Анализ развития пенсионной системы

В каждом административном районе созданы и динамично развиваются территориальные центры социального обслуживания населения - государственный социальный стандарт в области социального обслуживания. Благодаря этому, нуждающиеся нетрудоспособные граждане, включая жителей села, обеспечены своевременными доступными и качественными социальными услугами, в т.ч. на дому, с учетом их индивидуальных потребностей. Причем, социальное обслуживание одиноких пожилых граждан и ветеранов организовано не по заявительному, а по выявительному принципу.

На 1 января 2010 г.  на учете в центрах состоит около 1,7 млн. человек (в т.ч. одиноких граждан пожилого возраста – 156,5 тыс. человек, одиноко проживающих – около 567 тыс. человек, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 9,9 тыс. человек, многодетных и неполных семей – 188,4 тыс., семей, воспитывающих детей-инвалидов – около 23 тыс., граждан, освободившихся из мест лишения свободы – около 7,9 тыс. человек).

Из года в год растет число граждан, которым социально-бытовые услуги предоставляются на дому (приобретение и доставка продуктов питания, медикаментов и товаров первой необходимости; оформление документов для оказания материальной помощи; оплата коммунальных услуг и др.). На 01.10.2009 на дому обслуживается 82,3 тыс. человек.

Для обеспечения принципа доступности социального обслуживания для нетрудоспособных граждан, особенно жителей села, открываются отделения круглосуточного пребывания. На 1 января 2010 г. функционирует 50 отделений на 1800 мест.

Организована работа 52 бригад социального обслуживания на мобильной основе, оказывающих платные разовые социально-бытовые услуги.

В целях приближения услуг к их потребителям открываются социальные пункты центров. В настоящее время работает 543 пункта.

По состоянию на 1 января 2010 г. В Республике Беларусь проживало 44,1 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны (из них участников Великой Отечественной войны - 32,0 тыс. человек, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны 1 и 2 групп – 9,3 тыс. человек), членов семей погибших в годы войны – 3,9 тыс. человек, одиноких пожилых людей – 156,5 тыс. человек.

Социальная защита инвалидов – одно из приоритетных направлений государственной социальной политики. По состоянию на 1 января 2010 года на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состоит 506,7 тыс. инвалидов, в том числе: инвалидов I группы – 72,7 тыс. человек; II группы – 271,5 тыс. человек; III группы – 136,6 тыс. человек; детей-инвалидов в возрасте до 18 лет – 25,9 тыс. человек. За 2009 год численность инвалидов сократилась на 2426 человек или 0,5 процента.

Национальное законодательство в отношении инвалидов постоянно совершенствуется. В феврале 2009 года вступил в силу новый Закон Республики Беларусь «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», в октябре 2009 года – Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социальной защиты инвалидов», статьей 1 которого изложен в новой редакции Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь».

Определенный вклад в решении многих проблем инвалидов вносится государственными программами. Так, мероприятия Государственной программы по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006 – 2010 годы направлены на снижение показателей частоты и тяжести инвалидности, улучшение качества жизни инвалидов и дальнейшую интеграцию их в общество, путем оптимизации системы раннего выявления инвалидизирующей патологии; предотвращение дефектов и нарушений функций организма при заболеваниях и травмах; восстановления и компенсации нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной и бытовой деятельности в соответствии с их интересами и потенциальными возможностями; совершенствования подготовки специалистов для службы реабилитации; реализации мер по обеспечению занятости инвалидов на рынке труда; развития отечественной реабилитационной индустрии; развития художественного творчества, физической культуры и спорта среди инвалидов.

По данным Министерства здравоохранения меры, направленные на предупреждение инвалидности и реабилитацию инвалидов, позволили снизить уровень первичной инвалидности населения республики за последние 5 лет на 17,8 процента, в т.ч. среди взрослого населения – на 20,2 процента, среди населения трудоспособного возраста – на 20,8 процента, среди детского населения – на 5,7 процента. Показатель полной реабилитации увеличился с 6,3 процента в 2005 году до 7,5 процента в 2009 году.

Уровень первичной инвалидности населения трудоспособного возраста снизился с 33,36 на 10 тысяч населения в 2008 году до 32,77 в 2009 году или на 1,8 процента.

Система государственной адресной социальной помощи, созданная в Республике Беларусь в 2001 году, направлена на оказание временной материальной поддержки малообеспеченным гражданам и семьям, содействие в преодолении трудной жизненной ситуации.

На протяжении всего времени механизм ее предоставления совершенствовался. Так, увеличен критерий нуждаемости для предоставления помощи, отменен категориальный подход к оказанию помощи, введен новый вид поддержки – единовременное социальное пособие.

В 2009 году государственная адресная социальная помощь предоставлена 205,9 тыс. человек на общую сумму около 40,2 млрд. рублей, необходимую поддержку получил каждый третий малообеспеченный, в то время, как в 2007 году – только каждый двенадцатый.

Средний размер ежемесячного социального пособия в 2009 году составил в среднем 65,4 тыс. рублей в месяц на одного человека, а единовременного – 174,0 тыс. рублей.

1 января 2010 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь «О государственной адресной социальной помощи» № 458 (далее – Указ № 458), принятый 14 сентября 2009 года (до 1 января 2010 г. вопросы предоставления государственной адресной социальной помощи регулировались Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 г. № 638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения» (далее – Указ № 638).

Указом № 458 регламентировано:

- повышение критерия нуждаемости до 150 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения при предоставлении малообеспеченным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, единовременного социального пособия (согласно Указу № 638 критерий нуждаемости при назначении единовременного социального пособия составлял 120 % бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения);

- увеличение периода назначения государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия до 6 месяцев (согласно Указу № 638 данное пособие назначалось, как правило, на три месяца), при этом совокупный доход семьи (гражданина) будет исчисляться за 12 месяцев, предшествующих обращению за ГАСП (а не за три, как предусматривалось Указом № 638);

- введение нового вида государственной адресной социальной помощи – социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации;

- объединение в единую систему адресной социальной помощи двух видов государственной поддержки: государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий [5].

В 2009 году произведены перерасчёты: с 1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября – минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, а также надбавок и повышений к пенсиям в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (табл.2.1 и 2.2).

Таблица 2.1.

Изменения бюджета прожиточного минимума в 2009 году

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) с 1 февраля 2009 года

в ценах:

увеличение:

июня 2008 г. декабря 2008 г. в % в руб.
224 700 234 370 104,3 9 670

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) с 1 мая 2009 года

декабря 2008 г. мая 2009 г в % в руб.
234 370 243 570 103,9 9 200

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) с 1 августа 2009 года

марта 2009 г. июня 2009 г. в % в руб.
243 570 249 410 102,4 5 840

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) с 1 ноября 2009 года

июня 2009 г. сентября 2009 г. в % в руб.
249 410 250 070 100,3 660

 

Источник: [6]

Таблица 2.2.

Перерасчеты минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий в 2009 году

 

Пенсия

Февраль 2009 Май 2009 Август 2009 Ноябрь 2009

Средний размер, руб.

Всех видов 390 613 390 974 392 595 429 514

Трудовая

- по возрасту

минимальная по возрасту (с учетом доплаты к ней)

- по инвалидности

- по случаю потери кормильца

- за выслугу лет

- за особые заслуги перед республикой

395 164 395 404 396 984 434 711
408 851 409 295 409 652 449 361
230 211 233 707 236 032 250 263
361 350 361 450 363 310 395 440
240 950 241 180 243 760 263 740
537 844 536 827 536 075 589 205
604 602 608 130 611 228 661 081
Социальная 176 128 182 010 185 693 187 167

 

Источник: статистическая отчетность по форме 6-пенсии (Минтруда и cоцзащиты)

В заключение данной главы можно сделать вывод о том, что залогом успеха работы любой пенсионной системы является ее прозрачность, подконтрольность и отчетность перед застрахованными лицами.

Общественность о работе Фонда, особенно в части ее финансовой составляющей, широко не информируется. В результате работодатели и наемные работники не в полной мере понимают систему, свои права и обязанности, а также того, что произошло с их взносами. Пенсионеры еще более далеки от понимания тех процессов и тенденций, которые происходят в пенсионном страховании. С точки зрения баланса интересов всех участников социального страхования (наниматели, застрахованные, правительство), было бы лучше, если бы состав правления формировался на паритетной основе из представителей трех сторон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: