Тема государственное регулирование цен

 

1. Объективная необходимость государственного регулирования цен в условиях рыночного хозяйства и сущность государственной политики цен

2. Формы и методы прямого воздействия государства на цены

3. Методы косвенного воздействия государства на цены

4. Правовая основа государственного регулирования цен в РФ

5. Органы государственного регулирования ценами в РФ

6. Государственное регулирование цен на продукцию монополий

7. Ответственность за нарушения в области ценообразования

 

1. Объективная необходимость государственного регулирования цен в условиях рыночного хозяйства и сущность государственной политики цен

Если бы рынки обладали только одними достоинствами и у них не было бы серьезных недостатков, то не было бы и необходимости их регулирования со стороны государства. Между тем рынок не обязательно гарантирует оптимальную и высокую эффективность, а потому нуждается в постоянном контроле и регулировании. Вмешательство в экстремальные экономические ситуации, угрожающие обществу; устранение нарушений, вносимых несовершенством рынка; поддержка отдельных субъектов экономики; наконец, сбор налогов, не­обходимых для нормального функционирования современно­го общества, — вот далеко не полный перечень основных мо­тивов вмешательства государства в установление рыночного равновесия.

В условиях рынка цены являются свободными, т.е. формируют­ся под воздействием спроса и предложения в условиях конкурен­ции между субъектами рыночной экономики. Государство напря­мую не вмешивается в этот стихийный процесс ценообразования, так как конкурентная борьба между производителями способна удовлетворять спрос наилучшим способом путем рационального использования ресурсов.

Однако наряду с рынками, где главенствует конкурентная борь­ба, как уже упоминалось, в любой экономике присутствуют моно­полизированные отрасли. Ценообразование на продукцию моно­полий складывается уже не под воздействием конкуренции, и, следовательно, цены уже не могут отражать справедливую плату за производимую продукцию. Возникает необходимость государст­венного регулирования цен и прежде всего, на продукцию естест­венных монополий.

Регламентация цен на продукцию естественных монополий преследует цели:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

F защиты прав потребителей;

F недопущения извлечения необоснованно высоких доходов.

Государственная политика цен — это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъек­тов ценообразования, направленные на осуществление регу­лирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг, и контроль за их соблюдением. По своей сути государственная политика цен представляет совокупность исходных принципов и мето­дов достижения поставленных и декларируемых государством задач в области формирования и установления цен.

Для осуществления государственной политики цен про­водится квалифицированный анализ практики их формирования и действия, регулирования, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен. Это позволяет своевремен­но предвидеть и вводить меры по ограничению негативных последствий монополистической деятельности, опираясь при этом на действующее законодательство.

Государственная ценовая политика является частью об­щей экономической политики государства, и в условиях ры­ночных отношений она содействует их развитию, служит средством защиты всех форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономи­ческих и социальных последствий. В то же время она способ­ствует развитию конкуренции, свободному перемещению то­варов, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

Проводниками государственной политики во многих странах с рыночной экономикой являются соответствующие органы ценообразования: в Японии — Департамент цен Управ­ления экономического планирования; в Испании — Высший совет по ценам; в Швейцарии — Федеральное ведомство по контролю за ценами, в США — различные комиссии по ценам федерального значения и управления штатов; в Швеции — Национальный совет по ценам; в Австрии — Межведомствен­ная комиссия по ценам; в Норвегии — Директорат по ценам и Государственная инспекция по ценам; в Китае — комитеты (отделы) цен различного уровня (государства, провинции, городов и т. д.); в Греции — Межминистерский комитет по ценам и т. д. Создание и действия перечисленных государ­ственных структур объективно обусловлены: только на осно­ве сбалансирования спроса и предложения нельзя построить цены, с помощью которых можно решать экономические, социальные и политические задачи.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 71) основы ценовой политики находятся в ведении Рос­сийской Федерации. Это означает, что важнейшие вопросы ценообразования решает Президент и Правительство РФ.

Сохраняющиеся структурные диспропорции в экономике, слабая конкурентная среда актуализируют необходимость со­вершенствования ценовой и тарифной политики. Ценовое и тарифное регулирование субъектов естественных монополий оставалось основным инструментом реализации ценовой и та­рифной политики в 2004 году.

Функционально различаются два основных метода регули­рования цен экономическое и админис­тративное регулирование цен.

Экономическое регулирование цен осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджет­ную политику (регламентирование состава затрат; рекомендации по ценообразованию и др.).

Административное регулирование цен выражается в уста­новлении следующих показателей:

F фиксированных цен и тарифов;

F предельных цен и тарифов;

F предельных коэффициентов изменения цен;

F предельного уровня рентабельности.

F замораживание цен;

F  уровня торговой над­бавки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Цены можно разделить на две большие группы — рыночные и

регулируемые.

Рыночныецены товаров — это цены, складывающиеся на рын­ке в результате конкуренции.

В зависимости от условий формирования цен их можно разде­лить на:

F цены свободной конкуренции;

F монопольные цены;

F демпинговые цены.

Цены, формирующиеся в условиях свободной конкуренции, - это рыночные цены, стихийно складывающиеся под влиянием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

Монопольные цены это рыночные цены, которые сложились в результате доминирующего положения одной или нескольких ор­ганизаций на монопольном рынке.

Демпинговые цены — это цены, искусственно заниженные по сравнению с ценами, действующими на аналогичные товары на данном рынке, с целью захвата товарной ниши.

Регулируемые цены — это цены, которые формируются под влиянием колебаний спроса и предложения, но ограничиваются государственными органами ценообразования в той или иной степени,

К таким ценам относятся:

F предельные (пороговые, лимитные) — самые высокие цены, по которым можно продавать продукцию;

F гарантированные — единые для всех производителей цены, по которым закупается продукция;

F рекомендуемые — цены, которые предлагается устанавливать на тот или иной вид продукции, однако рекомендация не но­сит обязательный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: