Контактная выносливость устанавливается сопоставлением, действующим в полосе зацепления расчетного и допускаемого контактного напряжений:
σH = σH0× ≤ σHP,
где KH – коэффициент нагрузки;
σH0 – контактное напряжение в полюсе зацепления при KH = 1.
Контактное напряжение в полюсе зацепления при KH = 1 определяют следующим образом, МПа:
σH0 = ZE×ZH×Ze ,
где ZE = 190– коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес, для стальных зубчатых колес;
ZH – коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления определяется по формуле:
где делительный угол профиля в торцовом сечении:
°;
основной угол наклона:
βb = arcsin(sinβ×cos20°) = arcsin(0,243×0,94) = 13,2°;
угол зацепления:
,
так как х1 + х2 = 0, то atw = at = 20,57°.
Коэффициент осевого перекрытия eb определяется по формуле:
eb = bw / pX = 39/32,305= 1,207,
где осевой шаг:
.
Ze – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий определяется по формуле:
|
|
,
где коэффициент торцового перекрытия: ea =eа1 + eа2,
составляющие коэффициента торцового перекрытия:
,
,
где углы профиля зуба в точках на окружностях вершин:
тогда ea =eа1 + eа2= 0,787 + 0,863 = 1,65.
FtH = 2000×T1H/d1 = 2000×29,6/72,165 = 820,342– окружная сила на делительном цилиндре, Н;
bω = b2 = 39– рабочая ширина венца зубчатой передачи, мм;
d1 = 72,165– делительный диаметр шестерни, мм.
Подставив полученные данные в формулу, получим:
σH0 = ZE×ZH×Ze 230,038 МПа.
Коэффициент нагрузки KH определяют по зависимости:
KH = KА×KHa×KHβ×KHu,
где KА = 1– коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку;
KHa = 1,13– коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, зависит от окружной скорости и степени точности по нормам плавности (по графику);
KHβ = 1,04– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине зуба зависит от параметра ybd, схемы передачи и твердости активных поверхностей зубьев;
KHu – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку определяется по формуле:
KHu = 1 + ωHu×bω /(FtH×KA) = 1 + 2,778×39 /(820,342×1) = 1,132,
где
= 2,778,
где wHu – удельная окружная динамическая сила, Н/мм;
u = 2,691м/с – окружная скорость на делительном цилиндре;
dН = 0,02 – коэффициент, учитывающий влияние зубчатой передачи и модификации профиля головок зубьев (т.к. зубья косые);
g0 = 7,3 – коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса.
Таким образом:
KH = KA∙ KHa KHb∙ KHu∙ = 1×1,13×1,04×1,132 = 1,33
Тогда:
σH = σH0× = 230,038∙ = 265,293 МПа.
|
|