Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста

 

Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с ребёнком, понять стиль жизни семьи, его уклад, взаимоотношения между домочадцами, их духовные ценности. При этом педагог использует комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики.

Однако в исследовании семьи есть свои особенности. Во-первых, необходимо исходить из принципа разумной достаточности: всякий новый шаг предпринимается лишь в том случае, если получен результат на предыдущем. Необходимость в диагностике возникает, если отмечаются нарушения в поведении ребёнка, причинами которых могут быть искаженные родительские отношения, педагогическая неграмотность родителей, дисгармония развития ребёнка.

Педагогическая диагностика семьи лежит в основе условной сгруппированности семей по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка. В связи с этим семьи делятся на пять типов.

1. Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

2. Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых»

забот родителей, в связи с чем у ребёнка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.

3. Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4. Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5. Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей[30].

Целесообразно знать указанные типы семей и учитывать их особенности при работе с родителями.

В практике образовательных учреждений используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, укрепление взаимодействия образовательного учреждения и семьи, усиление её воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

Анализ условий для решения конкретной воспитательной задачи в научных исследованиях, да и на практике зачастую упрощается. На практике поиск подобного «универсального средства» вызывает только разочарование, так как в большинстве случаев эти условия различны. А попытки любого обобщения даже самых эффективных приёмов легко опровергаются многочисленными исключениями[6].

В действительности ребёнок находится в постоянно изменяющихся условиях, реакция его психики на происходящее тоже изменчива.

Условия, возникающие как результат взаимодействия значимых для воспитания факторов, в каждом конкретном случае создаются воспитателем. Это своего рода обстоятельства или ситуация, оказавшись в которых человек ведет себя так, а не иначе. Родитель, применяя знания закономерностей психики на ситуацию, формирует её, используя уже существующие воспитательные факторы, в том числе собственные[21].

Признаки разных уровней воспитанности качеств, - считает М.И. Шилова, - являются дифференциальными описаниями, «ключом» для распознавания и условно характеризуют различную степень воспитанности. В зависимости от полноты формирующихся качеств, проявляемой личностью общественной направленности и нравственной позиции, от соотношения внешней регуляции и внутренней саморегуляции, по мнению М.И. Шиловой, можно выделить три уровня нравственной воспитанности: высокий, средний и низкий:

- Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивого положительного опыта нравственного поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду со стремлением к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, проявлением общественной позиции.

-Для среднего уровня свойственны устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, организации и самоорганизации, хотя активная позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей еще не проявляется.

- Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями; саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

При определении критериев уровней нравственной воспитанности Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович исходили из следующих положений:

1. Нравственная воспитанность человека характеризуется нравственными знаниями (пониманием того, что значит быть нравственным), отношением к ним (стали ли эти знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему её ценностных ориентаций и установок) и нравственным поведением (в какой степени эти отношения реализуются личностью в конкретных поступках и действиях).

2. В жизни человека его знания, отношения и поступки тесно связаны между собой, образуют единство, которое выражается в некоторых личностных качествах (коллективизм, добросовестность, самокритичность и т.д.).

3. Наличие у дошкольников этих нравственных качеств можно считать критерием нравственной воспитанности.

Уровень развития у детей того или иного нравственного качества, считают Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович, можно установить, изучив:

а) представления (знания) ребёнка о соответствующих этому качеству нравственных нормах,

б) отношение ребёнка к этим нормам,

в) устойчивость и силу проявлений этих отношений в конкретной деятельности.

Критерии оценки нравственной воспитанности должны обязательно соответствовать возрасту ребёнка. Нельзя использовать одни и те же критерии для определения уровня воспитанности детей разного возраста[24].

Характерной ошибкой многих родителей является то, что, включившись в воспитание ребёнка того или иного возраста, не делается дифференцированного изучения параметров его развития, различных видах воспитания (нравственного, Физического, трудового и др.) и их оценка. Вместе с тем, как показывают данные исследований, начало активного этапа воспитания приходится на возраст ребёнка, составляющем в среднем 5 – 7 лет.

Этот возраст ребёнка благоприятен для зарисовки общего контура готовности самого родителя осуществлять различные виды воспитания.

Разумеется, изучению и оценке необходимо подвергать всю систему «ребёнок - родитель». Основными показателями в оценке воспитательного процесса в семье могут быть:

В дошкольном возрасте ребёнка (3 – 7 лет):

а) для ребёнка: характер проявления первых признаков нравственных качеств; общее физическое развитие и возможные дефекты; способность к игре; уровень внушаемости; тенденции развития половой идентичности; характер проявления доминирующих способностей; способность к подражанию; предрасположенности к игре; реакции на принятые нормы поведения; характер проявления детской ответственности и т.п.;

б) для родителя: мотивация воспитания; уровень знания особенностей этого возрастного периода; умение формировать целевые и смысловые установки; понимание особенностей различных видов воспитания; характер и силу собственных психогенных отклонений для этого периода ит.п.

Таким образом, доступность родителей к оценке своих воспитательных возможностей предоставляет им широкие условия их реализации и коррекции, а значит, устранение возникающих проблем в жизнедеятельности семьи.

Кроме того, на нравственное воспитание ребёнка в семье влияют семейные традиции.

В современной науке нет единого понятия «традиция». Данный термин употребляется в разных смыслах и значениях. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова термин «традиция» обозначает то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Во втором же смысле, обычай, установившийся порядок в поведении, в быту[13,566].

В «Философском словаре» понятие «традиция» трактуется как исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установившиеся идеи и ценности, нормы поведения и т.п.; элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных его социальных группах в течение длительного времени[31,374].

В рамках нашего исследования мы обратились к родителям с вопросом: «Какие традиции есть в вашей семье?» многие из них либо затруднялись ответить, либо говорили, что таковых нет.

Вместе с тем, психологи говорят о том, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи видят причину проблемного подросткового возраста. Между тем, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами, это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей семьи.

Исследование проводилось на базе ДОУ «Родничок» р.п. Нововаршавка Омской области.

Нами было обследовано 15 семей с детьми младшего дошкольного возраста (это семьи: Анохиных, Баландиных, Мошкиных, Лакомых, Молчановых, Масловых, Грязновых, Гваладзе, Ершовых, Думлер, Кучменко, Карандашовых, Талалаевых, Ткаченко, Чиркиных.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: