Статья 293. Мена (бартер) в сфере хозяйствования

 1. По договору мены (бартера) любая из сторон обязуется передать второй стороне в собственность, полное хозяйственное ведение или оперативное управление определенный товар в обмен на другой товар.

 2. Сторона договора считается продавцом того товара, который она передает в обмен, и покупателем товара, который она получает взамен.

 3. По согласованию сторон возможная денежная доплата за товар большей стоимости, которая обменивается на товар меньшей стоимости, если это не противоречит законодательству.

 4. Не может быть объектом мены (бартера) имущество, отнесенное законодательством к основным фондам, которое належит к государственной или коммунальной собственности, в случае если вторая сторона договора мены (бартера) не является соответственно государственным или коммунальным предприятием. Законодательством могут быть установленные также другие особенности осуществления бартерных (товарообменных) операций, связанных с приобретением и использованием отдельных видов имущества, а также осуществление таких операций в отдельных областях хозяйствования.

 5. К договору мены (бартера) применяются правил, которые регулируют договоры купли-продажи, поставки, контрактации, элементы которых помещаются в договоре мены (бартера), если это не противоречит законодательству и отвечает сути отношений сторон.

 Статья 294. Сохранение в товарном составе

 1. Товарным составом признается организация, которая осуществляет сохранение товаров и предоставляет связанные с сохранением услуги на основах предпринимательской деятельности.

 2. Товарный состав есть составом общего пользования в случае если из закона, других правовых актов или выданного субъекту хозяйствования разрешения (лицензии) вытекает, что он обязан принимать на сохранение товары от любого товаровладельца.

 3. Сохранение в товарном составе осуществляется по договору складского сохранения.

 4. К регулированию отношений, которые вытекают из сохранения товаров по договору складского сохранения, применяются соответствующие положения Гражданского кодекса Украины (435-15).

С переходом к рыночной экономике и развитием предпринимательства все большее значение приобретает договор. Предприниматель сам разрешает вопросы своей деятельности, договор становится основой деятельности предприятия и граждан-предпринимателей.

Эти принципы нашли свое отражение в Гражданском и Хозяйственном кодексах Украины, которые вступают в силу с 1 января 2004 года.

Хозяйственный кодекс Украины в статье 179 выделяет такие методы регулирования договорных отношений, как:

- основанный на свободном волеизлиянии сторон в рамках законодательства,

-  основанный на обязательном для сторон установлении закона,

- основанный на рекомендациях органа управления, которые не имеют для участников договора обязательного характера.    

Новым Гражданским кодексом Украины в статье 627 закреплен принцип свободы договора, который отсутствовал ранее в гражданском законодательстве.

В соответствии с нормами этой статьи стороны являются свободными в заключении договора, выборе контрагента и определении условий договора с учетом требований Гражданского кодекса Украины, других актов законодательства, обычаев делового оборота, требований разумности и справедливости. Положения этой статьи не вступали бы в противоречие с положениями Хозяйственного кодекса Украины относительно соответствия условий договора законодательству, если бы не существовало статьи 6 Гражданского кодекса Украины, которой установлено, что стороны имеют право отступить от положений актов гражданского законодательства и урегулировать свои отношения по собственному усмотрению.        

Статьей 6 также предусмотрено, что стороны только в том случае не могут отступать от положений актов гражданского законодательства, если в этих актах прямо указано на это, а также в случае, если обязательность для сторон положений актов гражданского законодательства вытекает из их содержания или из существа отношений между сторонами.

Таким образом, в соответствии с Гражданским кодексом Украины в договорной сфере закон переходит на второй план, стороны имеют право отступать от его положений, регулировать свои отношений по своему усмотрению, а обязательность положений акта гражданского законодательства при заключении договора должна быть подтверждена в самом акте специальной нормой.

Исключением из этого правила являются правила, установленные Гражданским кодексом Украины для публичных договоров – новой разновидности договора, основанной на публичном характере деятельности одной из сторон.

Статьей 633 кодекса установлено, что публичным является договор, в котором одна сторона взяла на себя обязательство осуществлять продажу товаров, исполнение работ или предоставление услуг каждому, кто к ней обратится.

Следовательно, свобода такого договора ограничена предусмотренными законом обязательными условиями договора, при нарушении которых договор считается ничтожным. Кроме того, условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.

Поскольку в статье 633 не приведен исчерпывающий перечень товаров, работ и услуг, в сфере которых применяется публичный договор, возникает вопрос о том, какие еще виды договоров могут быть публичными.

Хозяйственным кодексом Украины хотя и не выделена такая разновидность договора, как публичный договор, однако положения части шестой статьи 179 этого кодекса относительно обеспечения потребителей электроэнергией, связью или услугами транспорта позволяют отнести эти договора к таким, которые имеют признаки публичного. Очевидно, что особенности условий этих договоров должны быть предусмотрены в специальных законах.

Что касается снабжения потребителей электроэнергией, то законом обязательные условия предусмотрены для договоров, которые заключает энергоснабжающая компания, осуществляющая деятельность по снабжению потребителей электроэнергией на закрепленной территории. Так, в соответствии со статьей 24 Закона такие энергоснабжающие компании не имеют права отказать потребителю, расположенному на этой территории, в заключении договора на снабжение электроэнергией. Кроме того, статьей 151 Закона предусмотрены обязательные условия этого договора. Как видим, указанный договор имеет признаки публичного договора.

Хотелось бы обратить внимание и на такую новую разновидность договора, установленную Гражданским кодексом Украины, как договор присоединения, основанный на способе заключения договора.

Согласно статье 634 Гражданского кодекса Украины договором присоединения является договор, условия которого установлены одной из сторон в формулярах или других стандартных формах, который может быть заключен только путем присоединения другой стороны к предложенному договору в целом. Другая сторона не может предложить свои условия договора.

В юридической литературе существуют разные подходы к определению договора присоединения, например, В. Крат, анализируя этот вопрос, пришел к выводу, что эти договора имеют «аномальный» характер относительно их содержания, которое выражается только в сохранении внешней формы соглашения, поскольку свободной в этом случае является воля только одной из сторон (11). 

П. Гуйван предостерегает от отождествления договора присоединения со всеми договорными отношениями, основанными на стандартных договорах и делает вывод о том, что договор присоединения является лишь относительно небольшой частью группы договоров, заключаемых по стандартной форме (8).  

До принятия нового Гражданского кодекса Украины законодательство не предусматривало понятия договора присоединения, однако на практике договора, имеющие признаки договора присоединения, существовали. Например, статьей 15 Закона Украины «Об электроэнергетике» предусмотрено существование оптового рынка электрической энергии Украины, который создается на основании договора, а также предусмотрены обязательные условия договора.

Все субъекты хозяйствования, пожелавшие работать на оптовом рынке электрической энергии Украины, должны подписать договор в целом, без каких-либо оговорок.

На практике классифицировать договор как публичный договор или договор присоединения окажется не так просто. Если в части договора розничной купли-продажи вопрос регламентирован самим Гражданским кодексом Украины, то в отношении других договоров, не упомянутых в кодексе, того же договора снабжения электрической энергией или договора оптового рынка электрической энергии Украины, о которых говорилось выше, вопрос остается открытым. Следовательно, круг договорных отношений, регулируемых договором присоединения, следует определять непосредственно в актах гражданского законодательства.  

В юридической литературе встречаются утверждения о том, что одной из основных сфер применения договора присоединения являются отношения с монополистами, которые в связи с отсутствием конкуренции навязывают в формуляре свои условия контрагентам.

По отношению к монополистам, а особенно к естественным монополистам, необходимо применять практику утверждения стандартных договоров на приобретение их товаров или предоставление ими услуг органом, осуществляющим регулирование деятельности субъектов монополии, что позволит уравновесить интересы монополиста и потребителя его товаров, работ или услуг.

Следует обратить внимание на нормы Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины в отношении стандартных договоров.

В практике регулирования договорных отношений субъектов хозяйствования в настоящее время достаточно широко используются стандартные формы, так называемые типовые или примерные договора. Стандартные договора, как правило, утверждаются Кабинетом Министров Украины или органами исполнительной власти путем издания нормативно-правовых актов.

В законодательстве Украины до принятия новых кодексов отсутствовало четкое определение стандартных договоров. В новых кодексах определение присутствует, однако понятия стандартного договора и порядок его применения отличаются.

Из смысла статьи 630 Гражданского кодекса Украины следует, что применение или неприменение типового договора для оформления сделки зависит от волеизъявления сторон договора. Исходя из такой позиции, типовой договор является для участников договора рекомендацией по согласованию его отдельных условий.

Иную позицию в этом вопросе занимает Хозяйственный кодекс Украины. Положениями этого кодекса различаются типовой и примерный договора, регулируется порядок их применения.

    Так, в статье 179 Хозяйственного кодекса Украины определено, что при заключении хозяйственного договора стороны могут определять текст договора на основе:

- свободного волеизъявления, когда стороны имеют право согласовывать по своему усмотрению любые условия договора, которые не противоречат законодательству;

- примерного договора, рекомендованного органом управления субъектам хозяйствования для использования при заключении ими договоров, когда стороны имеют право по взаимному согласию менять отдельные условия, предусмотренные примерным договором, или дополнять его содержание;

- типового договора, утвержденного Кабинетом Министров Украины, или в случаях, предусмотренных законом, другим органом государственной власти, когда стороны не могут отступать от содержания типового договора, но имеют право конкретизировать его условия;

- договора присоединения, предложенного одной из сторон для других возможных субъектов, когда эти субъекты в случае вступления в договор не имеют права настаивать на изменении его содержания.

Как видно, кодексы придерживаются диаметрально противоположного порядка применения стандартного договора.

Учитывая несогласованность между нормами кодексов в вопросах договорных отношений, для практического применения положений кодексов важно определить роль каждого кодекса в их регулировании.  

По поводу соотношения норм Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины в юридической литературе разгорелась яростная полемика.

Мнения ученых относительно соотношения кодексов разделились, в юридической литературе этот вопрос широко дебатируется. 

Цивилисты утверждают о верховенстве Гражданского кодекса Украины. Они считают, что Гражданский кодекс Украины является тем основополагающим нормативным актом, согласно которому производится правовое регулирование всех имущественных отношений товарно-денежного характера, иначе говоря, кодекс является законом и общего действия, и специальным законом, а особенности регулирования имущественных отношений субъектов хозяйствования регулируются Хозяйственным кодексом Украины (23). А поскольку большую юридическую силу имеет Гражданский кодекс Украины, то в случае коллизии норм кодексов следует руководствоваться законом с большей юридической силой.

Их оппоненты отводят Гражданскому кодексу Украины роль общего закона, а Хозяйственному - роль специального закона, которым определены особенности регулирования отношений в сфере хозяйствования. Сторонники Хозяйственного кодекса Украины считают, что его нормы, как специальные в сфере хозяйственных отношений, являются приоритетными, и только в случае, если в Хозяйственном кодексе Украины отсутствуют определенные положения, отношения должны регулироваться нормами Гражданского кодекса Украины.

Например, А. Бобкова утверждает, что такое соотношение кодексов подтверждается нормами самих кодексов. Так, часть вторая статьи 9 Гражданского кодекса Украины допускает, что законом может быть предусмотрено специальное регулирование имущественных отношений в сфере хозяйствования, а с этой статьей корреспондируется часть вторая статьи 4 Хозяйственного кодекса Украины, согласно которой особенности регулирования имущественных отношений субъектов хозяйствования определяются этим кодексом (2).

Более убедительным выглядит мнение ученых о том, что правоотношения в сфере предпринимательства, а значит, и договорные отношения в этой сфере следует регулировать нормами Хозяйственного кодекса Украины.

Проблема размежевания гражданских правоотношений от отношений в сфере хозяйствования на сегодня является дискуссионной, и должна решаться путем усовершенствования норм обоих кодексов, а также в процессе практического применения их положений.

 

Тест

Обозначьте правильный ответ.

 

Предмет правового регулирования хозяйственной деятельности состоит:

 

а) определенные законодательством Украины основные принципы хозяйствования в Украине, хозяйственные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления неккомерческой хозяйственной деятельности между государственными органами – субьектами хозяйствованиния, потребителями органами внутренних дел, прокуратуры, суда (хозяйского суда), надзор и контроль вышестоящих органов за этой деятельностью с целью получения прибыли. 

б) определенные международными правовыми нормами и законодательством Украины хозяйственные отношения, которые возникают при осуществлении субьектами хозяйствования предпринимательской деятельности, надзор и контроль за этой деятельностью со стороны государства с целью координации рынков товаров и услуг в Украине и их перемещение через таможенную границу.

в) определенные законодательством Украины основные принципы хозяйствования в Украине, хозяйственные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществлении хозяйственной деятельности между субьектами хозяйствования, между субьектами хозяйствования и другими участниками отношений в сфере хозяйствования, надзор и контроль за этой деятельностью со стороны государства с целью устранения незаконности в области хозяйствования, которая может привести к негативным последствиям как для субьектов хозяйствования, предпринимателей и потребителей, так и для экономики Украины в целом.

Правильный ответ – ответ В

Определенные законодательством Украины основные принципы хозяйствования в Украине, хозяйственные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществлении хозяйственной деятельности между субьектами хозяйствования, между субьектами хозяйствования и другими участниками отношений в сфере хозяйствования, надзор и контроль за этой деятельностью со стороны государства с целью устранения незаконности в области хозяйствования, которая может привести к негативным последствиям как для субьектов хозяйствования, предпринимателей и потребителей, так и для экономики Украины в целом.



Тест

Обозначьте лишнее

 

Для государственной регестрации субьекта хозяйствования подаються такие документы:

а) решение собственника (собственников) имущества или уполномоченного ним (ними) органа в случаях, предусмотренных законом;

б) нотариально заверенная расписка одного из супругов (в случае пребывания во время регистрации в законном браке) про его согласие на занятие супруга/супруги хозяйственной деятельностью;

в) учредительные документы, предусмотренные законом для соответствующего вида юридических лиц;

г) решение Антимонопольного комитета Украины о согласии на создание, реорганизацию (слияние, присоединение) субъектов хозяйствования в случаях, предусмотренных законом;

д) документ (документы), что удостоверяет уплату основателем (основателями) взноса в уставный фонд субъекта хозяйствование в размере, установленном законом;

  е) почтовый пакет установленного образца как гарантированный взнос своевременной государственной регистрации;

ж) регистрационная карточка установленного образца;

 з) документ, который удостоверяет уплату средств за государственную регистрацию;

  и) документ, который удостоверяет несудимость и несодержание под стражей на момент создания предприятия. 

Лишнее:

  б) нотариально заверенная расписка одного из супругов (в случае пребывания во время регистрации в законном браке) про его согласие на занятие супруга/супруги хозяйственной деятельностью;

 е) почтовый пакет установленного образца как гарантированный взнос своевременной государственной регистрации;

 и) документ, который удостоверяет несудимость и несодержание под стражей на момент создания предприятия.



Список использованной литературы

1. Аксенов И. Некоторые проблемы законодательного регулирования предпринимательства. – 1998. -№ 1.

2. Бобкова А.Г. О соотношении ГК и ХК Украины// Юридическая практика. – 2003. - № 30. – с.10

3. Бобкова А.Г. Правовое обеспечение рекреационной деятельности. – Донецк: Юго – Восток, 2000. – 308 с.

4. Васильев А.С., Мучник А.Г. Законодательная защита социальных интересов как способ управления экономикой. – Одесса: Астро Принт, 1999. – Т. 2. – С. 210 – 218.

5. Гайворонский В., Жушман В. Предпринимательство, хозяйсвенная и трудовая деятельность: законодательное регулирование. – 1998. - № 9.

6. Господарський кодекс України. – К.: Істина, 2003.

7. Господарський процесуальний кодекс України // Кодекси України. – К., 1998. – Кн. 1.

8. Грузинський І.М., Кравчук В.М., Пограничний Є.П. Державна реєстація суб’єктів підприємницької діяльності: Наук. – практ. посіб. – Л., 2000.

9.  Гуйван П. Стандартный договор и его место в регулировании договорных отношений// Підприємництво, господарство і право. – 2003. - № 9. – с. 10

10. Знаменский Г.Л. Хозяйсвенное законодательство Украины: формирование и перспективы развития. – 1996. – 63 с.

11.  Ионов В. Бизнес – право: Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 1998.– 112 с.

12.  Крат В. Договір приєднання: реалії та перспективи // Підприємництво, господарство і право. – 2003. – 2003. - № 1. – с.50

13.  Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. – М.: Рус. Деловая лит., 1997. – 608

14.  Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. – М., 2001. – 212 с.

15.  Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субьекты. – М., 1997.

16.  Магазинер Я.М. Советское хозяйственное право. – М., 1928.

17.  Мамутов В.К. Правовое регулирование хозяйственной деятельности в смешанной экономике // Экономика – право – государственное регулирование: Сб. научных трудов. – Донецк: ИЗПИ НАН Украины, 1993. – С. 3 – 17.

18.  Назаров Ю. Гарантии свободы предпринимательской деятельности в сфере регистрации. - № 1. – С. 22 – 26.

19.  Петров И.В. Коммерческое право: Учебник. – СПб.: Изд – во Михайлова В.А., 2001. – с. 656.

20.  Подцерковный О.П. Дерегуляция єкономических процессов и изменение режима нормирования расчетніх отношений в Украине. – Одеса: АстроПринт, 1999. – С. 330 – 338.

21.  Положення про державну реєстрацію суб’єктів підприємницької діяльності: Затв. Постановою Кабінету Міністрів України від 25.05.98.

22.  Саніахметова Н.О. Підприємницьке право. – К., 2003.

23.  Підприємницьке право України / За ред. Р. Шишки. – Х., 2000.

24.  Цивільне право. Загальна частина: Підр.// Під. ред. Я.М.Шевченко. – К. – 2003. – с.14

25.  Шнипко О. Сутність підприємницької діяльності та основні умови розвитку ії в Україні // Підприємництво, господарство і право. – 2002. - № 6.

26.  Щербина В. С. Господарське право України. – К., 2003.

27.  Шкредов В.Н. Єкономика и право. – М., 1990.

28.  Єкономика – право – государственное регулирование. – Донецк: ИЭПИ НАН Украины, 1992.

29.  Ющик О.І. Правова реформа: загальне поняття, проблеми здійснення в Україні. – К., 1997. – 201с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: