Понятие и формы государственных заимствований

Введение

 

Актуальность изучения темы государственных заимствований обусловлена тем, что на современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников. Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Бюджетный механизм представляет собой важный инструмент долгосрочной структурной политики. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоёмких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъёма отстающих в экономическом отношении регионов. Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание западным учёным рассматривать его в качестве плана финансового устройства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного бюджетного стабилизатора. В соответствии с бюджетным кодексом принимается Федеральный закон о бюджете на текущий год и плановый период, на основании которого страна живёт в течение этого времени, расходуя ресурсы на хозяйственную деятельность, проводя внешнюю и внутреннюю политику государства.

Цель работы - проанализировать ситуацию в области государственных заимствований Российской Федерации и выявить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственных заимствований.

Объектом исследования в работе выступают государственные заимствования.

Предметом исследования является государственный долг.

На основе цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:

· изучить теоретические основы вопроса государственных заимствований;

· рассмотреть ситуацию по проблеме государственных заимствований;

· выявить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственных заимствований.

Структурно работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

В работе использовались следующие методы исследования: экономико-статистический метод, анализ, систематизация и метод обобщения.

 



Глава 1. Теоретические аспекты государственных заимствований

Понятие и формы государственных заимствований

 

Для привлечения денежных средств в распоряжение государства и муниципальных образований и покрытия бюджетного дефицита наряду с другими средствами (налоги, эмиссия) активно используются государственные заимствования (см. Приложение 1).

Государственные заимствования становятся одним из наиболее привлекательных средств для решения проблем бюджетного дефицита.

Использование налоговых инструментов с целью покрытия бюджетного дефицита сталкивается с двумя существенными ограничениями:

1) ставки налогов не могут повышаться беспредельно: в случае чрезмерного повышения налоговых ставок неизбежно наступает сворачивание деловой активности, бегство капитала за рубеж и т.п.;

2) даже в случае принятия закона о повышении налоговой ставки налоговые доходы, рассчитываемые по новым повышенным ставкам, начнут поступать в бюджет, как правило, не ранее чем через год.

Использование необеспеченной эмиссии для покрытия бюджетного дефицита неизбежно приводит к нарастанию инфляционных процессов и расстройству денежно-кредитной системы государства.

В порядке государственных заимствований денежные средства могут поступать из различных источников от физических и юридических лиц, иностранных государств, различных международных финансовых организаций.

Государственные заимствования осуществляются через заёмно-кредитные механизмы, напрямую связанные с понятием государственного кредита.

Государственный (муниципальный) кредит - это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством (муниципальными образованиями) для временного использования и на добровольных началах свободных денежных средств физических и юридических лиц.

Государственный кредит, как и любые другие кредитные отношения, строится на принципах срочности, возвратности и платности. Однако государственный кредит имеет важные отличия от кредита частного. Они обусловлены особым правовым статусом государства, которое, несмотря на то, что является должником, а не кредитором, оказывает существенное влияние на характер и содержание соответствующих кредитных правоотношений.

Государственные заимствования приводят к появлению долговых обязательств Российской Федерации как заёмщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заёмщиками.

К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие бюджетного кодекса (статья 97 БК РФ). Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по (статья 98 БК РФ):

1. кредитам, привлечённым от имени Российской Федерации как заёмщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2. государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

3. бюджетным кредитам, привлечённым в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4. государственным гарантиям Российской Федерации;

5. иным долговым обязательствам, ранее отнесённым в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть:

1) краткосрочными (менее одного года);

2) среднесрочными (от одного года до пяти лет);

3) долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Выделяют внешние и внутренние государственные заимствования.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заёмщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заёмщиками, выраженные в иностранной валюте.

Под иностранной валютой понимают (статья 1 Закона РФ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"):

1. денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

2. средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчётных единицах;

Государственные внутренние заимствования Российской Федерации - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заёмщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заёмщиками, выраженные в валюте Российской Федерации.

Под валютой Российской Федерации понимают (статья 1 названного Закона):

1. денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

2. средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

Государственные (муниципальные) заимствования используются как способ привлечения денежных средств для покрытия бюджетных дефицитов на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации - федеральном, региональном и местном.

Существует несколько классификаций государственных заимствований в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.Государственные заимствования подразделяются на капитальные и текущие. Капитальные государственные заимствования - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Под государственным внутренним долгом понимаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

С формальной точки зрения внешними займами называются займы, заключенные на иностранных биржах или через иностранные банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под внешними займами следует понимать те, которые находятся в руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний займ может попасть в руки иностранцев и обратно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: