Упражнение 2. «Мой стиль общения»

Цель: Изучение коммуникативных проблем, видение особенностей, связанных со сферой общения.

Время выполнения: от 20 минут до 35 минут

Число участников: от 5 до 25 человек.    

 «Сейчас мы поработаем с дневниками «Мой стиль общения». Какие записи там появились? Что вы смогли туда внести со времени про­шедшего занятия? Какие основные наблюде­ния вам удалось проанализировать? Или вы совсем забыли об этом домашнем задании?

Объединитесь в малые группы по 7-8 че­ловек и обсудите записи, которые вы смогли сделать после первого занятия. Каждый может зачитывать, что он хочет, комментируя свои записи, исходя из последних наблюдений и впечатлений.

Помните о том, что любой участник вправе спросить о том, что ему было неясно, попро­сить вас прокомментировать высказывания, в чем-то усомниться, за что-то порадоваться и т. д. Каждый из вас может отвечать на эти во­просы, приводя конкретные примеры своих ощущений, итоги наблюдений над своими ре­акциями.

После того как вы выслушаете одного из членов вашей малой группы, слово может взять следующий. И так до тех пор, пока не выскажутся все участники».

Рекомендации ведущему. Работа с дневником «Мой стиль общения» явля­ется обязательным элементом каждо­го занятия. Поэтому вам следует выделить не­обходимое количество времени для обсужде­ния записей участников и на этом занятии. Вы должны предостеречь участников от ти­пичной ошибки - превращения обсуждения записей в дневнике в формальный разговор, когда члены группы действуют по принципу «лишь бы что-нибудь сказать».

Для этого участникам нужно предлагать различные формы работы с этим материалом. Например, на этом занятии после обсуждения в малых группах участники должны решить вопрос о том, кто из них смог дать более глу­бокий и интересный анализ своих коммуни­кативных особенностей. Решение принимает­ся большинством голосов членов каждой ма­лой группы.

ЗАНЯТИЕ 4. «ПРОСТАЯ РЕФЛЕКСИЯ ЧУВСТВ, КАЧЕСТВ ОБЩЕНИЯ».

Цель: «Развивать навык рефлексии чувств и качества общения

Упражнение 1. «Простая рефлексия чувств»

Цель: развитие навыка рефлексии чувств.

Число участников: 10 человек.

Время выполнения15,-2 часа.

Обстановка: помещение, достаточно просторное для того, чтобы все участники могли сидеть в общем круге, а в случае необходимости раз­биться на пары и работать, не мешая друг другу. Необходимо при­готовить большие листы бумаги и маркеры или доску с мелом для записи комментариев членов группы в ходе обсуждений. Листы бу­маги с подобными комментариями можно прикрепить к стене и ис­пользовать в качестве заметок для памяти. Их можно оставить на сте­не до завершения работы мастер-класса. Эти памятки будут отра­жать взаимосвязь проводимых занятий и демонстрировать прогресс в обучении.

Вы можете написать основные теоретические моменты на специ­альной прозрачной бумаге, и тогда вам потребуется проектор и экран. Все распечатки к упражнению должны быть подготовлены заранее и в достаточном количестве. Списки литературы можно раздать в конце упражнения, по объему они не должны превышать одной страницы.

Постарайтесь сделать так, чтобы все члены группы приняли учас­тие в последующем обсуждении данного упражнения, а также убеди­тесь в том, что у каждого, кто хотел что-то сказать, была возможность это сделать.

-Методика: рефлексия чувств отличается от рефлексии содержания. В первом случае консультант пытается уловить имеющиеся у клиен­та чувства и затем их ему возвращает. Во многом рефлексия чувств похожа на эмпатию. Далее мы приводим пример использования реф­лексии чувств.

Раньше я работал в просторном офисе на Флит-стрит. Там были сотни, а может, даже и тысячи других таких же офисов. Мы все сидели там, делая то, что мы должны были делать. Эта работа хорошо оплачивалась, и я думаю, что смог бы прорабо­тать там всю свою жизнь.

Вы говорите это так, как если бы эта работа вам до смерти на­доела...

Да так оно и было! Оглядываясь назад, сейчас я понимаю, что ненавидел каждую проведенную там минуту. Я привык сходить с поезда, садиться на автобус и затем буквально тащить себя в офис. Я могу вспомнить, что весь бизнес...

В вашем голосе слышится злость...

Я был зол на самого себя, что так долго мирился со всем этим. Для выполнения данного упражнения все участники разбивают­ся на пары и в парах на протяжении 15 минут по очереди выступают в роли «клиента» и «консультанта». После того как навык рефлексии чувств будет отработан обоими партнерами, вновь образуется общий круг и инициируется обсуждение, посвященное процессу рефлексии чувств и области его применения. Тренер также может участвовать в выполнении данного упражнения, если считает это необходимым.

Оценивание: все члены группы по очереди говорят о том, какую поль­зу они вынесли для себя из данного упражнения. Затем проводится общее обсуждение данного упражнения, в ходе которого тренер вы­ступает в качестве фасилитатора.

Завершение: участникам предоставляется 5 минут на задавание во­просов, выражение чувств, обращения к другим участникам группы и проговаривание всего того, что возникло в процессе выполнения упражнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: