Действующая практика по Составлению годовой отчетности

  Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации на отчетную дату и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

  Годовая отчетность составляется по итогам календарного года с 1 января по 31 декабря включительно.

 

3.1. ЗАКРЫТИЕ ОПЕРАЦИОННЫХ СЧЕТОВ

 

  Важным этапом в бухгалтерском учете является закрытие в конце года операционных счетов: калькуляционных, сопоставляющих, собирательно-распределительных, а также счетов финансовых результатов

  Закрытие счетов завершается бухгалтерская работа за отчетный год.

  До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проведена правильность этих записей.

  Закрытие счетов начинается со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей с минимальным количеством потреблений и максимальным количеством встречных затрат. В соответствии с данным подходом закрытие счетов осуществляется в такой последовательности.

  В первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспомогательного производства и закрывают счет 23.

В течение года выполненные работы и услуги вспомогательных производств были отнесены на счета потребителей услуг по плановой себестоимости единицы работ. В конце года на основании расчета фактической себестоимости по каждому производству определяют отклонение фактической себестоимости от плановой (калькуляционные разницы), которые распределяют по счетам в соответствии с объемом выполненных работ (услуг). В этом и заключается основное содержание закрытия данного счета [14 c. 88-90].

   Во-вторую очередь распределяют расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрывают счета 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы».

  Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство». После этого осуществляют списание затрат со счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйство». В порядке последующей очередности производят записи на счетах по учету капитальных вложений, определяется финансовый результат от деятельности организации, закрываются счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», определяется прибыль и закрывается счет 99 «Прибыль и убытки».

   Все операции по закрытию счетов находят в Главной книге. Заключительные записи, вошедшие в журналы-ордера за декабрь, делают в Главной книге в составе оборотов за этот месяц. Сальдо на 1 января по счетам Главной книги выводят с учетом оборотов за декабрь и заключительных записей. Затем составляют заключительный баланс на 1 января.

 

3.2. ПРОВЕДЕНИЕ ЕЖЕГОДНОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

 

   Согласно пункту 2 статьи 12 Закона РФ «О бухгалтерском учете» перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию.

   Инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечить достоверность данных учета и отчетности [20, с. 33].

   Основу любой инвентаризации составляет полная или выборочная проверка фактического наличия материальных ценностей, имущественных прав и обязательств силами специально созданной в организации комиссии. Обязательная ежегодная инвентаризация должна охватывать все без исключения виды имущества и обязательств организации должна быть начата не ранее 1 октября отчетного года и завершении до его окончания.

  Основанием для проведения инвентаризации служит Приказ руководителя о проведении обязательной ежегодной инвентаризации.

    На подготовительном этапе материально ответственные лица передают комиссии приходные и расходные документы по отчетам, которые служат основанием для организования соответствующих остатков по счетам бухгалтерского учета на дату проведения инвентаризации.

   Полнота передачи первичных документов подтверждаются расписками указанных лиц, а так же держателей подотчетных сумм или доверенностей на получение материальных ценностей [20, с.34].

   Второй этап инвентаризации – эта натуральная документация проверка фактического наличия имущества и обязательств. Их проводит комиссия коллегиально. Основной формой первичной документации для учета результатов натуральной инвентаризации является инвентаризационная опись (приложение), документальной – акт инвентаризации.

  В конце описи материалов – ответственные лица должны расписаться, подтверждая факт проведения проверки в их присутствии к членам комиссии и принятия перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. Затем следует таксированный этап инвентаризации, который заключается во внесение в описи денежных оценок имущества и обязательств по данным первичных документов и бухгалтерского учета.

  Сравнительно – аналитический этап инвентаризации позволяет подтверждать существующие оценки объектов учета. Рассчитанные отклонения фиксируются непосредственно в актах инвентаризации, либо при проведении итогов натуральной проверке в сличительных ведомостях [20, с.35].

  Предложение инвестиционных комиссий по результатам выполнения сравнительно-аналитического этапа обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвестиций.

   На заключительном этапе инвентаризации ведомость подписывают руководитель, и главный бухгалтер организации одновременно с изданием приказа об утверждении резервов инвентаризации Приказ служит основанием для внесения в регистры бухгалтерского учета соответствующих записей заключительным оборотами за декабрь [20, с.37].

   Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета выявленных при инвентаризации излишков и недостаток имущества определен в пункте 3 статьи 12 Закона РФ «О бухгалтерском учете» и пункте 28 Положения по ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

  Излишки имущества приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующую сумму относят на финансовые результаты у коммерческой организации, и на увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации.

    Недостачу имущества и его порчу в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке, относят на издержки производства или обращения, а сверх норм – на счет виновных лиц если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списывают на финансовые результаты коммерческой организации или на уменьшение финансирование (фондов) бюджетной организации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: