Допускаемым напряжением sFP определяются по формуле:
sFP = ×YN×Yδ×YR×YX ,
где sFlimb – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов напряжений, МПа определяется по формуле:
sFlimb =s0Flimb×YT×Yz×Yg×Yd×YA,
где s0Flimb – предел выносливости при отнулевом цикле изгиба,
для колес из стали марки 40Х, подверженных улучшению s0Flimb = 1,75ННВ МПа.
s0Flimb1 = 1,75*265 = 463,75МПа. s0Flimb2 = 1,75*250=437,5 МПа.
YT принимают YT1 = YT2 = 1, поскольку в технологии изготовления шестерни и колеса нет отступлений от примечаний к соответствующим табл. – коэффициент, учитывающий технологию изготовления;
Yz – коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса для поковки Yz1 = 1 и Yz2 = 1;
Yg – коэффициент, учитывающий влияние шлифования передней поверхности зуба Yg1 = Yg2 = 1, так как шлифование не используется;
Yd – коэффициент, учитывающий влияние деформационного упрочнения или электрохимической обработки переходной поверхности, Yd1 = Yd2 = 1, так как отсутствует деформационное упрочнение;
|
|
YA = 1– коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки так как одностороннее приложение нагрузки.
Тогда:
sFlimb1 =s0Flimb1×YT×Yz×Yg×Yd×YA = 463,75×1×1×1×1×1 = 463,75 МПа;
sFlimb2 =s0Flimb2×YT×Yz×Yg×Yd×YA = 437,5×1×1×1×1×1 = 437,5 МПа.
SF = 1,7 – коэффициент запаса прочности определяется в зависимости от способа термической и химико-термической обработки;
YN – коэффициент долговечности находится по формуле:
но не менее 1,
где qF – показатель степени;
NFlim – базовое число циклов перемены напряжений, NFlim = 4×106 циклов;
NК – суммарное число циклов перемены напряжений, уже определены:
NK1 = 1069∙106 циклов,
NK2 = 428∙106 циклов.
Так как
NK1 > NFlim = 4×106 и NK2 > NFlim, то YN1 = YN2 =1.
Yδ – коэффициент, учитывающий градиент напряжения и чувствительность материала к концентрации напряжений находится в зависимости от значения модуля m по формуле:
Yδ = 1,082 – 0,172∙lgm = 1,082 – 0,172∙lg2,5= 1,014.
YR – коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности: при улучшенииYR1,2 = 1,2.
YX – коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса определяется по формуле:
YX1 = 1,05 – 0,000125∙d1 = 1,05 – 0,000125×72,165 = 1,041,
YX2 = 1,05 – 0,000125∙d2 = 1,05 – 0,000125×177,835 = 1,028.
Таким образом:
МПа,
МПа.
Сопоставим расчетные и допускаемые напряжения на изгиб:
sF1 = 25,49 < sFP1 = 345,545,
sF2 =23,823 < sFP2 = 321,915.
Условие выполняется.