисунок 2.7 – Сдерживающая монетарная политика на графике IS/LM
Сдерживающая монетарная политика – это политика „дорогих денег», которая направлена на ограничение роста цен в экономике. Сдерживающее влияние на экономику влияет на сокращение денежного предложения. Средством ее реализации есть ограничения денежной массы, вследствие чего уровень цен перестает возрастать, что сигнализирует производителям о необходимости приостановить наращение объемов производства, а повышение процентных ставок делает кредиты более дорогими и сокращает инвестиции. Для повышения конечной результативности регулирования национальной экономики целесообразно сочетать мероприятия фискальной и монетарной политики: расширение государственных закупок на рынке благ согласовывать с мерами Центрального банка по увеличению ликвидности, а сокращение номинального количества денег – с ростом налогообложения или сокращением государственных расходов. Для анализа комбинированной политики строится таблица 2.10
Таблица 2.10 – Прогноз показателей национальной экономики при проведении комбинированной экономической политики в условиях нестабильных цен
Период | Процентная ставка r | Потребительские расходы C, млрд. руб. | Инвестиционные расходы I, млрд. руб. | Государственные расходы G, млрд. руб. | Совокупные расходы E, млрд. руб. | Сбережения S, млрд. руб. | Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. | Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. | Национальный доход Y, млрд. руб. | Уровень цен Р |
1 | 9,63 | 1088 | 316,3 | 150 | 1554,3 | 316,3 | 521,7 | 521,7 | 1554,3 | 2,07 |
2 | 9,61 | 1088,8 | 316,6 | 195 | 1600,5 | 316,6 | 569,2 | 569,2 | 1600,5 | 2,28 |
3 | 9,64 | 1087,5 | 316,1 | 253,5 | 1657 | 316,1 | 620,9 | 620,9 | 1657 | 2,5 |
4 | 9,76 | 1083 | 314,1 | 329,6 | 1726,6 | 314,1 | 677,4 | 677,4 | 1726,6 | 2,76 |
5 | 9,98 | 1074,2 | 310,4 | 428,4 | 1813 | 310,4 | 738,9 | 738,9 | 1813 | 3,03 |
На основании данных таблицы 2.9 строим график в координатах:
Ось X—национальный доход Y;
Ось Y—процентная ставка r
Рисунок 2.8 – Комбинированная экономическая политика на графике IS/LM
При проведении комбинированной экономической политики происходит незначительное изменение процентной ставки при увеличении национального дохода, спроса на деньги, предложения денег.
Вывод по проведенным политикам: исходя из данных, полученных в результате проведения фискальной, монетарной и комбинированной политик стоит отметить, что максимальный прирост национального дохода больше при проведении стимулирующей фискальной политики. Далее по эффективности следует комбинированная политика. Но надо принимать во внимание, что при проведении стимулирующей фискальной политики рост процентной ставки выше, чем при проведении комбинированной. Следовательно, уровень инфляции при фискальной политики будет выше. Из этого следует, что комбинированная политика является наиболее оптимальной.
Заключение
В данной курсовой работе в соответствии с заданием были рассмотрены макроэкономические механизмы в открытой экономике, теоретические основы макроэкономического равновесия и макроэкономическая политика государства в условиях открытой экономики.
Было выяснено, что в макроэкономике такие параметры, как национальный объем производства, валовой национальный и внутренний продукт, совокупный спрос и совокупное предложение и т.д. характеризуют экономическое состояние государства и рассматриваются в агрегированном, совокупном виде.
Центральным параметром является валовой внутренний продукт (ВВП). Это рыночная стоимость всего объема конечной продукции и услуг, произведенного на территории страны за определенный период, независимо от того, кто владеет факторами производства (граждане данной страны или иностранцы).
Анализ основных макроэкономических показателей, проведенный в настоящей работе, показал, что между ними существует довольно жесткая связь и изменение одного из них влечет изменение других.
Была изучена модель «доходы - расходы» макроэкономического равновесия; выяснены факторы, определяющие уровень совокупного спроса и совокупного предложения; определена структурa совокупного спроса; раскрыты проблемы макроэкономического равновесия.
Были рассмотрены особенности стабилизационной политики государства при использовании гибкого и фиксированного обменных курсов. Монетарная и фискальная политика могут использоваться для увеличения совокупного спроса в краткосрочном периоде. Основное отличие между двумя этими видами политики является воздействие на ставку процента. Фискальная политика увеличивает ставку процента, что ведет к вытеснению, в то время как монетарная политика снижает ставку процента, если экономика не находится в ликвидной ловушке.
Была рассмотрена белорусская экономическая модель. Можно сказать, что экономическая политика Беларуси создает условия и предпосылки для вывода республики на новый интеллектуально-инновационный путь развития, напрямую связанный с социализацией экономики, с выходом ее на социальную ориентацию.