Сравнительный анализ продаж основывается на сборе информации о ценах продаж судов, аналогичных с оцениваемым, анализе отличий оцениваемого судна от судов-аналогов и корректировке этих цен с учетом имеющихся отличий.
Заключается в последовательном выполнении следующих шагов:
1. Подробное исследование рынка с целью получения достоверной информации о всех факторах, имеющих отношение к судам-аналогам.
Для проведения расчетов необходимо подобрать судно-аналог, которое выставлено на продажу, требования, к которому те же что и при выборе судна-аналога в затратном подходе: схожесть судов по назначению, типу, конструкции, водоизмещению порожнем (W, тонн), классу Регистра. В качестве исходных данных по судну-аналогу выступают: год постройки, место постройки, класс Регистра, срок действия документов Регистра, дедвейт, серийное или головное судно, цена судна.
2. Выбор подходящих единиц сравнения.
В качестве единиц сравнения могут выступать:
¾ одна тонна грузоподъемности;
|
|
¾ одна тонна дедвейта;
¾ одна регистровая тонна;
¾ одна тонны полного водоизмещения;
¾ судно в целом, данная единица сравнения будет использоваться в курсовом проекте.
3. Выбор элементов сравнения.
В данной работе рассматривается ограниченное число элементов сравнения:
1) серийность
2) место постройки
3) дедвейт
4) возраст судна
5) срок действия документов Регистра
6) «идея цены»
Данные о выставлении на продажу сухогрузов в возрасте старше 20 лет.
Тип судна | Год и место постройки | дедвейт | Мощность двигателей | Возраст судна на момент продажи | Срок документов | Цена, тыс.руб. |
Сухогруз «река-море» | 1986, Югославия | 2957 т | 2*460 кВт | 2008 (22) | До 07.02.2010 | 33800 |
Сухогруз | 1981, Нидерланды | 2108 | 2*490 кВт | 2006 (25) | До 07.2011 | 57200 |
Сухогруз | 1974 Россия | 3343 | 2*485 кВт | 2003 (29) | До 2013 | 20800 |
Сухогруз | 1979 Румыния | 2114 | 2*294 кВт | 2006 (27) | 10140 | |
Сухогруз | 1989 Япония | 2176 | 2*360 | 2008 (19) | До 01.2010 | 36400 |
Среднее значение | 2540 | 24 года | 31668 |
4. Проведение корректировки по элементам сравнения и расчет рыночной стоимости.
Серийность. Разница стоимостей головного и серийного судна учитывается коэффициентом Ксер, применяется если одно из двух сравниваемых судов будет головным, а другое серийным. Данный коэффициент не применяем, т.к. все суда аналоги будут серииными.
Место постройки. Разница рассчитывается с применением Кместо=0,86
Класс регистра. Расчет поправочного коэффициента на класс Регистра Ккласс см. выше формула (12), (13), (14).
Дедвейт. Корректировку по дедвейту рассчитывается:
= 31668/2540 * (2972-2540) = 5386 тыс.руб.
где ∆DWT – разница дедвейтов оцениваемого судна и судна-аналога
|
|
Выбор знака «плюс» или «минус» зависит от того больше или меньше дедвейт аналога дедвейта оцениваемого судна.
Возраст судна. Корректировочный коэффициент на возраст Квозраст определяется по формуле:
Где t – разница в возрасте оцениваемого судна и судна-аналога, если возраст оцениваемого судна больше, то необходимо делить на данный коэффициент, если наоборот, то умножать.
1,09 – показывает, что за один год судно теряет 9% стоимости.
Срок действия документов Регистра. Корректировочный коэффициент на срок действия документов Регистра Крегистр определяется по формуле:
= 1/(1+2/12*0,4) = 0,94
∆СДДР – разница в сроках действия документов Регистра оцениваемого судна и судна-аналога, если срок действия документов оцениваемого судна больше, то необходимо делить на данный коэффициент, если наоборот, то умножать.
Идея цены. Продавец выставляет судно на продажу с завышением его стоимости для возможности торговаться с потенциальным покупателем. Разница между стоимостью продавца и рыночной стоимость достигает 25%, тогда корректировочный коэффициент на идею цены Кцена составляет 0,75.
Расчет рыночной стоимости методом сравнения продаж:
=
= 31668 *0,86/ 1,091 /0,94* 0,75 + 5386 = 25,32 млн. руб. = 1,01 млн. USD