Газоснабжение. Государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат:
F оптовые цены на газ;
F тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций;
F тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям;
F тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям;
F размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ);
F розничные цены на газ, реализуемый населению.
Государственное регулирование цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней, исходя из:
F возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа (при регулировании оптовых цен), а также возмещения экономически обоснованных затрат, связанных с транспортировкой и распределением газа (при регулировании тарифов);
|
|
F установления для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемых видах деятельности (до разработки методики определения размера основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых в регулируемых видах деятельности, учитывается размер прибыли, необходимой для обеспечения указанных организаций средствами на обслуживание привлеченного капитала, развитие производства и финансирование других обоснованных расходов);
F удовлетворения платежеспособного спроса на газ, достижения баланса экономических интересов покупателей и поставщиков газа;
F учета в структуре регулируемых цен (тарифов) всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации;
F учета разницы в стоимости услуг по транспортировке и поставке (реализации) газа различным группам потребителей и в различные районы;
F развития внутриотраслевой (в сфере поставок газа) и межотраслевой (между замещающими видами топлива) конкуренции.
Электроснабжение. Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется в целях:
F защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов;
F создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии;
|
|
F формирования конкурентной среды в электроэнергетическом комплексе для повышения эффективности его функционирования и минимизации тарифов;
F создания экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах;
F обеспечения юридическим лицам — производителям электрической энергии независимо от организационно-правовых форм права равного доступа на оптовый рынок.
При государственном регулировании тарифов соблюдаются следующие принципы:
F обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии;
F определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов;
F обеспечение открытости и доступности для потребителей информации о рассмотрении и об утверждении тарифов;
F обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии;
F обеспечение коммерческих организаций в сфере производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие;
F определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями;
F выбор поставщиков энергетического оборудования и подрядных организаций по энергетическому и электросетевому строительству на конкурсной основе;
F учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
В области государственного регулирования тарифов Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов:
F утверждает нормативно-методическую основу деятельности органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов;
F устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации;
F утверждает правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию;
F определяет порядок рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями;
F устанавливает порядок определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям;
F устанавливает критерии определения производителей электрической энергии, имеющих право на ее продажу по нерегулируемым ценам;
F осуществляет контроль за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы;
F устанавливает плату за технологическое присоединение к электрическим сетям;
F устанавливает предельные (минимальный и (или); максимальный) уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям;
F осуществляет в установленном порядке согласование решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Коммунальные услугив соответствии с законом подлежат регулированию:
F тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
|
|
F тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;
F тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;
F надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
F надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Общие принципырегулирования тарифов и надбавок в сфере коммунального хозяйства:
F достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;
F установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;
F стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса;
F создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
F полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных- программ и инвестиционных программ;
F установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
F обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.
Методырегулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса:
F установление фиксированных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса на очередной период, исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры;
|
|
F установление предельных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса, определяемых на основе анализа динамики предыдущей деятельности организации и анализа деятельности аналогичных организаций коммунального комплекса;
F индексация установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в случаях объективных изменений условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг).
Железнодорожный транспорт. Государственное регулирование тарифов на железнодорожном транспорте осуществляется в целях:
F достижения баланса интересов субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте и потребителей их услуг;
F защиты экономических интересов потребителей услуг субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте и обеспечения доступности услуг железнодорожного транспорта для потребителей;
F развития конкурентной среды на рынке транспортных услуг;
F обеспечения устойчивого и экономически эффективного функционирования субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте;
F создания в отношении субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте экономических стимулов к снижению себестоимости перевозок и повышению качества транспортного обслуживания, а в отношении потребителей их услуг — стимулов к оптимизации транспортных связей. Государственное регулирование тарифов на железнодорожном транспорте основывается на следующих принципах.
F возмещение экономически обоснованных затрат субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте с учетом ежегодно устанавливаемых Правительством Российской Федерации уровней тарифов;
F распределение эксплуатационных расходов по видам перевозок;
F обеспечение равных условий доступа пользователей к услугам железнодорожного транспорта, в том числе к его инфраструктуре;
F установление для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта единых правил, предусматривающих особые условия тарификации на железнодорожном транспорте;
F обеспечение гласности принятия решений по вопросам государственного регулирования тарифов, в том числе по вопросам установления и изменения уровня тарифов и правил применения тарифов;
F соответствие системы построения тарифов рыночным условиям хозяйствования (переход по мере развития рыночных отношений и конкуренции от тарифов, регулируемых государством, к тарифам, определяемым на договорной основе);
F ведение раздельного учета затрат в естественно монопольном и потенциально конкурентном секторах транспортных услуг;
F ограничение перекрестного субсидирования одних видов деятельности за счет других.