Система нормативного регулирования аудиторской деятельности

 

Аудитор не зависит от кого-либо в своей профессиональной деятель­ности. Но именно для обеспечения независимости аудита, а также для обеспечения прочих его принципов (компетентности, конфиденциаль­ности и пр.) необходимо регулирование аудиторской деятельности как со стороны государственных органов (государственное регулирова­ние), так и со стороны общественных аудиторских организаций (само­регулирование)[4,79].

К государственным органам, регулирующим аудиторскую деятель­ность в РФ, относится уполномоченный федеральный орган — Мини­стерство финансов (Минфин) РФ.

Кроме того, в процессе государственного регулирования участвуют (хотя и не являются государственными органами) уполномоченные учебно-методические центры (УМЦ).

К основным функциям Минфина РФ как уполномоченного феде­рального органа относятся:

• издание нормативных правовых актов, регулирующих аудитор­скую деятельность;

• организация разработки и представление на утверждение Пра­вительству РФ федеральных стандартов аудиторской деятель­ности;

• организация системы аттестации, обучения, повышения квали­фикации аудиторов в РФ;

• лицензирование аудиторской деятельности;

• аккредитация общественных аудиторских организаций;

организация системы надзора за соблюдением аудиторами и
аудиторскими фирмами лицензионных требований и условий;

• контроль за соблюдением аудиторами и аудиторскими фирмами
федеральных стандартов;

• установление объема и порядка представления фирмами отчетов
о своей деятельности;

• ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, ли­цензированных аудиторов — индивидуальных предпринимателей
и аудиторских фирм, аккредитованных аудиторских объединений
(общественных аудиторских организаций), учебно-методических
центров.

Кроме того, Минфин РФ в процессе работы по аттестации и лицен­зированию аудиторской деятельности осуществляет следующие функ­ции:

• отбор уполномоченных вузов и заключение договоров на выпол­нение ими функций учебно-методических центров;

• утверждение единых программ квалификационных экзаменов на
аттестат аудитора;

• утверждение порядка проведения квалификационных экзаменов;

• утверждение содержания тестов, экзаменационных билетов, со­
ставов экзаменационных комиссий;

• организацию проверок качества проведения квалификационных
экзаменов;

• извещение претендентов о порядке и сроках проведения квали­фикационных экзаменов;

рассмотрение и утверждение результатов квалификационных эк­заменов;

• принятие решений о выдаче и отказе в выдаче квалификацион­ных аттестатов аудитора;

• назначение переэкзаменовки в случае жалобы экзаменующегося
на необъективность членов комиссии;              

• выдачу квалификационных аттестатов, их аннулирование;

• утверждение программ повышения квалификации аудиторов;

• выдачу, приостановление и аннулирование лицензий на осуще­ствление аудиторской деятельности.

Для учета мнения участников рынка аудиторских услуг при упол­номоченном федеральном органе (Минфин РФ) организован Совет по аудиторской деятельности, в состав которого входят представители го­сударственных органов, ЦБ РФ, аккредитованных объединений ауди­торов (общественных аудиторских организаций)[1], научных организа­ций, вузов, пользователей аудиторских услуг. Состав членов Совета утверждается министром финансов РФ.

Уполномоченные учебно-методические центры (УМЦ) создаются, как правило, в вузах, имеющих для этого достаточную педагогическую, научную и материально-техническую базу. УМЦ создаются путем зак­лючения договора между уполномоченным вузом и Минфином РФ или Центральным банком РФ в лице соответствующего ЦАЛАКа[2]. В функ­ции УМЦ входят: - • организация и осуществление подготовки к сдаче квалификационного экзамена;

• разработка проектов программ квалификационных экзаменов и повышения квалификации аудиторов;

• разработка порядка проведения квалификационного экзамена,
содержания тестов и экзаменационных билетов, формирование
составов экзаменационных комиссий;

• прием документов и проведение квалификационных экзаменов;

• обработка результатов квалификационных экзаменов и предо­ставление их в Минфин РФ;

повышение квалификации аудиторов и выдача соответствующих
сертификатов.

Саморегулирование аудиторской деятельности осуществляется об­щественными аудиторскими организациями. К ним могут быть отне­сены международные, общеевропейские, общероссийские, региональ­ные организации.

К первым относится Международная федерация бухгалтеров (Inter­national Federation of Accountants — IFAC). IFAC была создана в 1977 г., в ее состав входят общественные организации аудиторов 79 стран мира. Для выполнения задач IFAC в ее структуре предусмотрены комиссии и комитеты, в том числе Международный комитет по аудиторской де­ятельности (International Auditing Practice Committee — IAPC). Пер­воочередной задачей IAPC является разработка международных ауди­торских стандартов.

Общеевропейской организацией является Федерация европейских бухгалтеров-экспертов (Federation des Experts Comptables Europeen — FEE). FEE основана в 1987 г., в ее состав входят аудиторские организа­ции 12 стран Европы. Задачи FEE — взаимодействие с органами ЕЭС и правительствами европейских государств в вопросах, связанных с налоговыми отношениями, системами учета и отчетности в европей­ском масштабе.

К наиболее известным общероссийским аудиторским организаци­ям относятся Аудиторская палата России (образована в 1995 г.), Рос­сийская коллегия аудиторов (образована в 1992 г.), Союз профессио­нальных аудиторских организаций (создан в 1996 г.) и другие органи­зации[10.194].

Задачи, решаемые этими профессиональными общественными объе­динениями, сходны и в основном сводятся к следующим:

• содействие развитию экономической науки и внедрению передо­вого опыта в области учета, экономического анализа, аудита;

• защита и представление интересов своих членов, оказание им по­
мощи в решении бухгалтерских и аудиторских проблем;

• участие в разработке проектов нормативных актов, стандартов по
учету и аудиту;

• содействие процессу подготовки и повышения квалификации
бухгалтерских и аудиторских кадров;

• обобщение и обмен опытом аудиторской деятельности;

формирование и укрепление престижа профессии аудитора.

Региональные аудиторские организации решают в основном те же задачи, но не в общероссийском масштабе, а в рамках своего региона. К региональным общественным организациям аудиторов относятся, например, Московская аудиторская палата, Санкт-Петербургская ауди­торская палата и другие организации.

Профессиональные общественные аудиторские объединения, чле­нами которых являются не менее 1000 аттестованных аудиторов, либо не менее 100 аудиторских фирм, могут быть аккредитованы (офици­ально признаны и зарегистрированы) Минфином РФ.

Аккредитованные аудиторские объединения вправе:

• разрабатывать учебные планы и программы, осуществлять про­фессиональную подготовку аудиторов;

• ходатайствовать перед Минфином РФ о выдаче и аннулировании
аттестатов, о выдаче, приостановлении и аннулировании лицен­зий на аудиторскую деятельность;

• самостоятельно, а также по поручению Минфина РФ проводить
проверки качества работы аудиторских фирм и аудиторов — ин­дивидуальных предпринимателей, являющихся членами данного
объединения;

• по итогам проверок применять к виновным меры воздействия или
ходатайствовать перед Минфином РФ о применении таких мер;

• осуществлять иные права, установленные Федеральным законом
и определенные Минфином РФ.

Правовую основу аудита в РФ в настоящее время составляет совокупность документов различных уровней:                          .

• Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ
от 07.08.01г.;

• постановления Правительства РФ;

• документы министерств и ведомств;

• правила (стандарты) аудиторской деятельности.
В Федеральном законе № 119-ФЗ:

• определено понятие и сформулирована цель аудиторской дея­тельности;

дан перечень сопутствующих аудиту услуг, которые имеют право
оказывать аудиторы и аудиторские организации;

•установлены требования к аудиторам и аудиторским заключениям

• перечислены права и обязанности аудиторов (аудиторских орга­низаций) и проверяемых экономических субъектов;

• определен круг экономических субъектов, для которых аудит является обязательным;

• установлена обязательность соблюдения принципа конфиденци­альности (аудиторской тайны) при проведении аудита;

• установлена обязательность соблюдения принципа независимос­ти при проведении аудита и введены ограничения для его обеспе­чения;

• дано определение правил (стандартов) аудита и установлена их
обязательность;

• определен статус аудиторского заключения, установлена ответ­ственность за представление ложного заключения;

• установлена обязательность контроля качества аудита;

• определены требования к аттестации аудиторов и установлены
основания для аннулирования аттестата;

• установлена обязательность лицензирования аудиторской дея­тельности;

• определена компетенция федерального органа, осуществляюще­го государственное регулирование аудиторской деятельности;

• определены требования к профессиональным аудиторским объе­динениям, необходимые для их аккредитации, и перечислены
права аккредитованных объединений;

• установлена ответственность за нарушение законодательства РФ
об аудите.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» (за исключе­нием некоторых пунктов) вступил в силу в октябре 2001 г. До вступле­ния в силу этого закона аудиторская деятельность в РФ регулирова­лась «Временными Правилами аудиторской деятельности в РФ», утвержденными Указом Президента РФ № 2263 от 22.12.93 г., кото­рый утратил свою силу в соответствии с Указом Президента № 1459 от 13.12.01 г.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.94 г. № 482, действо­вавшим до февраля 2002 г., был утвержден порядок проведения атте­стации на право осуществления аудиторской деятельности в РФ, имевший силу до принятия Федерального закона № 119-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 07.12.194 г. № 1355 утверж­ден перечень показателей, согласно которым бухгалтерская отчет­ность экономических субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке (в части, не противоречащей Федеральному за­кону № 119-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 29.03.02 г. № 190 утвержден порядок лицензирования аудиторской деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 29.01.00 г. № 81 дополнен перечень показателей, по которому бухгалтерская отчетность эконо­мических субъектов подлежит обязательной проверке.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.02 г. № 80 во испол­нение Федерального закона № 119-ФЗ определен уполномоченный федеральный орган — Минфин РФ и утверждены правила обмена квалификационных аттестатов, выданных до принятия Федерально­го закона № 119-ФЗ, на аттестаты, предусмотренные этим законом.

Рядом документов Минфина РФ и ЦБ РФ разработаны программы квалификационных экзаменов на аттестат аудитора в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных инсти­тутов, страхового аудита, банковского аудита; детализирован порядок проведения квалификационных экзаменов; разработан порядок повыше­ния квалификации и продления срока действия аудиторских аттестатов; детализирован порядок лицензирования аудиторской деятельности.

В документах ряда министерств и ведомств (Минпрома РФ, Госкомэкологии РФ, Минимущества РФ) утвержден порядок аккре­дитации аудиторских организаций, уполномоченных для проведения специальных видов аудита, а также аудита государственных унитар­ных предприятий.

Приказом Минфина РФ от 27.10.99 г. № 69н установлен порядок ежегодной отчетности аудиторов и аудиторских организаций перед Минфином РФ.


 





























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: