Основные темы сборника

 

Как у всякого поэта у Некрасова были излюбленные темы, которые он затрагивал, чуть ли не в каждом стихотворении сборника «Мечты и звуки». В темы следующие:

1) стихотворения о предназначении поэта

2) стихотворения о любви

3) стихотворения о смерти

4) стихотворения о том, что человек находится под властью судьбы и рока

К первой теме можно отнести стихотворения «Поэзия», «Два мгновения», «Тот не поэт». Любовная тематика у стихотворений «Незабвенная», «Турчанка», «Смуглянке», «Признание», Красавице», «Обет». Тема смерти присуща стихотворениям: «Покойница», «Ангел смерти», «Смерти». К четвертой теме можно отнести такие стихотворения, как «Встреча душ», «Земляку», «Моя судьба», «Могила брата», «Человек», «Сомнение».

Отдельно можно выделить три баллады и три сонета, также стихотворения на античную тематику и такие как «Пир ведьмы», «Землетрясение», Разговор души и тела». Поэтому стоит отметить, как разносторонен Некрасов в первом сборнике.

Однако, цензура, так или иначе, прошлась по сборнику – об этом свидетельствуют точки и пробелы во многих стихотворениях (особенно пострадали стихотворения «Истинная мудрость», «Земляку», «Мысль»).

Якубович в своей статье «Николай Некрасов. Его жизнь и литературная деятельность» предполагает, что в стихотворении «Поэзия» последняя строка в первоначальном варианте могла читаться по всей вероятности: «Я поносителя венца»:

Возложу венец лавровый

На достойного жреца

Или в миг запру в оковы

Поносителя венца.

 

Так Некрасов вынужден быть угождать цензорам, потому что «…печатной своей нелепой формой он обязан мнительности цензора Фрейганга, которому всякий "венец" (хотя бы то был венец Нерона) казался чем-то неприкосновенным [4]», - делает вывод Якубович.

Мало того, цензура считала баллады «Рыцарь», «Ворон», «Водяной» страшными (подробнее они будут рассматриваться в следующем подпункте). Но если вместе с такими «страшными» балладами исключить некоторое количество детских, наивно-напыщенных стихотворений и те стихотворения, в которых Некрасов подражает, то другие стихотворения (которых все-таки половина сборника наберется) несут собственный некрасовский взгляд на жизнь, четкую позицию по отношению к добру и злу: эти стихотворения проникнуты «взглядом, который ни в каком случае нельзя назвать "полюсом, противоположным" позднейшей некрасовской поэзии [5]».

Интересен диалог души и тела, в котором душа стойко держится против соблазнов тела:

Прочь, искуситель! Не напрасно

Бессмертьем я освящена!

И хоть однажды, труп бессильный,

Ты мне уступишь торжество!

(«Разговор»)

 

Разумеется, многие стихотворения еще по-детски наивны, но разве в них не присутствует серьезное понимание жизни, попытки разобраться в ней и своей судьбе? Некрасов уже четко определил для себя, что все в этом мире решает нечто всемогущее, что Некрасов определил Богом:

Мудрец! – пред богом прах твой ум…

 

И дальше, что человек находится под властью Судьбы:

Ничтожность тела, мощь души?

А своенравная судьбина,

С которой бедственна борьба…

 

Некрасов не отдается праздности и сиюминутным впечатлениям, он – чуткая мыслящая душа, которой необходимо разобраться в устройстве этого мира. Например, в стихотворении «Жизнь» поэт негодует людской жизни, порокам. Эти строки очень по-юношески пылкие:

Поклонники греха, мы не рабы Христовы;

Нам тяжек крест скорбей, даруемый судьбой;

Мы не умеем жить, мы сами на оковы

Меняем все дары свободы золотой.

 

Но, разумеется, в них еще нет той некрасовской реальности, а только есть только попытки бунтовать: Некрасов явно предъявляет какие-то требования и запросы к не устраивающему его обществу. Религиозный пафос особенно силен – на что напрашивается вывод, что так подражать может не каждый юный стихотворец.

А в стихотворении «Изгнанник» Некрасов отождествляет себя с изгнанником, потому что несет в себе особый дар – дар поэта. Но, так или иначе, смерть перед всеми равна:

Земля – широкая могила,

Где спор за место каждый час…

Не жить здесь в мире я родился,

Нет, я родился умереть…

 

За исключением характерного для Некрасова пессимизма, можно считать это стихотворение автобиографичным (тяжелое детство, безрассудный отец, нищая молодость в Петербурге). Но юный стихотворец не собирается сдаваться, он уже свыкся со своей судьбой:

Теперь отрадно мне страдать,

Полами жесткой власяницы

Несчастий пот с чела стирать!


Стихотворение «Тот не поэт» - концепция Некрасова: миссию поэта он понимает в очень возвышенном смысле:

Тот не поэт!

На Божий мир кто смотрит без восторга,

Кого сей мир в душе не вдохновлял,

Кто пред грозой разгневанного Бога

 

Как видно из примеров, что такие стихотворения не могли быть только результатом подражания романтизму: можно предположить, что Некрасов определил свой писательский путь и уступать никому не собирается.

Образ матери Некрасова можно найти в следующем стихотворении:

Что в первый жизни год родимая с тоской

Смиряла им порыв ребяческого гнева,

Качая колыбель заботливой рукой;

 

Некрасов противопоставляет образ любимой матери красавице («красавица, не пой веселых песен мне»).

Также важно отметить глубокий религиозный подтекст сборника: например в «Колизее» предпочтение отдано христианству, а не язычеству. Вообще, почти в каждом стихотворении встречается упоминание о творце, молитве, вере. В стихотворении «Злой дух» Некрасов воображает, что сомнение это и есть дух зла:

Размах мечты в полете вольных крыл,

И юных дум кипучее паренье,

И юных чувств неомраченный пыл -

Все осквернит печальное сомненье!


Итак, молодой поэт представил в своем сборнике не просто дань романтической школе, не просто подражание каким-либо поэтам. В его стихотворениях отчетливо высказывается своя позиция и видение мира. Нельзя, конечно, не отметить, что в основном его позиции носят еще детский характер, но зато какой добрый и религиозный получился сборник «Мечты и звуки». Тем не менее, этот сборник с точки зрения художественного отношения является все же «низшей стадией» творчества Некрасова, но и ему как любому поэту надо было с чего-то начинать.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: