Организация муниципальной власти, выбор наиболее эффективных структур местного самоуправления

 

Анализ современного состояния местного самоуправления в РФ показывает, что традиции местного самоуправления, организации и функционирования местной власти еще не закреплены. Поэтому местная власть воспринимается населением как обычная, привычная государственная власть. Главный ресурс муниципальной власти – большая приближенность к населению – часто не используется. Образовался перекос в сторону единоличного управления муниципальными образованиями, в большинстве случаев роль и значение представительных органов местного самоуправления ослаблены. Как следствие этого – усиление критики этой формы власти, противостояние и конкуренция между мэрами крупных городов и губернаторами, пассивное участие населения в осуществлении местного самоуправления, ослабление взаимодействия органов местного самоуправления с населением и контроля за деятельностью органов местного самоуправления со стороны населения.

С точки зрения укрепления властной вертикали проведена законодательная унификация системы органов местного самоуправления. Установление системы органов местного самоуправления не противоречит конституционным положениям о том, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Население должно иметь право самостоятельно выбирать и устанавливать структуру органов местного самоуправления на основе установленных федеральным законом принципов и элементов системы местного самоуправления.

Унификация системы органов местного самоуправления означает прежде всего законодательное закрепление принципа разделения властей на уровне местного самоуправления. Отсутствие этого законодательно закрепленного принципа делает возможным создание малоэффективных и недемократических моделей организации власти на уровне местного самоуправления, а также закрепляет традиционно сложившийся перекос в сторону полномочий, а значит доминирования местных администраций, которые формируются, как правило, одним, пусть даже выборным лицом. При слабом представительном органе исполнительный орган может быть полностью выведен из-под контроля. Отсутствие принципа разделения властей может привести в будущем к еще одной негативной тенденции. А именно, к усилению или полному доминированию представительного органа местного самоуправления, совмещающему исполнительные и контрольные функции.

Таким образом, принцип разделения властей и основанное на этом принципе разделение полномочий как между органами местного самоуправления внутри муниципальных образований, так и между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ должен быть основополагающим при формировании моделей организации муниципальной власти, предусматривающих определенную структуру органов местного самоуправления, закрепленную в уставе муниципальных образований.

Такая унификация может решить две задачи:

1. Предотвратить анархию на муниципальном уровне и диктат со стороны субъектов РФ в отношении органов местного самоуправления.

2. Укрепить положение федеральных органов государственной власти в условиях российского федерализма.

Закрепление в Федеральном законе правового статуса исполнительного органа местного самоуправления призвано урегулировать взаимоотношения как с представительными органами местного самоуправления, так и с исполнительными органами государственной власти субъекта РФ.

Важнейшее направление совершенствования системы муниципального управления – вовлечение населения в решение вопросов местного значения, взаимодействие местной власти и населения. Решение этой проблемы видится в развитии и укреплении территориального общественного самоуправления.

Развитие территориального общественного самоуправления особенно актуально для крупных городов. В этом видится решение проблемы децентрализации муниципальной власти. Усиление института территориального общественного самоуправления поможет развитию гражданских инициатив, расширит базу местного самоуправления за счет привлечения большого числа людей к решению вопросов местного значения на территории их проживания. Развитие территориального общественного самоуправления соответствует принципам, заложенным в Европейской хартии местного самоуправления. Территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, прежде всего связана с местным сообществом, сообществом людей, проживающих на определенной территории и объединенных общими интересами в решении вопросов жизнедеятельности посредством развития местных материальных и социальных ресурсов на принципах самоуправления.

С усилением территориального общественного самоуправления будет усиливаться влияние населения на местную власть через развитие системы общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления. На базе территориального общественного самоуправления может быть создана система взаимодействия населения с органами государственной власти и местного самоуправления.

Серьезной проработки требует вопрос о регламентации процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В муниципальных образованиях необходимо создание структур, позволяющих населению участвовать в управлении местными делами. Такими структурами могут стать постоянные комиссии для привлечения населения к решению этих дел.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: