Развитие интереса к труду взрослых в ходе использования игр

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы выяснили, что для младшего школьника характерен высокий уровень любознательности, он эмоционально реагирует на всё новое, легко подвергается влиянию внешних обстоятельств [35]. Младший школьник с желанием выполняет трудные поручения, стремится к активной деятельности, если красочно оформлена классная комната. Следовательно, важно отбирать те формы и методы работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся младшего школьного возраста, вносить в них элементы игры, романтики, творчества.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира знаний, впечатлений. Детские игры чрезвычайно разнообразны по характеру, содержанию, организации, поэтому очень трудно их точно классифицировать. Мы будем придерживаться классификации, при которой игры детей делятся на следующие группы:

1. Предметные.

2. Творческие.

- сюжетно-ролевые

- строительные

- игры-шутки

- режиссерские

3. Игры с правилами.

- подвижные (спортивные)

- дидактические (познавательные)

Игры с правилами впервые были созданы народной педагогикой. Между играми с правилами и творческими играми есть много общего: наличие игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и творческих играх, но дети их устанавливают сами. Отличие между играми с правилами и творческими играми в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета, а в играх с правилами главное - решение задачи, выполнение правил.

Дидактическая игра - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Сущность дидактических игр заключается в том, что детям предлагается решить умственные задачи, составленные взрослыми в игровой, занимательной форме. Их цель- содействовать формированию познавательной активности ребенка. Дидактическую используют не только как средство закрепления знаний, но и как одну из форм обучения. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.

Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте еще не потеряла своего значения (не случайно, поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться с Л.С. Выготским, который писал, что "в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности". Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде. (32. 357) Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы- это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

2. Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое "учиться").

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и производительностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребенка в школу (освоение им новой роли - роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: "Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка". (12, 48)

Таким образом, дидактическая игра, с одной стороны, рассматривается как средство интеллектуального развития ребенка, средство развития познавательных психических процессов, с другой стороны, как игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, то есть в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте.

Нами была подобрана серия дидактических игр на уроках трудового обучения в начальной школе. С ними можно познакомиться в Приложении.

В ходе индивидуальных и коллективных бесед выясняется, какие профессии вообще знакомы ребятам (кто строит новые здания? Кто шьет одежду? Кто выращивает хлеб и овощи?), педагог способствует расширению и углублению их знаний. Целесообразно уточнить, что дети знают о процессах труда, орудиях труда и различных машинах (как люди строят дом? Кем можно работать на стройке, в колхозе, на швейной фабрике? Какие нужны инструменты? Какие используются машины? Для чего они нужны человеку?).

Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, педагогу следует обратить внимание и на представления детей о нравственной стороне труда (какую пользу приносят родители своим трудом? Кем ты будешь работать, когда вырастешь? Почему тебе нравится эта профессия? Для чего все люди работают? Почему повар старается приготовить вкусную пищу, швея – сшить красивую одежду?)

Задача педагога – вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Например, после завершения постройки дома на уроках трудового обучения можно задать детям ряд вопросов, которые заставят их задуматься над некоторыми моментами: Почему не хватило материала для стройки? Почему окна разной ширины? Иногда мы включались в игру и в качестве её участника («Какую вы дадите мне работу на стройке? Я хочу быть кровельщиком, а что мне делать?»). Дети начинают понимать, что знания их недостаточны, и стремятся восполнить их. Так создается предпосылка к активному расширению знаний о различных сторонах труда.

Игры подсказывают педагогу, какие экскурсии необходимо организовать, чтобы обогатить впечатления детей. Например, на стройке ребята увидят, как копают котлован, закладывают фундамент, возводят стены; узнают, люди какой профессии выполняют эту работу, какие инструменты нужны, какие машины и материалы используются; здесь же младшие школьники знакомятся с работой мастеров-отделочников: столяров, плотников, стекольщиков, штукатуров, маляров,

Интерес к труду строителей можно поддержать, организуя рассказы специалистов (желательно родителей). Эти рассказы, согласованные с учителем, должны сопровождаться показом инструментов и действий с ними. Как правило, полученные знания дети сразу же эффективно используют в игре.

Чрезвычайно важно, чтобы ознакомление с трудом в процессе игры проходит в определенной последовательности. Если экскурсии не связаны с дальнейшей активной деятельностью детей, то роль их ничтожна. Вид здания, где работают люди, без живого общения с ними не может воспитать у ребят чувство уважения и интереса к их труду. Желательно, чтобы за экскурсией или наблюдениями следовала беседа, закрепляющая знания и позволяющая сформировать более общие представления и понятия. Беседа учителя должна нацеливать младших школьников на размышление и обобщение, а не на простое перечисление фактов. В связи с этим используются некоторые приемы: например, предложить ребятам самостоятельно составить рассказ «Кем и как я стал бы работать на стройке (почте, фабрике и т. п.)» или отгадать заключенную в рассказе загадку: «Петя, просыпаясь по утрам, всякий раз видел, что папа читает газету, а за завтраком пьет молоко, ест свежие булочки. Петя задумался: «Кто же те люди, которые встают раньше всех и заботятся о том, чтобы были и свежие газеты, и хлеб, и молоко. Как вы думаете, ребята, кто эти люди?»

Знания становятся полнее и прочнее, если они находят применение в играх, наполняя их определенным содержанием.

Известен живой интерес младших школьников к работе летчиков, космонавтов, подводников, пожарных. Однако нельзя ограничиваться знакомством детей только с художественными произведениями о людях героических профессий. Серьезное познавательное значение имеют и книги, показывающие, как важна работа каждого человека («Кто живет в нашем доме» П. Бабанского, «Кто встает раньше всех» М. Моисеевой, «Тима дома» А. Маркуши, «Ты опустил письмо» Н. Григорьева, «Голубой винтик» О. Донченко). Под влиянием этих книг дети начинают видеть интересное в работе не только лётчика или геолога, но и почтальона, столяра, плотника, понимают, что нет лёгких профессий, все они требуют большого труда. Часто младшие школьники начинают играть по сюжетам этих книг.

На уроках чтения при проведении прогулки по городу можно использовалось задание младшим школьникам: расскажите, кто работает под каждой вывеской «Школа», «Банк», «Ателье», «Больница», «Парикмахерская» и так далее. Младшие школьники не только называют профессии (учитель, банкир, экономист, швея, закройщик, врач, но и раскрывают профессионально важные качества, присущие той или иной профессии: наблюдательность, общительность, умение работать с людьми, внимательность и так далее.

На уроках чтения младшими школьниками составляется список литературных персонажей, имеющих определённую профессию. Так, младшими школьниками в этот список могут быть внесены доктор Айболит, шарманщик Карло, почтальон Печкин из деревни Простоквашино, милиционер дядя Стёпа.

В ходе работы по ознакомлению с основными профессиями рынка труда можно использовать художественные произведения, которые органично вписываются в тему уроков чтения. Младшие школьники выполняют задание: «Узнай героя». Так, можно использовать следующие художественные произведения:

· Мастер, мастер, помоги – прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди – мы пойдём сегодня в гости!

(Сапожник. Б. Заходер)

· Целый день сегодня шью, я одела всю семью.

Погоди немного, кошка, - будет и тебе одёжка.

(Портниха. Б. Заходер)

· Белые волосы, брови, ресницы.

Утром встаёт он раньше, чем птицы.

(Булочник. Д. Родари)

Интересно можно организовать и провести работу по окончанию предложений учителя «Разные профессии». Дети дополняют каждую строчку стихотворения профессией, знакомой им с детства.

Поезд водит … (машинист)

Пашет в поле … (тракторист)

Самолётом правит … (лётчик)

Клеит книжки … (переплётчик)

В школе учит нас … (учитель)

Строит здания … (строитель)

Красит стены нам … (маляр)

Столы делает … (столяр)

Песни нам поёт … (певец)

Торговлей занят … (продавец)

На станке ткёт ткани … (ткач)

От болезней лечит … (врач)

Лекарства выдаст нам … (аптекарь)

Хлеб печёт в пекарне … (пекарь)

Нарисует нам … (художник)

Сапоги сошьёт … (сапожник)

Стекло заменит нам … (стекольщик)

В забое трудится … (забойщик)

Вам печку сложит на зиму … (печник)

Обслужит в поезде вас … (проводник)

Потушит вмиг пожар … (пожарник)

На крайнем Севере работает … (полярник)

С другого языка переведёт … (переводчик)

Исправит кран … (водопроводчик)

Часы починит … (часовщик)

Грузит краном … (крановщик)

Профессий всех не сосчитать,

А вы какие можете назвать?

Младшие школьники и сами могут попытаться составить предложения, характеризующие ту или иную профессию. Так, могут быть составлены следующие предложения.

Рыбу ловит рыбак. В машине возит груз шофёр. Хлеб убирает комбайнёр. В свинарнике работает свинарка. Доит коров доярка. Главный в поле агроном. Знает звёзды астроном. В жаркой кузнице работает кузнец. В шахте трудится шахтёр.

После составления предложений в беседе педагог узнаёт, что знают младшие школьники о той или иной профессии. Затем младшим школьникам можно предлоржить выполнить задание «Профессиограмма». Ученики составляют описание любимого литературного героя по следующему плану: какими знаниями и качествами он обладает? Какие у него любимые занятия? Что он умеет делать? Кем он мог бы работать и какие качества пригодились бы в его профессии? Оценивается полнота профессиограммы, обоснованность выбранной профессии для героя.

На уроках трудового обучения широко используются игры: «Кто это сделал?», «Пантомима», «Чёрный ящик» и некоторые другие.

При проведении игры «Кто это сделал?» дети делятся на две команды «загадчиков» и «отгадчиков». Первые показывают продукты труда различных производств (хлеб, одежда, книги, часы и так далее). «Отгадчики» называют профессии людей, которые участвуют в изготовлении этих изделий.

В игре «Пантомима» ребята также делятся на две команды. Участники по очереди загадывают друг другу с помощью пантомимы названия каких-нибудь профессий, изображая действия, характерные для работников этой профессии. Задачей другой команды - угадать, какая профессия задумана.

Для игры «Чёрный ящик» готовятся рабочие инструменты, которые помещены в чёрный ящик. Опустив руку в ящик и взяв один из инструментов, но не доставая его, педагогом проводится описание того, что делают этим инструментом (шьют, строгают, разрезают, забивают и так далее). Задача младших школьников – назвать инструмент. Если младший школьник угадал инструмент правильно, то педагог достаёт данный предмет и просит перечислить профессии тех людей, которые пользуются этим инструментом в работе.

На занятиях по изобразительному искусству младшие школьники рисуют рабочих, их рабочие места, профессии, которые нравятся и профессии, о которых школьники узнают на уроках.

Итак, организация и проведение игр в начальной школе способствует формированию положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: