Основные направления совершенствования равновесия денежного рынка Беларуси

 

Устойчивость денежного обращения проявляется в относительной стабильности покупательной способности денег, что выражается в постоянстве или росте количества пользующихся спросом товаров, которые можно приобрести на денежную единицу.

Для поддержания стабильности покупательной способности денег необходимо выполнение следующих условий:

1. Поддержание экономически обоснованного соотношения между денежной массой в обращении и массой реализуемых товаров.

2. Обеспечение эластичности денежного обращения, т.е. способности денежной массы расширяться и сокращаться в зависимости от потребностей товарного оборота.

3. Обеспечение стабильности курса национальной валюты; покупательная способность национальной валюты зависит не только от внутренних, но и от внешних факторов. Влияние внешних факторов находит отражение в платёжном балансе страны.

Устойчивость денежного обращения зависит от предложения денег и экономически обоснованного спроса на них, а так же от сбалансированности денежно-кредитной и финансовой сфер национального хозяйства.

Особенно важно соблюдение основных воспроизводственных пропорций между:

сферой материального производства и непроизводственной сферой;

между фондом накопления и фондом потребления в национальном доходе;

между отдельными стадиями процесса воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление;

между темпами роста производительности труда и средней заработной платой.

Несоблюдение всех факторов, влияющих на устойчивость денежного обращения, вызывает инфляцию.

Основные методы и инструменты регулирования денежного оборота сводятся к тому, чтобы не вызывать инфляцию.

К таким мерам относятся:

1. В сфере экономики: регулирование структурной политики денежного обращения по отраслям народного хозяйства, территориям и регионам; ограничение деятельности монополий.

2. В сфере финансов: снижение государственных расходов; увеличение ставок налогообложения; сокращение дефицита государственного бюджета и государственного долга.

3. В денежно-кредитной сфере: ограничение или прекращение эмиссии денег; снижение скорости оборота денег; общие и селективные методы денежно-кредитного регулирования.

4. В сфере ценообразования: регулирование монопольного ценообразования; установление пределов роста цен; контроль над ценами в государственном секторе экономики.

5. В рамках политики доходов: контроль за ростом цен для ограничения доходов; установление нормативных пределов роста заработной платы; политика заработной платы в государственном секторе; замораживание заработной платы и цен.

6. В валютной сфере: ревальвация национальной валюты (повышение курса); ограничение притока краткосрочного иностранного капитала; денежные реформы; частичные изменения денежной системы.

Государственное регулирование предложения денег.

Одной из основных функций государства является обеспечение рыночного хозяйства достаточным количеством денежной наличности. Эта функция реализуется через Национальный банк, который обладает монопольным правом эмиссии денег. Денежный рынок связан с товарным рынком, поэтому государство должно вести денежную политику так, чтобы обеспечить регулирующую функцию денег и не допустить инфляции. Этого можно добиться следующими способами:

операции на открытом рынке казначейских ценных бумаг;

политика учетной ставки;

изменение нормы обязательных резервов;

увеличение или уменьшение предложения денег;

страхование вкладчиков, т.к. в случае банкротства коммерческих банков обязательные резервы используются для погашения их долговых обязательств. Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, но достаточно грубым, т.к. затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объёме банковских депозитов и кредитов, поэтому в большинстве стран данный инструмент монетарной политики применяется в исключительных случаях. Если государство командными приёмами будет заставлять коммерческие банки принимать вклады и выдавать ссуды под строго определённый процент, то возможно нарушение механизмов саморегуляции рынков товаров и денег. Сбережения будут перемещаться в теневую экономику, поэтому необходимо оценивать и анализировать любые изменения очень тщательно.

При формировании устойчивого превышения предложения иностранной валюты над спросом на нее Национальный банк допускает возможность увеличения рублевой денежной эмиссии, связанной с покупкой иностранной валюты.

Для достижения предусмотренных на 2010 год параметров ограничения роста цен и снижения официального обменного курса белорусского рубля в условиях допускаемого роста денежного предложения в национальной валюте необходимо повышение реального спроса экономики на деньги в 1,24-1,68 раза.

Направления повышения реального спроса экономики на деньги представляют собой развитие определенных качественных характеристик экономики, формирующих реальный спрос на деньги. Его удовлетворение не должно приводить к росту цен и снижению обменного курса белорусского рубля. Достижение целевых параметров по данным направлениям повышения реального спроса на деньги возможно при выработке и реализации соответствующих им экономических, институциональных, законодательно-нормативных и иных мер.

Основными инструментами воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение являются налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. Однако такая политика может привести к возникновению инфляции, сопряжённой со спадом.

В условиях спада налогово-бюджетная политика направлена на повышение совокупного спроса путём наращивания государственных капитальных вложений, понижения налогов. Недостатком стимулирования совокупного спроса является опасность возникновения инфляционного спроса и ограниченная возможность маневрирования налогами и расходами вследствие большого бюджетного дефицита.

С помощью денежно-кредитного регулирования можно добиться замедления инфляционных процессов путем изменения ставки ссудного процента. И количества денег в обращении, однако ему присущи те же недостатки, что и налогово-бюджетной политике.

Довольно эффективной временной мерой по преодолению инфляции, сопряженной со спадом является контроль за заработной платой и ценами. Такой контроль при наличии доверия к правительственным мерам должен сократить уровень ожидаемой инфляции.

При разработке антиинфляционной политики с определённой долей условности можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в краткосрочном периоде.

К антиинфляционной стратегии можно отнести:

1) преодоление антиинфляционных ожиданий, страха перед обесцениванием сбережений. В мировой практике положительные результаты достигаются при создании конкурентной среды и условий для развития предпринимательства, стимулировании диверсификации производства, проведении антимонопольной политики, ослаблении таможенных и импортных ограничений;

2) долгосрочная денежно-финансовая политика, направленная на введение жёстких лимитов на ежегодные приросты денежной массы;

3) сокращение бюджетного дефицита и перестройка структуры д ходов и расходов государственного бюджета в соответствии с требованиями рыночной экономики;

4) увеличение совокупного предложения посредством структурного преобразования народного хозяйства, государственное стимулирование научно-технического прогресса, мотивации инвестиционных процессов, конверсии.

К мерам антиинфляционной тактики можно отнести:

1) при необходимости увеличения совокупного предложения без адекватного увеличения совокупного спроса применяются льготное налогообложение, приватизация государственной собственности;

2) для снижения текущего спроса без соответствующего падения предложения используются повышение процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ.



Заключение

 

На основании проведённого анализа можно сделать следующие выводы по работе:

1. Величина предложения денег задаётся государством и зависит от количества наличных и безналичных денег в экономике. На величину спроса на деньги влияет главным образом уровень цен. Также спрос на деньги зависит от номинальной величины валового национального продукта, скорости оборота одноимённой денежной единицы и ставки процента по активам.

2. В общей совокупности предлагаемых рынку денежных средств наличные денежные знаки занимают около 5 процентов от всего денежного оборота, в то время как чековые вклады - около 15 процентов, а мелкие срочные вклады - примерно 45 процентов от всего оборота денежных средств. В итоге можно сказать, что на современном рынке деньги в нашем понимании играют относительно малую роль.

3. Постоянные колебания спроса на деньги и их предложения вокруг точки (процентной ставки) равновесия держат денежный рынок в равновесном состоянии. Следует иметь ввиду, что идеального равновесия денежного рынка не бывает вообще, т.к. на денежное равновесие оказывает влияние множество факторов. Поэтому государство, определяя монетарную политику, должно обеспечивать устранение причин, порождающих разбалансированность рынков товаров, денег, ценных бумаг, и рабочей силы.

4.В нынешнем, 2010 году, ситуация следующая:

индекс потребительских цен в Беларуси на товары и услуги в июне 2010 г. по сравнению с маем 2010 г. составил 100,2 %, с декабрем 2009 г. - 104,1 %. Следует отметить, что белорусы самые медленные в обнародовании внутренних индексов инфляции. На первом месте по скорости - Россия.

индекс цен производителей промышленной продукции в июне 2010 г. по сравнению с маем 2010 г. составил 100,9 %, в том числе на инвестиционные товары - 100,6 %, промежуточные товары - 100,9 %, потребительские товары - 100,9 %. Это говорит о стабильно развивающейся экономике по сравнению со странами соседями, хотя и не без проблем, но, тем не менее, находящейся на пути стабильного роста.

5. Предложение наличных денег в РБ за период 01.01.2010-01.09.2010гг. увеличивается незначительно, возрастает выпуск ценных бумаг государством, что говорит о том, что государство стремится изъять часть наличных денег у населения в обмен на ценные бумаги с целью сдерживания роста денежной массы в обороте и инфляции. Ценные бумаги, выпущенные в иностранной валюте остаются практически на одном уровне на протяжении всего рассматриваемого периода, что говорит о доверии белорусского народа к рублю нежели к иностранной валюте.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: