Понятие, основная цель, функции и виды финансового анализа

 

Основная цель финансового анализа - получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов. Финансовый анализ позволяет выявить наиболее рациональные направления распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов [27 c. 225].

Основными функциями финансового анализа являются [10 c. 231]:

· объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности анализируемой компании;

· выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов;

· подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;

· выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.

Практика финансового анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов, среди них можно выделить следующие [3 c.26]:

· горизонтальный анализ;

· вертикальный анализ;

· трендовый анализ;

· метод финансовых коэффициентов;

· сравнительный анализ;

· факторный анализ.

Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим годом. Горизонтальный, или динамический, анализ этих показателей позволяет сопоставить статьи баланса и исчисляемые по ним показатели на начало и конец одного или нескольких отчетных периодов. Он помогает выявить отклонения, требующие дальнейшего изучения. При горизонтальном анализе исчисляют абсолютные и относительные изменения показателей. Сопоставление позволяет определить общее направление движения баланса. Так, динамика стоимости имущества предприятия дает дополнительную к величине финансовых результатов информацию о мощи предприятия. Не меньшее значение для оценки финансового состояния имеет и вертикальный, структурный, анализ актива и пассива баланса.

Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Вертикальный анализ – это выражение статьи баланса (показателя) через определенные процентные отношения к соответствующей базовой статье (по базовому показателю). С помощью вертикального анализа выявляют основные тенденции и изменения в деятельности предприятия. Так, на основании соотношения собственного и заемного капиталов можно сделать вывод об автономии предприятия в условиях рыночных связей, о его финансовой устойчивости.

Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ.

Сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязи показателей. Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем, факторный анализ может быть как прямым, т.е. заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель [2 c. 69]

Так можно выделить следующие виды финансового анализа:

Анализ безубыточности и CVP – анализ

CVP – анализ занимается изучением взаимосвязей между такими факторами как [25 c. 95]:

1. Цена продуктов

2. Размер или уровень активности

3. Переменные затраты на единицу

4. Общие постоянные издержки

5. Комбинация проданных продуктов.

Приведенные факторы определят способность предприятия получать убытки или прибыль в зависимости от соотношения доходов и связанных с ними издержек.

Этот анализ является ключевым фактором для принятия многих решений, к которым принадлежит выбор продуктов, ценообразование, маркетинговые исследования, использование производственных мощностей и т.д. CVP - анализ является наилучшим инструментом для менеджера относительно определения прибыльного потенциала фирмы или организации.

CVP – анализ иногда называют анализом безубыточности, тогда как анализ безубыточности является только частью CVP - анализа, но главной. Анализ безубыточности направлен на решение дух задач. Во-первых, это определение объема производства (продажи), при котором доходы равны совокупным затратам. Во-вторых, определение объема производства для получения необходимой прибыли.

Основой CVP – анализа является разделение затрат по функциям и элементам, на постоянные и переменные при многопродуктовом производстве. Ведение учета с классификацией на постоянные и переменные затраты является прерогативой предприятия и требует дополнительных усилий и ресурсов, а также желание руководства относительно информации которая используется для принятия решений. В общем случае, уравнения для определения дохода и общих затрат могут быть записаны в виде [14 c. 26]:

D = D(Q)

    C = VC (Q) + FC, где                          (1.1.)

D – совокупные доходы;

C - общие затраты;

VC –переменные затраты на производство Q единиц продукции;

FC – постоянные затраты.

Следует отметить, что в уравнения (1. 1.) отсутствуют VCe – переменные затраты на единицу продукции и P – цена за единицу, потому что они в общем случае являются функциями Q.

Разница между D и VC называется маржинальным доходом при заданном объеме Q, или вкладом на покрытие постоянных затрат и прибыли. Маржинальный доход может быть определен как сумма дохода от продажи, уменьшенная на объем переменных затрат, который может быть использован для покрытия постоянных затрат [20 c. 256]

Следующим элементом является анализ не денежных постоянных затрат (амортизации). В условиях Украины многоразовая индексация основных средств привела к существенному искажению их балансовой стоимости по сравнению с рыночной. Наиболее интересным является проведение анализа без учета суммы постоянных не денежных расходов. Такой подход позволяет классический анализ безубыточности разделить на 2 этапа. На первом этапе определяется точка безубыточности без учета амортизации в денежном выражении, как точка, при которой могут появиться положительные денежными потоки. На следующем этапе следует определить рыночную стоимость оборудования, сроки эксплуатации, и годовую норму амортизации, после этого пересчитать точку безубыточности с учетом амортизационных затрат, а также затрат на оплату процентов, если необходимо решать проблему приобретения оборудования и получение денег в кредит. При этом величина прибыли может не изменяться, поскольку возврат кредита, и процентов каждый раз осуществляется в период получения остатков в денежном потоке. Такой подход поможет частично снять проблему сравнения предприятий с разными масштабами для получения желаемой прибыли.

Ограничение 4 может стать не таким строгим, поскольку на себестоимость запасов в соответствии со стандартами учета относится только часть постоянных производственных накладных затрат пропорционально величине производственных мощностей. При неполной эксплуатации производственного оборудования постоянные накладные затраты ведут себя в запасах как переменные.

Перечисленные выше возможности расширения применения CVP-анализа имеют дискуссионный характер.

Регрессионный анализ

Основные задачи анализа[19 c. 365]:

1. Установление и оценка взаимосвязей между признаками с помощью коэффициентов парной корреляции. Высокий коэффициент корреляции (>0,8) говорит о тесной линейной связи между признаками (это мультиколлинеаность). Один из коллинеарных признаков следует исключить.

2. Построение уравнения регрессии.

В зависимости от уравнения регрессии различают [23 c. 95]:

Простую регрессию: один фактор и один результирующий показатель (например, зависимость выручки от рекламы);

Линейную регрессию: уравнение представляет собой уравнение прямой;

Множественную регрессию: несколько факторов и один результирующий показатель. Целью множественного корреляционно-регрессионного анализа является установление и количественная оценка тесноты связей между парами признаков-факторов (предикторов). Анализ множественной регрессии осуществляется при допущении, что независимые переменные некоррелируемы друг с другом. В противном случае, отделить собственное влияние каждой из этих переменных на зависимую переменную очень трудно, а иногда невозможно. Такое явление называется мультиколлинеаностью [4 c. 468].

Факторный анализ

Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов на результирующий в рамках детерминированной зависимости между ними.

  Детерминированная зависимость: одному или нескольким факторам соответствует одно значение результирующего показателя.

Стохастическая зависимость: одному или нескольким факторам соответствует несколько значений результирующего показателя.

Для факторного анализа подойдет как отдельный коэффициент, например, коэффициент покрытия, так и агрегированный показатель, например, уравнение Дюпона (1.2.)

 (1.2.)

Для определения влияния фактора в случае детерминированных зависимостей используется несколько моделей [30, c. 36]:

1. Метод на основе дифференцирования

Если мы имеем функцию от двух аргументов

, где               (1.3.)

 и R — аргументы функции f,

то дифференциал от нее записывается в виде

, где     (1.4.)

— приращения значения функции и ее аргументов;

— частные производные функции f по ее аргументам;

 — ошибка вычислений, равная отклонению значения суммы полученных произведений от точного значения.

Полученное выражение позволяет выделить в  изменение функции под влиянием: двух факторов ( — влияние первого фактора;  — влияние второго фактора) и  — ошибки вычислений, обусловленной их совместным воздействием.

Другие методы отличаются от дифференциального тем, что из различных соображений распределяют значение  между рассматриваемыми факторами.

В качестве примера рассмотрим функцию , отражающую зависимость N — выпуска продукции от  — производительности труда и R — численности работников.

В случае метода дифференцирования:

— влияние изменения производительности труда (интенсивный фактор);

 — влияние изменения числа работников (экстенсивный фактор);

 — ошибка вычислений, равная в данном случае  [24 c. 215].

2. Индексный метод

Применение этого метода рассмотрим на том же примере.

Индексом (0) будем снабжать показатели, относящиеся к прошлому (базовому) периоду.

Индексом (1) будем снабжать показатели, относящиеся к текущему (рассматриваемому) периоду.

В принятых обозначениях изменение объема выпуска продукции за рассматриваемый период (от базового до отчетного) может быть выражено как результат влияния двух факторов изменения производительности труда при производстве продукции каждого вида и изменения численности работающих, занимающихся выпуском продукции соответствующего вида, что выражается соотношением

, где (1.5.)

— индекс (влияние) численности работающих, отражающий влияние на изменения оборота роста численности работающих:

 — индекс (влияние) производительности труда, отражающий влияние на изменения оборота роста производительности труда работающих:

Разница числителя и знаменателя дает абсолютное влияние факторов.

При расчетах абсолютного влияния применяются общие правила.

Правило 1. При определении влияния количественного фактора его приращение умножается на величину базового качественного фактора.

Правило 2. При определении влияния качественного фактора его приращение умножается на отчетное (следующее за базовым) значение количественного фактора. [13 c. 265]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: