Государственное регулирование цен на продукцию монополий

Газоснабжение. Государственному регулированию на террито­рии Российской Федерации подлежат:

F оптовые цены на газ;

F тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций;

F тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организа­циям;

F тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспредели­тельным сетям;

F размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулирова­нии оптовых цен на газ);

F розничные цены на газ, реализуемый населению.

Государственное регулирование цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке осуществляется путем установления фик­сированных цен (тарифов) или их предельных уровней, исходя из:

F возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хране­нием, распределением и поставкой (реализацией) газа (при регулировании оптовых цен), а также возмещения экономиче­ски обоснованных затрат, связанных с транспортировкой и распределением газа (при регулировании тарифов);

F установления для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемых видах деятельности (до разра­ботки методики определения размера основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых в регули­руемых видах деятельности, учитывается размер прибыли, не­обходимой для обеспечения указанных организаций средствами на обслуживание привлеченного капитала, развитие производ­ства и финансирование других обоснованных расходов);

F удовлетворения платежеспособного спроса на газ, достижения баланса экономических интересов покупателей и поставщи­ков газа;

F учета в структуре регулируемых цен (тарифов) всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации;

F учета разницы в стоимости услуг по транспортировке и по­ставке (реализации) газа различным группам потребителей и в различные районы;

F развития внутриотраслевой (в сфере поставок газа) и межот­раслевой (между замещающими видами топлива) конкурен­ции.

Электроснабжение. Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется в целях:

F защиты экономических интересов потребителей от монополь­ного повышения тарифов;

F создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии;

F формирования конкурентной среды в электроэнергетическом комплексе для повышения эффективности его функциониро­вания и минимизации тарифов;     

F создания экономических стимулов, обеспечивающих исполь­зование энергосберегающих технологий в производственных процессах;

F обеспечения юридическим лицам — производителям электри­ческой энергии независимо от организационно-правовых форм права равного доступа на оптовый рынок.

При государственном регулировании тарифов соблюдаются следующие принципы:

F обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии;

F определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверж­дении тарифов;

F обеспечение открытости и доступности для потребителей ин­формации о рассмотрении и об утверждении тарифов;

F обеспечение экономической обоснованности затрат коммер­ческих организаций на производство, передачу и распределе­ние электрической и тепловой энергии;

F обеспечение коммерческих организаций в сфере производ­ства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие;

F определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями;

F выбор поставщиков энергетического оборудования и подряд­ных организаций по энергетическому и электросетевому строительству на конкурсной основе;

F учет результатов деятельности энергоснабжающих организа­ций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.

В области государственного регулирования тарифов Правитель­ство Российской Федерации или федеральный орган исполнитель­ной власти в области регулирования тарифов:

F утверждает нормативно-методическую основу деятельности органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов;

F устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации;

F утверждает правила государственного регулирования и приме­нения тарифов на электрическую и тепловую энергию;

F определяет порядок рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, организациями, осуществляющими регули­руемые виды деятельности, и потребителями;

F устанавливает порядок определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям;

F устанавливает критерии определения производителей элект­рической энергии, имеющих право на ее продажу по нерегу­лируемым ценам;

F осуществляет контроль за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы;

F устанавливает плату за технологическое присоединение к электрическим сетям;

F устанавливает предельные (минимальный и (или); максималь­ный) уровни тарифов на электрическую энергию, поставля­емую энергоснабжающими организациями потребителям;

F осуществляет в установленном порядке согласование решений органов исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации в области государственного регулирования тарифов.

Коммунальные услугив соответствии с законом подлежат регу­лированию:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

F тарифы на товары и услуги организаций коммунального ком­плекса — производителей товаров и услуг в сфере водоснабже­ния, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захо­ронения) твердых бытовых отходов;

F тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструиру­емых) объектов недвижимости к системе коммунальной ин­фраструктуры;

F тарифы организаций коммунального комплекса на подключе­ние;

F надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

F надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Общие принципырегулирования тарифов и надбавок в сфере коммунального хозяйства:

F достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указан­ных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;

F установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансо­вые потребности организаций коммунального комплекса, не­обходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;

F стимулирование снижения производственных затрат, повы­шение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих техноло­гий организациями коммунального комплекса;

F создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной ин­фраструктуры;

F полное возмещение затрат организаций коммунального ком­плекса, связанных с реализацией их производственных- про­грамм и инвестиционных программ;

F установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

F обеспечение доступности для потребителей и иных лиц ин­формации о формировании тарифов и надбавок.

Методырегулирования тарифов на товары и услуги организа­ций коммунального комплекса:

F установление фиксированных тарифов на товары и услуги ор­ганизации коммунального комплекса на очередной период, исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу меро­приятий по повышению эффективности деятельности органи­зации коммунального комплекса, предусматривающих улуч­шение качества производимых ею товаров (оказываемых ус­луг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры;

F установление предельных тарифов на товары и услуги органи­зации коммунального комплекса, определяемых на основе анализа динамики предыдущей деятельности организации и анализа деятельности аналогичных организаций коммуналь­ного комплекса;

F индексация установленных тарифов на товары и услуги орга­низаций коммунального комплекса в случаях объективных из­менений условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг).

Железнодорожный транспорт. Государственное регулирование тарифов на железнодорожном транспорте осуществляется в целях:

F достижения баланса интересов субъектов естественной монопо­лии на железнодорожном транспорте и потребителей их услуг;

F защиты экономических интересов потребителей услуг субъек­тов естественной монополии на железнодорожном транспорте и обеспечения доступности услуг железнодорожного транс­порта для потребителей;

F развития конкурентной среды на рынке транспортных услуг;

F обеспечения устойчивого и экономически эффективного функционирования субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте;

F создания в отношении субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте экономических стимулов к сни­жению себестоимости перевозок и повышению качества транспортного обслуживания, а в отношении потребителей их услуг — стимулов к оптимизации транспортных связей. Государственное регулирование тарифов на железнодорожном транспорте основывается на следующих принципах.

F   возмещение экономически обоснованных затрат субъектов ес­тественной монополии на железнодорожном транспорте с учетом ежегодно устанавливаемых Правительством Россий­ской Федерации уровней тарифов;

F распределение эксплуатационных расходов по видам перевозок;

F обеспечение равных условий доступа пользователей к услугам же­лезнодорожного транспорта, в том числе к его инфраструктуре;

F установление для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта единых правил, предусматривающих особые усло­вия тарификации на железнодорожном транспорте;

F обеспечение гласности принятия решений по вопросам госу­дарственного регулирования тарифов, в том числе по вопро­сам установления и изменения уровня тарифов и правил при­менения тарифов;

F соответствие системы построения тарифов рыночным услови­ям хозяйствования (переход по мере развития рыночных от­ношений и конкуренции от тарифов, регулируемых государ­ством, к тарифам, определяемым на договорной основе);

F ведение раздельного учета затрат в естественно монопольном и потенциально конкурентном секторах транспортных услуг;

F ограничение перекрестного субсидирования одних видов дея­тельности за счет других.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: