Роль взрослых в формировании личности ребенка

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОСОБЕННОСТЕЙ оценочных представлений о ребенке у взрослых с разной направленностью в общении.. 5

1.1. Роль взрослых в формировании личности ребенка. 5

1.2. Характеристика направленности в общении взрослого с ребенком. 18

1.3. Анализ представлений о ребенке у взрослых в процессе общения. 25

ГЛАВА 2. диагностическое исследование оценочных представлений о ребенке у взрослых  с разной направленностью в общении.. 31

2.1. Организация и методы исследования. 31

2.2. Анализ и обработка результатов исследования. 32

2.3. Практические рекомендации. 35

заключение. 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 38

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….41

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Человек как личность начинает формиро­ваться в семье при помощи взрослых. Семью можно считать колыбелью личности. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родствен­никами у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он вхо­дит в мир своих родных, общается с ними, оценивается ими, перенимает нормы их поведения [3, 8].

В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого чело­века, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессозна­тельно. Впрочем, последнее время стали встречаться молодые родители, которые, вос­питывая ребенка, сознательно воспитывают также и себя. К сожалению, эта позиция родителей еще не стала популярной, несмотря на то, что она заслуживает самого присталь­ного внимания.

Прежде чем рассмотреть проблемы воздействия взрослых членов семьи на ребенка, нужно взглянуть на семью как на малую группу - определенную социаль­ную общность, которая в основном состоит из родителей и их детей, представляя собой относительно постоянное целое.[16, 7]

Каждая личность характеризуется своеобразным отно­шением к явлениям окружающей действительности. Это отношение сформировалось в процессе жизни человека. Человек воспринимает взаимоотношения с людьми, пове­дение людей сквозь систему сложившихся у него убежде­ний, установок, привычных для него подходов к явлениям и событиям жизни. Было бы ошибочно думать, что это спра­ведливо лишь применительно к взрослому, уже полностью сформировавшемуся человеку, что только ему присущи от­четливо выраженные взгляды, установки в подходе к лю­дям и жизненным явлениям.

Значимость взрослого для психического развития ребенка признавалась (и признается) большинством западных и отечественных психологов. Однако общение с взрослыми выступает в них как внешний фактор, способствующий развитию, но не как его исток и начало. Отношение взрослого к ребенку лишь облегчают понимание социальных норм, подкрепляют соответствующее поведение и помогают ребенку подчиниться социальным влияниям.

Согласно позиции Л.С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является [8].

Объект исследования: оценочные представления о ребенке у взрослых в процессе общения.

Предмет исследования: особенности влияния процесса общения у взрослых на представления о ребенке.

Целью работы: определение особенностей влияния процесса общения у взрослых на представления о ребенке.

Задачи:

1. Изучить литературу по проблеме общения.

2. Подобрать методики и провести исследование.

3. Проанализировать результаты и сделать выводы по теме.

4. Предложить систему занятий по развитию общения.

Гипотеза: Предполагается, что от направленности типа общения взрослого зависят оценочные представления о ребенке.

Методы исследования:

- анализ литературы,

- тестирование,

- методы математической обработки экспериментальных данных.

Для выявления современных подходов к проблеме повышения эффективности делового общения использовались:

В исследование использовалась:

1. Методика «Направленность личности в общении (НЛО)».

2. Методика общего уровня общительности В.Ф. Ряховского.

Структура работы. В настоящем варианте работа содержит введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОСОБЕННОСТЕЙ оценочных представлений о ребенке у родителей с разной направленностью в общении

Роль взрослых в формировании личности ребенка

 

Воспитание подрастающего поколения в современных условиях осуществляется в семье, дошкольных учреждениях и школе, в общественных организациях, трудовых коллективах, средствами массовой информации и пропаганды. Особое место в формировании личности принадлежит семье.

Семья, являясь социальной ячейкой общества, удовлетворяет ряд его важнейших потребностей. Вместе с тем она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также - общесемейные (групповые). Этим и обусловлены функции семьи. Они весьма разнообразны и носят социальный характер.[4, 22]

Семья - единственный социальный институт, основная цель которого - воспроизводство населения. Под этим понимается не только рождение детей, но и их воспитание. Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье»

Принципиально новыми стали основы внутрисемейных отношений. На смену деспотической власти главы семьи пришло равноправие супругов. Основой социалистической семьи является взаимная любовь и долг. Это требует от супругов высокого уровня духовного развития, эмоционально-волевой и нравственно-эстетической культуры, умения воспитывать себя, друг друга, детей.

Для семьи нашего общества воспитательная функция является одной из важнейших. Ее основная задача состоит в том, чтобы передать детям накопленные обществом социальный опыт и духовную куль туру: сформировать у них основы научного мировоззрения, начала коммунистического отношения к труду народному добру, природе; воспитать политическую сознательность общественную и познавательную активность, привить им чувства гражданственности, коллективизма и интернационализма. Семья вырабатывает у детей потребность и умение быть рачительным хозяином выполнять моральные нравственно-этические нормы и правила социалистического общежития, содействует их физическому совершенствованию, укреплении здоровья и приобретению навыков санитарно-гигиенической культуры. Другой важный аспект этой функции — систематическое воспитательное воздействие семейной коллектива на каждого его члена в течение всей его жизни постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. «Семья играет все более важную роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающих поколений, обеспечении экономической и социального прогресса общества, в улучшении демографических процессов. Здесь формируются основы характера человека, его отношения к труду, наиважнейшим моральным, идейным и культурным ценностям».[40]

Возможности семьи в воспитании детей обширны и многообразны. Они обусловлены комплексом условий и средств, представляющих педагогический потенциал семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу семьи, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует также учитывать свободное время и организацию домашнего досуга, в том числе использование средств массовой информации и культуры, систему и характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент-специфика самого процесса семейного воспитания.

Каково же влияние семейного воспитания на детей? На этот вопрос дают ответ данные проведенного социолого-педагогического исследования, которое выявило воздействие различных компонентов воспитательного потенциала семьи на успеваемость, трудовую и общественную активность, формирование коллективизма, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности и ряда других личностных качеств ребенка.[31, 11]

Оно полностью подтвердило обоснованные в отечественной педагогике о ряде специфических особенностей семейного воспитания, без учета которых трудно полностью осознать значение семьи в формировании личности, решить вопрос о возможности (или невозможности) замены семейного воспитания общественным; выявить условия, позволяющие оптимизировать положительное воздействие родителей на ребенка, и т. д.

В успешном решении этой стратегической задачи в равной мере заинтересованы и общество, и родители. Значит, цели и основные задачи семьи и государства в коммунистическом воспитании подрастающего поколения едины. Отсюда специфика семейного воспитания заключается в своеобразии семьи как института воспитания и ее воспитательных возможностей, средств и процесса реализации цели и основных задач воспитания, в особенностях семьи как объекта педагогических воздействий со стороны школы и общественности. Рассмотрим эти вопросы. Сначала о месте семьи в системе коммунистического воспитания подрастающего поколения, о соотношении семейного и общественного воспитания.[40, 25]

При изучении общественного мнения о педагогических возможностях современной семьи большинство опрошенных учителей считает, что взаимодействие семейного и общественного воспитания создает наиболее благоприятные условия для успешного воспитания детей. Можно привести и другие данные (о них будет идти речь ниже), которые также подтверждают это мнение.

Воспитание по своей сущности всегда имеет общественный характер, где бы оно ни осуществлялось. Характерной особенностью семейного воспитания является непрерывное сочетание целенаправленных педагогических воздействий родителей (и других взрослых) на детей с повседневным влиянием на них уклада жизни семьи.

Воспитательному воздействию семьи подвержены не только дети, но и взрослые. Человек испытывает это воздействие со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт.[35, 19]

К. Маркс писал: «Если человек по природе своей общественное существо, то он, стало быть, только в обществе может развивать свою истинную природу...».[37, 32] Многовековая история подтвердила, что «без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность... что человек только тогда станет человеком, если его развитие происходит среди людей». Таким образом, с рождением ребенка еще не рождается личность, личность формируется только в человеческом окружении. А ближайшее окружение новорожденного — семья: мать, отец, бабушка, дедушка, братья, сестры. Значит, родителям и членам семьи принадлежит решающая роль в том, чтобы новорожденный развивался как человек, как личность.

В настоящее время психологи и педагоги все чаще публикуют убедительные данные о том, что именно впервые годы жизни закладываются основные личностные качества. Новорожденные имеют задатки многочисленных способностей. И если в начале жизни ребенка для их развития нет благоприятных условий или для этого не предпринимаются специальные усилия, то потом наверстать упущенное очень трудно. «Отсутствие внимания и любви к ребенку в первом полугодии жизни снижает темпы его развития, обедняет эмоциональную сферу, тормозит развитие интересов и любознательности, что отрицательно сказывается на становлении личности и самосознания ребенка». Это убедительное доказательство того, что именно семья и именно впервые годы жизни ребенка оказывает на его развитие решающее влияние. И это понятно: в силу гибкости и пластичности нервной системы дети раннего возраста наиболее восприимчивы к различным видам воздействия. У них еще отсутствует собственный опыт, поэтому их восприятия воздействий среды (в это время - семьи) являются наиболее прочными.[34]

В последние годы важность и незаменимость такого влияния признаются все чаще и чаще. Физиологи, медики и психологи считают, что дети до трех лет особенно предрасположены к воздействию семьи, в первую-очередь матери. Мать с первого дня жизни ребенка удовлетворяет все его потребности, выхаживая, ограждая, от невзгод и опасностей. Игра помогает справиться с ощущением страха и вселяет ощущение защищенности и спокойствия. Только мать безошибочно понимает каждое движение его души и отвечает на него поддержкой, одобрением, а иногда и необходимым осуждением. В эти годы природный инстинкт привязанности малыша к кормилице постепенно перерастает в любовь к матери. Именно с зарождением любви к матери начинается личность. Это дает могучий толчок для развития богатейшей гаммы нравственно-эстетических чувств. Пробудившиеся к матери чувства ребенок переносит на близких членов семьи, а по мере расширения круга общения — и на других людей.[30, 18]

Среди появившихся в последние годы работ по вопросам семейного воспитания несомненный интерес вызывают работы Ю. Азарова, проповедующего педагогику Любви и Свободы и отвечающего на вопросы как растить молодое поколение в условиях рынка и войн, межнациональных раздоров и других катастроф, как любить детей, как воспитывать трудолюбивого, талантливого, физически и духовно здорового человека [11, 42].

На развитие личности ребенка влияют многие факторы. Один из основных - климат в семье, атмосфера семейных отношений, которой дышит ребенок. Во взаимоотношениях с родителями он обретает опыт общения с людьми. Ребенок воспринимает семейные ценности, пытается соответствовать определенным условностям, нравам и традициям, утвердившимся в семье его родителей.

Дети очень чутко и быстро улавливают даже малейшие нюансы в отношениях родителей между собой. Взаимоотношения матери и отца для ребенка постепенно становятся образцом для подражания. Если родители между собой доброжелательны, дружны, помогают друг другу, то подобные отношения у них формируются и с детьми, которые в свою очередь так же будут относиться ко всем окружающим их людям. Если родители враждуют, постоянно ссорятся за лидерство в семье, то и дети, как правило, ведут себя так же. Когда отец властен и строг, а мать кротка и добра, то образцом для подражания может стать «мужской идеал». Особенно это относится к мальчикам. Однако в наше время при равноправии между полами и девочки вполне могут следовать мужскому образцу поведения.[31, 15]

Взаимоотношения между родителями - это то основание, на котором чаще всего базируется у человека выбор его собственного жизненного стиля. Наиболее общие характерные черты детей одной семьи являются отражением той атмосферы, которая царила в их родительском доме. И, тем не менее, дети одной и той же семьи совсем не подобны друг другу. Чаще всего они бывают совершенно разными. Существенным фактором, обусловливающим влияние семьи на формирование личности ребенка, является семейное окружение. Для каждой семьи характерны определенные отношения между ее членами. Каждая семья имеет свои отличительные черты.

Семья начинается с матери, отца и ребенка. Роль матери отличается от роли жены. Роль отца отличается от роли мужа. Появление малыша привносит новые особенности во взаимоотношения между супругами. Младенец - их единственный ребенок, вокруг которого сосредоточивается все родительское внимание. Между этими тремя членами семьи создаются определенные отношения. Чаще всего в центре всей семейной жизни оказывается ребенок. Безусловно, обязанности у матери по отношению к ребенку, особенно впервые годы его жизни, значительно шире, чем у отца. Таково предназначение женщины-матери.[25, 21]

При рождении второго малыша снова изменяется положение каждого члена семьи. «Король-малыш» неожиданно оказывается «свергнутым с престола». Отныне он должен занять место в соответствии с изменившимся своим положением, которое его мама и папа, неведомо почему, допустили. Это случилось потому, что новый человек - младенец - занял место первого ребенка, который ищет возможность восстановить свое былое положение, причем на правах старшего. Между тем вновь появившийся малыш привыкает к своему месту в семье в качестве «младенца». Но такое его положение для старшего ребенка имеет совсем иной смысл.[25, 23]

Когда появляется третий ребенок, вновь происходит изменение положения всех членов семьи. Отныне в ней трое детей. Старшего «свергли с престола» еще раньше, а сейчас настала очередь второго ребенка. Теперь он находится в середине - между старшим и младшим. С каждым последующим родившимся ребенком семейное сообщество принимает новое очертание, с новыми воздействиями друг на друга и новыми взаимосвязями. Наверное, поэтому дети в одной и той же семье так не похожи друг на друга, несмотря, на то, что они воспитываются вместе. Можно скорее найти сходство между старшими детьми одного возраста двух различных семейств, нежели между первым и вторым ребенком одной семьи.[25, 24]

По мере развития семьи каждый ее ребенок утверждает себя по-своему. Очень часто положение одного из детей кажется более предпочтительным. Иногда создается впечатление, что второй ребенок несет «угрозу» первому. Это же относится порой и к старшему ребенку, если малыш будет пытаться его превзойти.

Роль старшего среди детей в одной семье целиком зависит от того, как каждый отдельный ребенок ее понимает. Не все первенцы стремятся быть ведущими. Любая семья является уникальной в этом вопросе благодаря своим толкованиям взаимоотношений. Раннее осмысление роли лидера оставляет у человека впечатление на всю жизнь. А зависит оно от воспитания в родительской семье.

Каждый член семьи ведет себя в зависимости от своего положения в доме. Одновременно его поведение находится под неуловимым порой влиянием братьев и сестер. Однако поступки одного ребенка могут быть непонятны остальным детям одной и той же семьи. На поведение ребенка влияет его собственное толкование ситуации. Когда оно ошибочно (а это бывает очень часто), то легко заметить развитие отрицательного направления в его поведении. Если родители это видят и осознают опасность для дальнейшего развития личности ребенка, то им легче исправить ситуацию, подведя ребенка к верной оценке своих действий. К сожалению, многие родители не всегда вовремя понимают грядущую опасность, принимая определенные поступки ребенка за детские шалости.[25, 26]

Нет семей «идеальных» по своему количественному составу. Сколько бы детей ни было, специфические проблемы всегда останутся. Они варьируются в зависимости от количества членов семьи, их положения в ней, их взаимовлияния и от взаимоотношений между собой. Все дети влияют друг на друга и на своих родителей. Каждый ребенок проявляет определенную активность. Следовательно, существует бесчисленное разнообразие реакций, проявляемых ребенком по отношению к своему окружению. Нет такого единого правила, которое было бы приемлемо для руководства всем родителям. Однако те родители, которые изучают проблемы, возникающие в семье, обладают информацией. Знакомясь с исследованиями педагогической и возрастной психологии, они в состоянии объяснить многое из того, что прежде казалось загадочным. Внимательное наблюдение за своими детьми также может дать самые неожиданные понимания проблемы. А когда постигнута ситуация, то гораздо легче преодолеваются трудности.

Таким образом, семья является первым и самым главным звеном в большой цепи развивающего обучения ребенка - дошкольника. И насколько это звено будет прочным, настолько будет лучше развиваться ребенок.

Отечественная психология рассматривает общение как не­обходимое условие психического развития ребенка, усвоения им достижений, накопленных в процессе исто­рического развития человечества (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин,), как решающую предпо­сылку возникновения сознания и как внутренний меха­низм жизни коллектива. Не без основания указывается на роль общения в формировании личностных качеств ребенка, в становлении форм его социального поведе­ния и взаимоотношений с окружающими людьми, эмоциональное развитие (Л. С. Выготский, В Запорожец, М. И. Лисина, А. В. Петровский и др.) [32].

Сейчас в психологической науке не только в теоретическом плане все прочнее утверждается мысль о многообразии, многоуровне­вом и полифункциональном значении качеств, проявляемых личностью в общении, и важнейшей роли самого этого общения, наряду с тру­дом и другими видами деятельности, в формировании личности, но и на экспериментальном уровне без скидок на сложность прослеживают­ся все психические характеристики человека, выступающего в качес­тве объекта и субъекта общения, и столь же научно, скрупулезно анализируется многостороннее действие этого общения на участвую­щую в нем личность.

Человек по своей природе является социальным существом, и развитие его осуществляется через общение. Ломов Б.Ф. подчерки­вает, что общение, как и предметно-практическая деятельность, выступает в качестве важнейшей социальной детерминанты развития психики человека.

Влияние на человека разобщающих факторов, существующих в современном обществе(увеличение информационного потока, ускоре­ние темпа жизни и т.п.) ведет к своеобразному "синдрому дискомму­никации", который можно представить в четырех основных вариантах:

стремление к контакту с невозможностью найти собеседника (чув­ство "одиночества в кругу людей");

стремление к контакту с нес­пособностью завязать и наладить его даже при наличии подходящих собеседников (коммуникативная беспомощность);

стремление к контакту преимущественно с целью разрядить накопившуюся агрессив­ность (конфликтное общение);

угашение стремления к контактам (усталость от общения, непереносимость общения, уход в себя). Пе­речисленные варианты могут образовывать смешанные формы. [28]

Проблемам общения и возникновения состояний, связанных с по­ниженным тонусом эмоциональной сферы уделяли внимание в своих рабо­тах такие ученые, как Ломов Б.Ф., Леонтьев А.А., Парыгин,Б.Д., Шкопоров Н.Б., Лабунская В.А., Толстых А.В., Горелов И.Н., Р.С.Немов, Е.И.Головаха, Л.П.Гримак и др.

В общении человек с раннего возраста выступает и как объект и как субъект общения. Процесс общения, отмечает Бодалев А.А., яв­ляется "таким видом взаимодействия людей, в котором последние выступают по отношению друг к другу одновременно (или последова­тельно) и объектами, и субъектами."[12]

Потребность в общении с окружающими людьми, через которых ребенок овладевает социальным опытом, рано становится его основной социальной потребностью.

Выделяют три основные группы мотивов общения у дошкольников: познавательные, деловые (общение при этом выполняет служебную роль в организации какой - либо другой деятельности ребенка) и, наконец личностные. Эта последняя группа мотивов представляет особый интерес. Формирование способности ребенка к эмоционально­му контакту, от развития которой, в конечном счете, зависит удов­летворение потребности в общении, определяется, с одной стороны, реальными возможностями контакта, с другой - степенью заинтересо­ванности взрослого в общении с ребенком. Если дети постоянно на­ходятся в контакте со взрослыми, которые нейтральны по отношению к ним или настроены эмоционально отрицательно, способность к эмо­циональному контакту может сформироваться неправильно или вообще будет потеряна.

Потребность в общении тесно связана с другими потребностями ребенка, и, прежде всего, с потребностью в новых впечатлениях.

Особое значение приобретает удовлетворение потребности в об­щении в детском возрасте, когда идет процесс формирования и раз­вития личности. Неудовлетворенность потребности в эмоциональном контакте ведет к появлению таких способов его удовлетворения, ко­торые способствуют формированию отрицательных черт характера, препятствуют установлению нормальных взаимоотношений ребенка с окружающим миром.

Особую роль играет избирательность потребности в общении. Удовлетворение коммуникативных потребностей становится особенно важным, когда ведущими мотивами общения детей становится личнос­тные мотивы. На этом этапе в процессе общения происходит оценка ребенком себя и других людей, начинается усвоение нравственного опыта. Изменяется и содержание потребности в общении.

На природу потребности в общении существуют различные взгляды. Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев выдвигали положение о том, что ребенок максимально социальное существо и стремится к общению со взрос­лым, так как ему необходима помощь взрослого, в пер­вую очередь для удовлетворения его биологических потребностей. Л. И. Божович и М. Ю. Кистяковская придавали большое значение в установле­нии контакта между взрослым и ребенком тому об­стоятельству, что взрослый, удовлетворяя познаватель­ную потребность ребенка, сам является хорошим позна­вательным объектом и обеспечивает ребенка новыми впечатлениями. По мнению Л. И. Божович, удовлетво­рение взрослым элементарных биологических потребно­стей ребенка может не способствовать развитию форм общения, поскольку ребенок в этом процессе не должен овладевать новыми социальными формами психической активности. А. В. Запорожец и М. И. Лисина выдвинули гипотезу о множе­ственности причин, обусловливающих возникновение потребности у ребенка в общении с окружающими людьми.

Многие из названных авторов, как уже говорилось, потребность в общении трактуют широко - как потреб­ность в другом человеке, значимом для ребенка. [12]

В психологии проблема общения в возра­стном плане существенно продвинута многочисленными исследованиями, проведенными М. И. Лисиной и под ее руководством. В этих работах фундаментально рассмотрена структура общения как особого вида деятельности с присущими ей предметом операциональной и мотивационной сферами, функциями и конечным продуктом.

В общении, в процессе социализации, формируются личностные особенности человека, его характер, самосознание. В общении формируются и коммуникативные качества личности. "Раньше всего, непосредственно в жизни социальной группы из взаимоотношений меж­ду ее членами возникают,- отмечал Ананьев Б.Г.,- отношения лич­ности к другим людям; закрепляясь на практике общественного пове­дения, они превращаются в наиболее общие и первичные черты харак­тера, которые нами названы коммуникативными". [2] Он также указы­вает, что эти свойства включают способы общения и общительности. На это обращает внимание и Буева Г.А. в своей книге "Человек: дея­тельность и общение". Она пишет: "Ребенок с раннего возраста объективно включается в систему общественных отношений в доступ­ных ему формах жизнедеятельности. В общении со взрослыми и свер­стниками он приобретает и обменивается различного рода информа­цией. В этом в значительной мере стихийном процессе идет формиро­вание личности ребенка, приобретение собственного опыта дея­тельности и общения, усвоение общественных норм и ценностей". [13]

Л. В. Мудрик отмечает, что "отношения с людьми в раннем возрас­те во многом определяют отношения их к будущей жизни".[24, 25] Проведен­ное им исследование, посвященное сопоставлению структуры общения в ранней юности и в последующей жизни, позволяет сделать вывод о том, что если до определенного возраста человек не получает навы­ка в каких-либо видах общения, не вырабатывает приемлемого для окружающих стиля общения, и если при этом вовремя не бы­ли оказаны соответствующие воспитательные воздействия, то потом эти проблемы в сфере общения восполняются с большим трудом, что может привести к явному неблагополучию в системе отношений с ок­ружающими людьми.

Наиболее важной частью внутри семейных взаимоотношений является эмоциональное общение - обмен эмоциями, включающий три основ­ных компонента: когнитивный - восприятие эмоций и чувств партне­рами по интеракции; субъектив­ный - переживание межличностных отношений; экспрессивный - вер­бальное и невербальное выражение эмоций по отношению к партнеру.[24]

Отечественными и зарубежными психологами и педагогами отмечено, что в нормальных условиях любой ре­бенок постоянно тянется к общению. И если младенец пытается нала­дить контакт доступными ему способами (улыбкой, плачем, всеми своими еще плохо координированными и управляемыми движениями), то ребенок, научившийся говорить, старается не упустить малейшей возможности речевого общения. Уже в четыре года, по данным мос­ковского социолога В. С. Коробейникова, он задает около тысячи вопросов в день, используя при этом приблизительно 12 тысяч слов.

Какие ответы получает он на свои вопросы? Содержание и фор­ма этих ответов создают у ребенка представление о нормах общения между людьми, о его собственном месте в мире человеческих отноше­ний. Десятки раз в день родители, мобилизуя весь свой педагоги­ческий арсенал, пытаются сознательно воспитывать ребенка, поощре­ниями и наказаниями внушить ему, что такое хорошо и что такое плохо, как следует поступать и как не следует. Так ребенок уз­нает, что надо говорить и демонстрировать и как это надо делать. Но сотни раз родители, сами того не сознавая, подают примеры по­ведения и отношения к людям. И именно эти многочисленные примеры усваиваются ребенком как истинные образцы отношения к окружающим.

Между родителями и ребенком устанавливается определенный стиль общения, порождаемый, как правило, взрослыми. В одной семье мать или отец могут требовать от ребенка беспрекословного подчи­нения, как в армии, и он привыкает, не задумываясь, выполнять все требования. В другой - принято потакать всем капризам. Стоит только ребенку пожаловаться на недомогание, как его начинают опе­кать. Постепенно он входит в роль "слабого и беззащитного" и от окружающих ожидает решения всех своих проблем только за счет со­чувствия к его несчастному виду. В семье может быть принят това­рищеский стиль общения, когда родители обращаются с ребенком, как со взрослым, или сами входят в роль сверстников, когда, например, отец часто повторяет сыну: "Ну и попадет нам от мамы".

Можно было бы привести много других примеров межличностных ролей, которые волей родительской режиссуры предоставляются в семье ребенку. Как отмечают Головаха Е.И. и Панина Н.В., чем жестче рамки этих ролей, тем беднее будет опыт освоения ребенком многообразия человеческих отношений. Родителям трудно преодолевать сложившийся в семье ролевой стереотип обще­ния, да и не всегда это необходимо. Но, во всяком случае, им не следует требовать от ребенка, чтобы в общении с другими людьми он соблюдал те, же жесткие каноны поведения. Ребенок должен нау­читься разным межличностным ролям. Он должен научиться проявлять непреклонность и уступчивость, умение руководить и умение подчи­няться, требовательность и снисходительность. Чем больше межлич­ностных ролей освоит он, тем гибче будет его поведение в различ­ных коллективах, с различными людьми. В данном случае речь идет именно о гибкости, а не о приспособленчестве. Приспособленчество формируется в тех условиях, когда декларируемые воспитателем тре­бования к личности ребенка разительно отличаются от поведения са­мого воспитателя. [24]

Таким образом, развитие потребности в общении продолжается на протяжении всей жизни человека. На всех возрастных этапах ком­муникативная потребность является необходимым компонентом систе­мы потребностей личности.

 

     


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: