Значение предприятий в формировании доходных статей бюджетов различных уровней

 

Основным источником формирования бюджетов являются налоговые отчисления, а также безвозмездные перечисления предприятий в бюджеты разных уровней. Предприятия уплачивают три основных вида налогов: федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги вводятся и устанавливаются федеральными законодательными органами власти (Государственной Думой и Советом Федерации) и взимаются на всей территории страны.

К федеральным налогам относятся:

- налог на прибыль с предприятий;

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные группы и виды товаров;

- налог на операции с ценными бумагами;

- таможенные пошлины;

- платежи за пользование природными ресурсами;

- гербовый сбор;

- государственная пошлина;

- специальный налог с предприятий;

- транспортный налог с предприятий;

- сбор за регистрацию банков и их филиалов.

Ставки федеральных налогов и пропорции зачисления собираемых средств в бюджеты разных уровней устанавливаются законодательными актами и Указами Президента. Корректировка размера налоговых отчислений происходит ежегодно, но во время нынешнего мирового финансового кризиса ее осуществляют намного чаще. Полностью в федеральный бюджет зачисляются лишь таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за регистрацию банков и их филиалов. Доля этой налоговой массы очень незначительна. Все остальные и к тому же основные налоги в различных пропорциях поделены между федеральным бюджетом и бюджетами территорий.

Территориальные (субъектов Федерации) бюджеты имеют также собственные, закрепленные за ними налоги:

- налог на имущество предприятий;

- лесной доход;

- плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

- сбор на нужды образовательных учреждений;

- сбор за регистрацию предприятий.

Муниципальные органы власти получают в свои бюджеты как часть сумм от федеральных налогов, так и собираемые местные налоги. Их перечень регламентирован федеральным законодательством, но не является обязательным для введения в действие всех 23 налогов. Лишь три местных налога подлежат безусловному взиманию в бюджет: налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Муниципальными налогами являются:

- сборы за право торговли;

- налог на рекламу;

- сбор за выдачу ордера на квартиру;

- сбор за право использования местной символики;

- сбор за открытие игорного бизнеса и т.п.

Указом Президента предоставлено право субъектам Федерации и местным органам власти вводить дополнительные налоги на местах, но уплачиваться они должны только за счет прибыли, остающейся после уплаты основного налога на прибыль. [25]

Таким образом, формирование бюджета на 93% происходит за счет налоговых отчислений и большая их часть от уплаты налогов предприятиями. В условиях мирового финансового кризиса основными мерами является снижение налогового бремени предприятий, т.к. именно они являются основой экономики и для выхода из кризиса следует максимально широко задействовать предпринимательскую инициативу.

Снижение налогов может оказать большую поддержку предприятий, чем оказание им помощи из бюджетных средств. Но в этом есть и минусы, т.к. это может привести к дефициту бюджетов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: