Методы построения налоговой системы, общая методика исчисления налогов

В основу методик построения налоговых систем могут быть положены различные научные методы: системного, комплексного и целостного подходов, аналитический, статистический, сравнительной оценки и другие методы (способы, приемы), в том числе логично - математический, на котором строится проводимая ниже методика.

    Метод позволяет реально и объективно производить расчеты по аналитическим выражениям, анализировать полученные результаты и делать выводы о целесообразности введения в налоговую систему того или иного элемента или условия сообразуясь с логической компонентной данного метода. Беря данный метод за основу, можно рекомендовать следующие методику обоснования налоговой системы по исходным данным, в качестве которых могут выступать:

· документы, определяющие налогообложение (законы, подзаконные акты, инструкции, письма);

· планы социально-экономического развития соответствующего территориального образования (Федерации, регионы, муниципальные образования) на очередной год или ближайшую перспективу;

· данные по сбору налоговых платежей за предыдущие годы и текущий период данного финансового года;

· классификация источников дохода территориального образования федерального, регионального, местного);

· планируемые мероприятия по изменению налогового законодательства в очередном финансовом году, которые в обязательном порядке будут реализованы законодательно;

· методика расчета видов налогов и сборов и их остаток;

· информация по количественному и качественному составу субъектов налога, уплачивающих налоговые платежи в соответствующие территориальные образования (Федерацию, регион, муниципальное образование);

· данные по составу налоговых служащих, обеспечивающих сбор налоговых платежей и контроль над уплатой;

· другие данные, учитывающие особенности территориального образования.

Предлагаемая методика является универсальной и пригодна для обоснования любого уровня подсистемы в целом. 

Последовательность выполнения операций при обосновании налоговой системы может быть следующим:

1. Определить цели и задачи, приоритетные направления социально – экономического развития территориального образования (федерации, субъекта РФ, местного образования), составить план очередности их реализации в очередном финансовом году с включением в план нереализованных мероприятий за текущий финансовый год.

2. Определить потребность денежных средств, необходимых для реализации целей и задач согласно плану социально – экономического развития территориального образования с учетом опыта предыдущих лет или путем расчетов с учетом инфляции, повышения цен на товары и услуги, повышения уровня благосостояния народа и других факторов, которые могут сложиться в очередном финансовым году:

S n  = Sн +Sд+ Sк

Где Sn - Потребная сумма средств, необходимая территориальному образованию для реализации целей и задач;

Sн - налоговая составляющая потребность суммы, определяемая на основе опыта поступления налоговых платежей в территориальный бюджет за предыдущие годы;

Sд - неналоговая часть дохода, поступающая в бюджет, которая также определяется на основе опыта предыдущих лет;

 Sк - сумма потребных средств с учетом инфляционных и иных факторов, указанных выше.

3. Проанализировать систему налогообложения, выявить характерные недостатки, присущие каждому ее элементу, вскрыть порождаемые противоречия, выявить проблемы в сфере законодательной базы;

4. Разработать систему мер с конкретными предложениями по устранению выявленных недостатков. Наметить путь разрешения противоречий и проблем с учетом изменения законодательства;

5. Определить задачи в области налогообложения на соответствующем уровне налоговой системы (федеральным, региональным, местным); какие задачи должна решить налоговая система, чего необходимо достигнуть, какая необходима налоговая система, какие изменения последуют, каким образом стоит перераспределить платежи по видам налогов между уровнями системы, каким образом изменить налоговые ставки.

На основе новых подходов к системе налогообложения предъявить к ней требования по направлениям выполнения целей и задач, стоящих перед территориальным образованием (Федеральным, региональным, местным), по экономичности и эффективности, а также по вопросам установления недостатков присущих действующей  налоговой системе. Разработать систему видов налогов и сборов с учетом требований, предъявляемых к налогообложению и налоговой системе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: