Аудитор не зависит от кого-либо в своей профессиональной деятельности. Но именно для обеспечения независимости аудита, а также для обеспечения прочих его принципов (компетентности, конфиденциальности и пр.) необходимо регулирование аудиторской деятельности как со стороны государственных органов (государственное регулирование), так и со стороны общественных аудиторских организаций (саморегулирование)[4,79].
К государственным органам, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относится уполномоченный федеральный орган — Министерство финансов (Минфин) РФ.
Кроме того, в процессе государственного регулирования участвуют (хотя и не являются государственными органами) уполномоченные учебно-методические центры (УМЦ).
К основным функциям Минфина РФ как уполномоченного федерального органа относятся:
• издание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
• организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных стандартов аудиторской деятельности;
• организация системы аттестации, обучения, повышения квалификации аудиторов в РФ;
• лицензирование аудиторской деятельности;
• аккредитация общественных аудиторских организаций;
• организация системы надзора за соблюдением аудиторами и
аудиторскими фирмами лицензионных требований и условий;
• контроль за соблюдением аудиторами и аудиторскими фирмами
федеральных стандартов;
• установление объема и порядка представления фирмами отчетов
о своей деятельности;
• ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, лицензированных аудиторов — индивидуальных предпринимателей
и аудиторских фирм, аккредитованных аудиторских объединений
(общественных аудиторских организаций), учебно-методических
центров.
Кроме того, Минфин РФ в процессе работы по аттестации и лицензированию аудиторской деятельности осуществляет следующие функции:
• отбор уполномоченных вузов и заключение договоров на выполнение ими функций учебно-методических центров;
• утверждение единых программ квалификационных экзаменов на
аттестат аудитора;
• утверждение порядка проведения квалификационных экзаменов;
• утверждение содержания тестов, экзаменационных билетов, со
ставов экзаменационных комиссий;
• организацию проверок качества проведения квалификационных
экзаменов;
• извещение претендентов о порядке и сроках проведения квалификационных экзаменов;
рассмотрение и утверждение результатов квалификационных экзаменов;
• принятие решений о выдаче и отказе в выдаче квалификационных аттестатов аудитора;
• назначение переэкзаменовки в случае жалобы экзаменующегося
на необъективность членов комиссии;
• выдачу квалификационных аттестатов, их аннулирование;
• утверждение программ повышения квалификации аудиторов;
• выдачу, приостановление и аннулирование лицензий на осуществление аудиторской деятельности.
Для учета мнения участников рынка аудиторских услуг при уполномоченном федеральном органе (Минфин РФ) организован Совет по аудиторской деятельности, в состав которого входят представители государственных органов, ЦБ РФ, аккредитованных объединений аудиторов (общественных аудиторских организаций)[1], научных организаций, вузов, пользователей аудиторских услуг. Состав членов Совета утверждается министром финансов РФ.
Уполномоченные учебно-методические центры (УМЦ) создаются, как правило, в вузах, имеющих для этого достаточную педагогическую, научную и материально-техническую базу. УМЦ создаются путем заключения договора между уполномоченным вузом и Минфином РФ или Центральным банком РФ в лице соответствующего ЦАЛАКа[2]. В функции УМЦ входят: - • организация и осуществление подготовки к сдаче квалификационного экзамена;
• разработка проектов программ квалификационных экзаменов и повышения квалификации аудиторов;
• разработка порядка проведения квалификационного экзамена,
содержания тестов и экзаменационных билетов, формирование
составов экзаменационных комиссий;
• прием документов и проведение квалификационных экзаменов;
• обработка результатов квалификационных экзаменов и предоставление их в Минфин РФ;
• повышение квалификации аудиторов и выдача соответствующих
сертификатов.
Саморегулирование аудиторской деятельности осуществляется общественными аудиторскими организациями. К ним могут быть отнесены международные, общеевропейские, общероссийские, региональные организации.
К первым относится Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants — IFAC). IFAC была создана в 1977 г., в ее состав входят общественные организации аудиторов 79 стран мира. Для выполнения задач IFAC в ее структуре предусмотрены комиссии и комитеты, в том числе Международный комитет по аудиторской деятельности (International Auditing Practice Committee — IAPC). Первоочередной задачей IAPC является разработка международных аудиторских стандартов.
Общеевропейской организацией является Федерация европейских бухгалтеров-экспертов (Federation des Experts Comptables Europeen — FEE). FEE основана в 1987 г., в ее состав входят аудиторские организации 12 стран Европы. Задачи FEE — взаимодействие с органами ЕЭС и правительствами европейских государств в вопросах, связанных с налоговыми отношениями, системами учета и отчетности в европейском масштабе.
К наиболее известным общероссийским аудиторским организациям относятся Аудиторская палата России (образована в 1995 г.), Российская коллегия аудиторов (образована в 1992 г.), Союз профессиональных аудиторских организаций (создан в 1996 г.) и другие организации[10.194].
Задачи, решаемые этими профессиональными общественными объединениями, сходны и в основном сводятся к следующим:
• содействие развитию экономической науки и внедрению передового опыта в области учета, экономического анализа, аудита;
• защита и представление интересов своих членов, оказание им по
мощи в решении бухгалтерских и аудиторских проблем;
• участие в разработке проектов нормативных актов, стандартов по
учету и аудиту;
• содействие процессу подготовки и повышения квалификации
бухгалтерских и аудиторских кадров;
• обобщение и обмен опытом аудиторской деятельности;
формирование и укрепление престижа профессии аудитора.
Региональные аудиторские организации решают в основном те же задачи, но не в общероссийском масштабе, а в рамках своего региона. К региональным общественным организациям аудиторов относятся, например, Московская аудиторская палата, Санкт-Петербургская аудиторская палата и другие организации.
Профессиональные общественные аудиторские объединения, членами которых являются не менее 1000 аттестованных аудиторов, либо не менее 100 аудиторских фирм, могут быть аккредитованы (официально признаны и зарегистрированы) Минфином РФ.
Аккредитованные аудиторские объединения вправе:
• разрабатывать учебные планы и программы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;
• ходатайствовать перед Минфином РФ о выдаче и аннулировании
аттестатов, о выдаче, приостановлении и аннулировании лицензий на аудиторскую деятельность;
• самостоятельно, а также по поручению Минфина РФ проводить
проверки качества работы аудиторских фирм и аудиторов — индивидуальных предпринимателей, являющихся членами данного
объединения;
• по итогам проверок применять к виновным меры воздействия или
ходатайствовать перед Минфином РФ о применении таких мер;
• осуществлять иные права, установленные Федеральным законом
и определенные Минфином РФ.
Правовую основу аудита в РФ в настоящее время составляет совокупность документов различных уровней: .
• Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ
от 07.08.01г.;
• постановления Правительства РФ;
• документы министерств и ведомств;
• правила (стандарты) аудиторской деятельности.
В Федеральном законе № 119-ФЗ:
• определено понятие и сформулирована цель аудиторской деятельности;
дан перечень сопутствующих аудиту услуг, которые имеют право
оказывать аудиторы и аудиторские организации;
•установлены требования к аудиторам и аудиторским заключениям
• перечислены права и обязанности аудиторов (аудиторских организаций) и проверяемых экономических субъектов;
• определен круг экономических субъектов, для которых аудит является обязательным;
• установлена обязательность соблюдения принципа конфиденциальности (аудиторской тайны) при проведении аудита;
• установлена обязательность соблюдения принципа независимости при проведении аудита и введены ограничения для его обеспечения;
• дано определение правил (стандартов) аудита и установлена их
обязательность;
• определен статус аудиторского заключения, установлена ответственность за представление ложного заключения;
• установлена обязательность контроля качества аудита;
• определены требования к аттестации аудиторов и установлены
основания для аннулирования аттестата;
• установлена обязательность лицензирования аудиторской деятельности;
• определена компетенция федерального органа, осуществляющего государственное регулирование аудиторской деятельности;
• определены требования к профессиональным аудиторским объединениям, необходимые для их аккредитации, и перечислены
права аккредитованных объединений;
• установлена ответственность за нарушение законодательства РФ
об аудите.
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» (за исключением некоторых пунктов) вступил в силу в октябре 2001 г. До вступления в силу этого закона аудиторская деятельность в РФ регулировалась «Временными Правилами аудиторской деятельности в РФ», утвержденными Указом Президента РФ № 2263 от 22.12.93 г., который утратил свою силу в соответствии с Указом Президента № 1459 от 13.12.01 г.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.94 г. № 482, действовавшим до февраля 2002 г., был утвержден порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности в РФ, имевший силу до принятия Федерального закона № 119-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 07.12.194 г. № 1355 утвержден перечень показателей, согласно которым бухгалтерская отчетность экономических субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке (в части, не противоречащей Федеральному закону № 119-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 29.03.02 г. № 190 утвержден порядок лицензирования аудиторской деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 29.01.00 г. № 81 дополнен перечень показателей, по которому бухгалтерская отчетность экономических субъектов подлежит обязательной проверке.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.02 г. № 80 во исполнение Федерального закона № 119-ФЗ определен уполномоченный федеральный орган — Минфин РФ и утверждены правила обмена квалификационных аттестатов, выданных до принятия Федерального закона № 119-ФЗ, на аттестаты, предусмотренные этим законом.
Рядом документов Минфина РФ и ЦБ РФ разработаны программы квалификационных экзаменов на аттестат аудитора в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, страхового аудита, банковского аудита; детализирован порядок проведения квалификационных экзаменов; разработан порядок повышения квалификации и продления срока действия аудиторских аттестатов; детализирован порядок лицензирования аудиторской деятельности.
В документах ряда министерств и ведомств (Минпрома РФ, Госкомэкологии РФ, Минимущества РФ) утвержден порядок аккредитации аудиторских организаций, уполномоченных для проведения специальных видов аудита, а также аудита государственных унитарных предприятий.
Приказом Минфина РФ от 27.10.99 г. № 69н установлен порядок ежегодной отчетности аудиторов и аудиторских организаций перед Минфином РФ.