Работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками

Исследовательская работа проходила на базе подросткового туристского клуба "Экзотур" г. Комсомольска-на-Амуре.

Педагоги клуба в работе с трудными подростками ставят перед собой ряд задач:

1. Социализация подростков, а именно: умение работать в команде.

2. Развитие лидерских качеств

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку.

4. Развитие экологического сознания подростка.

Работа данного клуба была организована педагогами-энтузиастами, любителями активного туристического отдыха.

Педагоги клуба в своей работе учитывая особенности поведения трудных подростков используют различные методы в работе. Мы объединили их в таб.2

 

Таблица 2 Социально-педагогические методы

Методы как элемент социального воспитания Методы воздействия Методы организации социально-педагогического взаимодействия
Метод мотивирования и приобщения к действию Методы, воздействующие на сознание Методы целеполагания
Метод репродуцирования Методы, воздействующие на чувства Методы ценностного ориентирования
Метод закрепления и обогащения Методы, воздействующие на поведение Методы организации деятельности
Метод содействия и сотворчества   Методы общения Методы оценки Методы самореализации

Педагоги, находясь среди своих подопечных, чувствуя их настроение, зная их проблемы, реально оценивая возможности личности, устанавливают доброжелательные, гуманистические отношения, устраняет дефицит общения. При этом стараются оценивать влияние микросреды, особенно семьи, соседского окружения, групп сверстников, объединений подростков. Все это педагоги связывают с деятельностью подростков на практике и включают в работу. Ведь знания связанные с практикой жизнью вызывают их интерес, стимулируют познавательную деятельность.

Таким образом, у подростков формируется эмоционально – ценностное отношение к миру и человеческой деятельности.

Следующий принцип, который используют педагоги в своей работе, – принцип последовательности и систематичности воспитательных воздействий.

Воспитание – долговременный процесс, в котором участвуют многие люди. Поэтому крайне важно соблюдать последовательность и систематичность в их работе, своевременно выявлять уровни воспитанности учеников, зону ближайшего развития.

Для того, чтобы знания усваивались хорошо и были понятны воспитанникам педагоги подросткового клуба "Экзотур" объясняют их в упорядоченной и систематичной системе. Они заранее составляют план работы с подростками и действуют продуманно. Вот, например, в клубе работает Чернышов И.В., который старается уделять больше внимания именно детям с девиантным поведением. Он заранее продумывает план работы с ними, пишет программы проведения мероприятий и выполняет их в определенной последовательности. А в организационных приемах работы, в системе ведения беседы с родителями "трудных" подростков сообщает план беседы, объявляет о переходе к новому виду работы.

Этот принцип обусловлен закономерностями развития мышления подростка. Поэтому теоретический материал, полученный от тур.тренера, считается усвоенным, если у человека образовалась система ассоциаций и не было резкого изменения плана работы. В противном случае, подростки потеряют интерес к происходящему.

Кроме выше указанных принципов, педагоги "Экзотура" в своей работе опираются на принципы дифференцированного подхода. Этот принцип возрастных и индивидуальных особенностей подростков, является одним из очень важных принципов воспитания, во многом обуславливающим действенность и результативность всех остальных. Работники подросткового клуба учитывают возраст, жизненный опыт, силы и возможности каждого подростка. Они выявляют подростков одного возраста, фиксируют их возможности и потребности, после чего объединяют в группы для эффективности воспитания и развития их личности. Иначе, в условиях одинакового воспитания всех подростков происходит нежелательное уравнивание их знаний, в то время как у разных подростков имеются разные познавательные возможности и разный уровень развития умственных сил. Поэтому педагогу необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого подростка.

Педагоги подросткового клуба "Экзотур" работают в условиях неформального общения, становясь в конце концов неформальными лидерами. При этом они не теряют из виду подростков на различных возрастных этапах и в разных сферах микросреды личности. Так же они учитывают в своей деятельности и психологические особенности подросткового возраста. Индивидуальный подход к воспитанию подростков основывается на знании общего для всех воспитанников этого возраста – необходимости формирования отношения к себе, как к отдельной самостоятельной личности. Педагог и оказывают помощь подросткам в виде индивидуальных путей выражения и утверждения себя. Вообще на формирование личности подростка ведущее влияние оказывают специальные факторы (изменения учебной деятельности, общение, изменение положения в семье).(Приложение 1)

Из-за "трудного" возраста подростков работники клуба выявляют из каждой внешней реакции психологические принципы современных подростков.

Вот, например, педагог подросткового клуба "Эллада" Таркаев Е.Э., работая с подростками девиантного поведения, сначала составляет карточки на них, затем проводит беседы с их родителями, а потом занимается самими подростками. Он проводит с ними беседы, читает лекции, устраивает мероприятия, создает условия для отдыха подростков, направленные на формирование самосознания, отношения к себе как к отдельной, самостоятельной личности.

Самыми эффективными и наиболее популярными формами среди педагогов и подростков стали праздники, фестивали, конкурсы, акции, совместные проекты, коллективно-творческие дела, тренинги, ученические бригады, кооперативы, экспедиции, мероприятия по защите природы и т.п. Вышеуказанные формы работы формировали социальный опыт подростка, включали его в различные социальные роли, расширяли круг взаимодействия, что способствовало успешной социализации.

Индивидуальность личности заключается в ее неповторимости, своеобразии физических и психических особенностей, проявляющихся в чертах характера, в поведении, в интересах и особенностях, отношении к окружающим и т. д., что отличает и выделяет ее от других людей.

Индивидуальный подход рассматривается как чуткое, внимательное отношение педагога к учащемуся, понимание и учет его психического состояния, особенностей характера при выборе педагогических мер воздействия.

Индивидуальный подход особенно важен и необходим в работе с трудными подростками. Необходимость индивидуального подхода в процессе преодоления отклонений в поведении подростка вызывается следующими причинами:

· Неодинаковыми условиями воспитания учащихся и причинами отклонений в их поведении;

· Разными психологическими особенностями подростков;

· Различием характера и темперамента;

· Различием памяти, мышления, внимания.

Таким образом, очень важно найти у каждого подростка лучшие стороны его личности, выявить его способности, и, опираясь на них, всячески поддерживать у подростка веру в себя.

Надо отметить, что социального педагога в данном клубе нет. Но педагоги клуба искренне рады результатам своей работы: за период существования клубы через него прошло 153 подростка. Большая часть подростков задерживалась на длительное время. Но в связи со спецификой клуба (туристической деятельностью) в зимнее время количество детей уменьшалось, по материальным причинам (наличие необходимого оборудования).

Педагоги организовывали кратковременный и длительные походы (3-10 дней), сплавлялись с детьми на байдарках и т.д. К. юбилеям города и края были проведены экскурсии (приложение 2, 3)

Таким образом, результаты работы с трудными педагогов клуба "Экзотур" будет, по- нашему мнению, гораздо выше при наличии в данном учреждении дополнительного образования социального педагога.

Укажем на важнейшее различие школьного и дополнительного образования.

• Обучение в школе удовлетворяет государственный (социальный) заказ на определенный уровень знаний и определенный тип личности своих граждан Поэтому школьное образование обязано ориентироваться на достижение образовательных стандартов обученности По этой причине познавательный интерес, присущий детям от природы, достаточно часто успешно затормаживается и даже уничтожается именно в силу обязательности и стандартизованности программ, методов и критериев обучения. В условиях же дополнительного образования дети обучаются главным образом "по интересам". Отсутствие обязательного образовательного стандарта в учреждениях дополнительного образования дает возможность преподавателю не ставить акцент на результативной стороне учебного процесса, а строить обучение по принципу - процесс ради процесса, учение ради учения, т.е. следовать природе познавательного развития ребенка. Поэтому акцент в обучении естественно смещается в сторону удовлетворения и активизации познавательного интереса у учащихся.

• В школьном обучении используются чаще всего стандартные учебные программы, адаптированные учителем. Для дополнительного же образования характерно преимущественное использование авторских учебных программ.

• В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждениях дополнительного образования - со стороны самого учащегося. Реализуется свободный выбор учащимся вида занятий и педагога, что может рассматриваться как важнейший этап его самоактуализации.

• В учреждениях дополнительного образования процесс обучения носит более неформальный характер, чем в школьной традиции, и потому он ближе к природным основаниям развития детей, когда акцент ставится не на информационном способе обучения, а на общении, на передаче опыта от старшего к младшему; более сильное, чем в школе, имеет личностное влияние педагога на учащихся

К сожалению, на данный момент времени социальные педагоги присутствуют только в школах и в городском приюте. Практика показывает, что при таком отношении государства к образованию, к подрастающему поколении. "спасение утопающих – дело рук самих утопающих, либо таких энтузиастов, как педагоги туристского клуба "Экзотур"

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: