На тему: Методическая разработка архитектурно-градостроительной экскурсии по городу Орлу
Орёл 2008
Содержание
Введение
1. Методика разработки и проведения градостроительной экскурсии по городу Орлу
2. Индивидуальный текст
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Введение
У города Орла большая история. Он перестраивался и изменялся много раз. Был он и крепостью, и городом, горел много раз, но вновь и вновь восстанавливался. История города Орла начинается в глубокой древности. Изначально город строился как крепость, которая стала опорным пунктом русского государства, при защите от нападения крымских татар. После воссоединения России и Украины в 1654 году оборонительные рубежи русского государства отодвинулись, и крепость начала своё развитие на пути к гордому названию город. Расширению мешали частые пожары, иногда уничтожавшие город полностью. Но он вновь восстанавливался и продолжал своё развитие. В 17-18 веках началось строительство жилых домов и культурных центров, город становился более населённым и развитым. В разные эпохи строительство производилось в соответствии с разными стилями и направлениями. В 15-16 веках преобладали примитивные постройки простого рабочего населения. В 17 веке начинается строительство многоэтажных домов. Большая роль отводилась панораме города, башенным и купольным сооружениям. На рубеже 18-19 веков в планировке и застройке города наступил новый этап. Возросла интенсивность строительства, в которой преобладали гражданские здания, что, было связано с дальнейшим развитием экономики города. К концу 19 века окончательно сформировался административно - общественный центр города Орла. В советское время развивалось градостроительство. После разрушений, нанесённых городу в годы Великой Отечественной Войны, его стремились восстановить в малые сроки, максимально сохраняя сложившуюся планировку улиц и кварталов. В последние десятилетия в Орле ведётся строительство крупных микрорайонов с многоэтажной застройкой и развитым сектором торгово-коммунального и культурно
|
|
-бытового обслуживания, создаются новые парки, скверы, проводится реконструкция зданий города.
В наше время город является одним огромным памятником архитектуры, и это нельзя не заметить. Орёл наполнен зданиями, мемориалами, памятниками, прошлого столетия. Некоторые из них немного изменились, другие остались прежними.
Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время необходимо повышать культурный уровень современного общества.В качестве целей архитектурно - градостроительной экскурсии можно выделить следующие:
|
|
- знакомство экскурсантов с архитектурными ценностями города Орла;
- пробуждение интереса к истории города, его застройке и
первоначальному виду;
- расширение кругозора участников экскурсии.
Задачи экскурсии - это достижение целей путём полного раскрытия темы, а именно:
- ознакомление экскурсантов с памятниками архитектуры, их значением для города;
- знакомство с историческими событиями, связанными с данными памятниками архитектуры;
- развитие интереса к искусству, в частности в архитектуре;
- расширение кругозора;
- формирование уважения и любви к достопримечательностям и к городу в целом.
Курсовая работа состоит из двух основных глав: теоретической и практической. В первой главе описывается методика и техника проведения экскурсии, применение методических приемов к разным объектам. В свою очередь, индивидуальный текст подразделяется на вступление, основной текст и заключение.
Методика разработки и проведения архитектурно- градостроительной экскурсии по городу Орлу
Город Орёл - это административный, промышленный, культурный и научный центр области. Город был построен как крепость на пограничной полосе Русского Московского государства. Город - крепость Орёл разрушали и крымские татары, и крымские интервенты. Не раз он горел. На двух планах Орла 1782 года его центр с гражданскими и культурными зданиями, крепостными сооружениями и мостами располагался у слияния рек Оки и Орлика.16 ноября 1779 года был утверждён первый в истории города регулярный план Орла. Был изменён характер планировки и застройки города. План намечал широкие и прямые улицы. В центральных кварталах предусматривалось строить только каменные здания, а в районах - деревянной застройки - возводить дома на каменном фундаменте. На рубеже 18 и 19 веков в планировке и застройке города преобладали гражданские здания, что было связано с дальнейшим развитием экономики города, его торговых и промышленных функций. К концу 19 века в соответствии с планом, окончательно сформировался административно - общественный центр города. После тяжёлых разрушений, причиненных городу в годы войны с фашизмом, генеральный план Орла стремился восстановить город в кратчайшие сроки, максимально сохраняя сложившуюся планировку улиц и кварталов.
Город Орёл хранит множество памятников архитектуры разного времени. Задача экскурсовода состоит в том, чтобы познакомить экскурсантов с самыми известными из них. Это можно достигнуть путём проведения архитектурно-градостроительной экскурсии на примере некоторых архитектурных памятников города Орла, путём показа различных сооружений, относящихся к разным эпохам, стилям построения, историческим событиям и к разным людям.
Работа над любой новой экскурсией начинается с чёткого определения её цели.
В качестве целей архитектурно - градостроительной экскурсии можно выделить следующие:
- знакомство экскурсантов с архитектурными ценностями города Орла;
- пробуждение интереса к истории города, его застройке и
первоначальному виду;
- расширение кругозора участников экскурсии.
Задачи экскурсии - это достижение целей путём полного раскрытия темы, а именно:
- ознакомление экскурсантов с памятниками архитектуры, их значением для города;
- знакомство с историческими событиями, связанными с данными памятниками архитектуры;
- развитие интереса к искусству, в частности в архитектуре;
- расширение кругозора;
- формирование уважения и любви к достопримечательностям и к городу в целом.
Экскурсии на архитектурно - градостроительные темы развивают художественный вкус и обогащают духовный мир.
|
|
Город Орёл можно назвать большим памятником не только архитектуры, но и литературы, музыки потому, что на его территории много старых построек, мемориалов и памятников прошлого.
Процесс разработки экскурсии на архитектурно - градостроительную тематику несколько отличается от процесса подготовки других тематических экскурсий. При подготовке экскурсии сначала определяются объекты, к которым затем подбираются вспомогательные источники. Приходится в огромном количестве зданий, т.е. архитектурных памятников, выбирать наиболее красивые, хорошо сохранившиеся и имеющие важное значение в истории города.
Экскурсия - это результат двух важнейших процессов: её подготовки и проведения. Для достижения поставленных целей и задач, я решила остановиться на архитектурно - градостроительной экскурсии, посвященной архитектурным памятникам и постройкам города Орла.
Большое значение в разработке новой экскурсионной темы имеют объекты. Именно они составляют познавательный материал, который является зрительной основой в раскрытии темы. Моя разрабатываемая экскурсия включает в себя посещение восьми объектов, которые способствуют наиболее полному раскрытию указанной темы. Объекты располагаются в следующей последовательности:
ОГУ (Здание Мужской гимназии)
Здание Коммерческого банка
ТЮЗ (Здание Городской думы)
Торговые ряды
Здание универмага.
Орловская публичная библиотека им. Бунина
Дом губернаторов
Дом Фомичевых.
Все объекты, включённые в маршрут экскурсии, обладают большой познавательной ценностью, так как они связаны с конкретными историческими событиями; все они имеют огромную известность и популярность. Особенно следует выделить здание Городской думы. Сейчас там располагается театр детей и молодёжи «Свободное пространство». Оно расположено на большой Гостиной площади, на историческом центре города Орла. Здание привлекает своим величественным видом и красотой.
Прекрасным памятником архитектуры является так же здание Коммерческого банка, которое и в настоящее время используется по назначению, там располагается администрация Сбербанка. Само здание практически не изменилось со времени перестройки. Оно сильно выделяется на фоне других построек своей неповторимостью и стилем построения.
|
|
Экскурсия является городской, но расстояние между объектами значительное, поэтому наиболее удобным видом транспорта будет автобус. Четыре объекта находятся достаточно близко, поэтому три перехода между ними будут осуществляться пешком. Расположение экскурсовода и группы во время экскурсии будет зависеть, от формы экскурсионного объекта и места где он расположен.
Место отправления или начало экскурсии будет определяться в зависимости то того, кем являются экскурсанты - туристами или городским населением. Для туристов, местом отправления будет гостиница, в которой они остановились, а для городского населения - Комсомольская площадь.
Движение на автобусе будет составлять 5 переездов, включая 3 переезда между объектами. Движение пешком подразумевает 4 перехода, которые проходят между экскурсионными объектами. Теперь подробнее остановимся на каждом объекте, указывая методические, приемы при показе объектов экскурсии.
Методическая разработка архитектурно - градостроительной экскурсии по городу Орлу представлена в таблице 1
Таблица 1 – Методическая разработка архитектурно – градостроительной экскурсии по городу Орлу
Экскурсионный объект | Методический приём | Как применяется методический приём |
1 | 2 | 3 |
ОГУ (Здание Мужской гимназии) | Экскурсионный анализ (искусствоведческий) | Экскурсовод с помощью указательных жестов обращает внимание группы на здание в целом и на отдельные его части, такие как форму здания, стены, крыльцо. Раскрывает градостроительное значение памятника. |
Приём характеристики | Экскурсовод подчеркивает изящность модильонов, красивый металлический навес на стойках у главного входа, так как здание относится к эпохе русского классицизма. | |
Прием локализации событий | Экскурсоводу применяет этот метод так как в свое время в стенах этого здания учились, и работали известные земляки: Лесков, Андреев, Якушкин и другие не менее известные личности. | |
Показ мемориальной доски | Экскурсовод обращает внимание экскурсантов на мемориальные доски, расположенные на фасаде здания. | |
Прием зрительной реконструкции | Так как внешний вид здания изменился, экскурсовод предлагает группе зрительно его восстановить. | |
1 | 2 | 3 |
Здание Коммерческого банка
| Прием предварительного осмотра | Экскурсовод предлагает экскурсантам перед началом экскурсии осмотреть здание самостоятельно. |
Прием характеристики | Экскурсовод характеризует особенность стиля в котом построено здание, подчеркивает его красоту, формы, декор. | |
Прием локализации событий | Экскурсовод предлагает экскурсантам представить картину прошлого; бывшего землевладельца Н.П. Лепешева владевшего домом, торговые лавки. | |
Показ мемориальной доски | Экскурсовод обращает внимание группы на мемориальную доску расположенную в фойе банка. | |
Экскурсионный анализ (искусствоведческий) | Экскурсовод указательными жестами обращает внимание группы на составные части и форму здания; шатры, арочные проемы, ворота. Подчеркивает красоту и изысканность русского стиля. | |
Прием зрительной реконструкции | Экскурсовод применяет этот прием так как во время оккупации города Орла в здании размещалось гестапо и при отступлении немцев оно было сильно повреждено. | |
Показ наглядных пособий | Экскурсовод показывает старые фото здания. | |
1 | 2 | 3 |
ТЮЗ (Здание городской думы)
| Экскурсионный анализ | Экскурсовод раскрывает градостроительное значение памятника, его архитектурный стиль. |
Прием зрительной реконструкции | Экскурсовод следует применить этот метод, так как здание сильно пострадало во время пожара и оккупации города. | |
Прием характеристики | Экскурсовод применяет этот прием, так как декоративное оформление построек выдержано в духе классицизма. | |
Прием локализации событий | Экскурсовод рассказывает экскурсантам как 5 августа 1949 года областной драмтеатр им. Тургенева начал свое работу в новом здании инсценировкой романа «Отцы м дети». | |
Показ наглядных пособий | Экскурсовод показывает фотографии здания в прошлом. | |
Здание Торговых рядов | Прием предварительного осмотра | Экскурсанты перед рассказом экскурсовода рассматривают здание самостоятельно. |
Прием зрительной реконструкции | Экскурсовод предлагает группе восстановить картину прошлого; мысленно убрать третий этаж. | |
Прием описания | Экскурсовод рассказывает подробно историю здания, его функциональность. | |
Показ наглядных пособий | Экскурсовод показывает фотографии прошлого. | |
1 | 2 | 3 |
| Прием характеристики | Экскурсовод характеризует здание как торговый центр города в прошлом, описывает его архитектурный стиль. |
Прием сравнения | Экскурсовод предлагает группе сравнить одну часть здания с другой построенной позже. | |
Здание универмага | Прием предварительного осмотра | Экскурсантам дается время на самостоятельный осмотр здания. |
Экскурсионный анализ | Экскурсовод раскрывает градостроительное значение здания в годы СССР, его формы и архитектурный стиль. | |
Прием описания | Экскурсовод описывает залы универмага, его площадь, разнообразие отделов торговли. | |
Средства показа | Экскурсовод во время экскурсии применяет жесты указательного характера. | |
Здание Орловской публичной библиотеки | Прием описания | Экскурсовод подробно излагает историю здания; когда оно было построено, фонды, постоянные вопросы закрытия и открытия библиотеки. |
Прием характеристики | Экскурсовод характеризует библиотеку самой большой на кануне ВОВ в городе. | |
Прием зрительной реконструкции | Экскурсовод рассказывает группе, что во время великой отечественной войны здание было сильно разграблено и разрушено. В нем были казармы солдат. | |
1 | 2 | 3 |
Искусствоведческий анализ | Экскурсанты рассматривают здание; стены, форму. Экскурсовод объясняет группе, что здание выполнено в стиле русского классицизма. | |
Дом губернаторов | Прием описания | С помощью этого приема экскурсовод подробно излагает материал о здании, в каком месте он построен, его форму, размеры, внешний вид. |
Прием зрительной реконструкции | Экскурсовод рассказывает экскурсантам, что в 1812 году здание использовалось как госпиталь. Группа представляет картину прошлого. | |
Прием локализации событий | В 1869 году в здании останавливались Александр 11 с императрицей и князем Павлом и Николаем. | |
Показ мемориальной доски | Во время написания романа «Воскресенье» к А.Н. Трубникову приезжал Л.Н. Толстой о чем свидетельствует мемориальная доска, расположенная на фасаде здания. | |
Дом Фомичевых
| Искусствоведческий анализ | Экскурсовод рассказывает группе о значимости здания. Дом Фомичевых- это экспонат под открытым небом, один из редких образцов городской усадьбы первой четверти 19 века построенный в стиле ампир- поздний классицизм. |
Прием характеристики | Так как Фомичевы были не богатыми домовладельцами стены дома обшиты тесом, | |
1 | 2 | 3 |
| колонны без капителей и отделки. | |
Прием описания | В 1921 году дом получил название, памятник «Дом Фомичевых» 3 марта 1982 году преобразован в музей истории молодежного движения. | |
Показ мемориальной доской | Как памятник архитектуры дом отмечен мемориальной доской. | |
Прием сравнения | Экскурсовод предлагает экскурсантам сравнить дом Фомичевых и здания которые его окружают; размер, форму, стиль. Экскурсовод сравнивает его с маленьким, скромным, деревянным домиком. | |
Прием зрительной реконструкции | Экскурсовод применяет этот прием, так как до наших лет не сохранились терраса, подворные постройки, сад. |