Формы и методы прямого воздействия государства на цены

Прямое, или административное, вмешательство государ­ства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенных правил ценообразования.

В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены, устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отрас­лям народного хозяйства.

Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления  уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными  нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.

Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста. Например, прогнозируемые уровни цен предусматривались на 2004 год — 10% в год. Достигнуть этой величины без государственного участия невозможно (в 2002 году рост цен составил 115Д%, в 2003 году - 112%).                                                                                                                                                                                                                                                                             Главной целью ценовой политики, денежно-кредитной по­литики в  2004 году и в среднесрочной перспективе было последовательное снижение инфляции.

Решение о необходимости регулирования цен принима­ется на основе анализа деятельности субъектов ценообра­зования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и в удовлетворении спроса на нее. 

Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования.

1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрез­вычайно сильном инфляционном развитии экономики), или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары), или временный или частичный запрет на изменение цен.

Например, вместо того, чтобы ежеквартально менять та­рифы на электроэнергию, их можно заморозить сроком на один год. По мнению экспертов, это вносит стабильность в отношения между поставщиками и получателями энергии.

2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твёрдо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управ­ления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обес­печат отдельным предприятиям (независимо от форм соб­ственности) и гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, нормативной прибыли. Субъекты ценообразования в случае введения фиксирован­ных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.

Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрак­тов. В этом случае фиксированная цена устанавливается на стадии заключения контракта и обладает определенной сте­пенью жесткости, т. е. не изменяется при исполнении кон­тракта. Предварительная фиксация цены предполагает огра­ниченный контроль за затратами в ходе выполнения контрак­та со стороны заказчика. Предприятие-изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и приобрета­ет широкие возможности получения дополнительной прибы­ли за счет экономии затрат.

3. Установление предельных цен или коэффициентов пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита так как не контролируемый рост свободных цен сделает их недоступными для ряда потребителей и, в конечном счете, приведет к сокращению производства.                                                                                                                                                                                                                                                                                                               В настоящее время Правительство России предлагает установить верхний лимит цены на продукцию естественных монополий.

Предельный уровень цены может быть надежной га­рантией населению от «ценового диктата» производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.

Многие цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования верхних преде­лов цен на товары первой необходимости, в частности на про­дукты питания. И теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому, что она плоха, а потому, что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.

В своей деятельности российское правительство с 1996 года ведет практику регулирования предельных мини­мальных цен на продукцию ликероводочной отрасли про­мышленности. С учетом изменения норм и правил произ­водства и оборота алкогольной продукции периодически ут­верждаются минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28% в качестве нижней границы реализации при осуществлении оптовой и розничной торговли этой продукцией на внутрен­нем рынке. Установленные минимальные цены включают оптовые цены предприятий-изготовителей, ставки акциза, НДС, лицензионный сбор, а для продукции, производимой или ввозимой из стран, не входящих в СНГ, — таможен­ную стоимость и таможенные платежи. Минимальные цены утверждаются и при необходимости пересматриваются.

4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.). Чаще всего предельные уровни, рентабельности утверждаются на продукцию предприятий-монополистов. Размер их может, быть дифференцирован по отраслям и группам продукции.                                                                                                                                                 

Цены на продукцию, по которой фактическая рентабель­ность превышает установленный уровень, должны пересматри­ваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реа­лизация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня.

За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприя­тия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

5. Установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.

6. Для биржевой торговли и вне биржевого оборота может быть веден предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора, и прогрес­сивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.

7. Декларирование цен. По решению органов исполни­тельной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применя­емых цен для заявительной: регистрации.

Органы ценообразования вправе принимать решение о регистрации декларируемой цены, либо отказать в ее регист­рации, либо принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.

С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потреби­телями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не выше зафиксированной в декларации.

8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукций. Такая практика имеет место в некоторых странах, например, в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации това­ров по ценам, превышающим рекомендованные.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: