Определение расчетного контактного напряжения

Контактная выносливость устанавливается сопоставлением, действующим в полосе зацепления расчетного и допускаемого контактного напряжений:

σH = σH0× ≤ σHP,

где KH – коэффициент нагрузки;

σH0 – контактное напряжение в полюсе зацепления при KH = 1.

Контактное напряжение в полюсе зацепления при KH = 1 определяют следующим образом, МПа:

σH0 = ZE×ZH×Ze ,

где ZE = 190– коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес, для стальных зубчатых колес;

ZH – коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления определяется по формуле:

 

где делительный угол профиля в торцовом сечении:

 

°;


основной угол наклона:

 

βb = arcsin(sinβ×cos20°) = arcsin(0,243×0,94) = 13,2°;

 

угол зацепления:

 

,

 

так как х1 + х2 = 0, то atw = at = 20,57°.

Коэффициент осевого перекрытия eb определяется по формуле:

eb = bw / pX = 39/32,305= 1,207,

 

где осевой шаг:

 

.

Ze – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий определяется по формуле:

 

,

 

где коэффициент торцового перекрытия: ea =eа1 + eа2,

составляющие коэффициента торцового перекрытия:

 

,

,

 

где углы профиля зуба в точках на окружнос­тях вершин:

 

 

тогда ea =eа1 + eа2= 0,787 + 0,863 = 1,65.

FtH = 2000×T1H/d1 = 2000×29,6/72,165 = 820,342– окружная сила на делительном цилиндре, Н;

bω = b2 = 39– рабочая ширина венца зубчатой передачи, мм;

d1 = 72,165– делительный диаметр шестерни, мм.

Подставив полученные данные в формулу, получим:

 

σH0 = ZE×ZH×Ze 230,038 МПа.

Коэффициент нагрузки KH определяют по зависимости:

KH = KА×KHa×K×KHu,

где KА = 1– коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку;

KHa = 1,13– коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, зависит от окружной скорости и степени точности по нормам плавности (по графику);

K = 1,04– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине зуба зависит от параметра ybd, схемы передачи и твердости активных поверхностей зубьев;

KHu – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку определяется по формуле:

 

KHu = 1 + ωHu×bω /(FtH×KA) = 1 + 2,778×39 /(820,342×1) = 1,132,

 

где

 

= 2,778,

 

где wHu – удельная окружная динамическая сила, Н/мм;

u = 2,691м/с – окружная скорость на делительном цилиндре;

dН = 0,02 – коэффициент, учитывающий влияние зубчатой передачи и модификации профиля головок зубьев (т.к. зубья косые);

g0 = 7,3 – коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса.

Таким образом:

 

KH = KA∙ KHa KHb∙ KHu∙ = 1×1,13×1,04×1,132 = 1,33

 

Тогда:

 

σH = σH0× = 230,038∙ = 265,293 МПа.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: