Методика оценки кредитоспособности малых предприятий

Для принятия решения об установлении клиенту лимита кредитования кредитным специалистом проводится анализ кредитных рисков, связанных с заключением кредитной сделки, в ходе которого оценивается:[16]

- кредитоспособность заемщика (включая риски бизнеса и финансовые риски);

- необходимость в привлечении им кредитных ресурсов;

- возможные источники погашения;

- личное имущество владельцев бизнеса;

- качество управления;

- кредитная история;

- намерение погасить кредит в срок и в полном объеме;

- состояние и реальность обеспечения и гарантий, предлагаемых заемщиком.

Кредитный риск заключается в том, что в период, в течение которого ссуда будет оставаться непогашенной, заемщик будет неспособен, либо не пожелает, выполнить условия кредитного соглашения.

Глубина анализа кредитоспособности и, соответственно, время, затрачиваемое на его проведение, должна быть сопоставима с предлагаемой суммой сделки. Это необходимо учитывать при проработке сделок по предоставлению кредитных продуктов различным сегментам клиентов.

Сбор и подтверждение управленческой информации в ходе посещения кредитным специалистом места ведения бизнеса (торговых, складских, офисных помещений) Заемщика.

Посещение предприятия позволяет получить более четкое представление о предпринимательской деятельности клиента и его финансово-хозяйственном положении.

В ходе анализа малых предприятий главный упор необходимо делать на проверку достоверности предоставляемых данных, т.к. вопрос доверия при кредитовании данного клиентского сегмента самый актуальный.

Процедуры сбора и подтверждения управленческой информации выполняются с помощью следующих методов: осмотр предприятия, проверка первичной документации, логическое сопоставление данных, интервьюирование.

Указанные методы тесно взаимосвязаны и работают на один результат – формирование мнения об уровне кредитного риска, связанного с заключением кредитной сделки с клиентом.

При осмотре предприятия необходимо уделить внимание четырем ключевым пунктам, представленным в таблице 1.[17]

Таблица 1 — Мероприятия, осуществляемые при осмотре предприятия

Месторасположение Проверить соответствие адреса, площадей, наличие охраны, подъездных путей, пожарной сигнализации и другие параметры, озвученные представителями клиента при первичном интервью; Проверить условия хранения продукции; В случае анализа предприятия розничной торговли оценить выгоды месторасположения магазина (близость к транспортным развязкам, оживленным улицам), количество потенциальных покупателей, внешнее и внутреннее оформление, наличие указателей.
Продукт Оценить качество, номенклатуру и ассортимент.
Организация процесса Изучить бизнес-процесс, попытаться определить сильные и слабые стороны, зависимость процесса от отдельных единиц оборудования; Оценить степень автоматизации процесса, соответствие технологическим нормативам; Оценить организацию учета, выполнение контрольных процедур (инвентаризация и пр.) Проверить процесс на соответствие экологическим и санитарным нормам.
Персонал Оценить соразмерность численности штата и объемов бизнеса, организационную структуру, зависимость от конкретных специалистов, производительность труда, согласованность действий, выполнение техники безопасности, ношение форменной спецодежды и др. параметры, поддающиеся визуальному наблюдению; При анализе розничного магазина стоит понаблюдать за деятельностью продавцов, по возможности выяснить у них количество покупателей в среднем за день, величину «среднего чека», наличие постоянных покупателей и др[18]., чтобы в последствии сопоставить эту информацию с данными официальных представителей клиента.

 

Интервьюирование – основной инструмент сбора[19] управленческой информации. Интервью, по сути, является продолжением опроса, цели проведения которого после выявления потребности клиента меняются, теперь задача кредитного специалиста состоит в том, чтобы составить предварительное суждение о кредитоспособности клиента.

Ключом к успешному интервьюированию является деликатное выведывание у клиента необходимой информации в форме непосредственной беседы, при этом буквальное следование структуре файла сбора и подтверждения информации (далее – файл) не является обязательным. Поскольку в основном говорит именно клиент, умение кредитного специалиста слушать так же важно, как и умение задавать вопросы.

Желательно чередовать закрытые и открытые вопросы, с одной стороны провоцируя клиента на развернутый рассказ о бизнесе, а с другой – вынуждая давать четкие ответы на конкретные вопросы.

Структура файла построена по универсальному методу использования финансовой отчетности в качестве анкеты для опроса. Чтобы поддержать структуру беседы и избежать неловких пауз, необходимо мысленно представить себе структуру баланса и отчета о прибылях и убытках, таблица 2.

Таблица 2 — Бухгалтерская отчетность как источник информации

Статьи отчетности Информация, которую необходимо выяснить в ходе интервью

Актив Баланса

Денежные средства Обслуживающие банки, если банков несколько для каких целей используются счета каждого из них. Хранение наличности. Как часто наличные деньги сдаются в банки. Наличие инкассации
Финансовые вложения Имеются ли ликвидные средства в виде векселей, депозитов
Дебиторская задолженность Основные клиенты, период сотрудничества, концентрация по покупателям. Развитость рынка: регионы, в которые осуществляются поставки, конкурентная позиция, наличие альтернативных потребителей. Периодичность и объем отгрузок. Условия расчетов (предоплата, товарный кредит), по каким принципам предоставляется отсрочка. На какой срок предоставляется отсрочка. Наличие просроченной задолженности, имели ли место случаи несоблюдения сроков платежей ранее, какие меры предприняты, чтобы избежать возникновения просрочек в будущем. Создаются ли резервы.
Товарно–материальные запасы Минимально необходимый уровень запасов, необходимый для бесперебойного бизнес-процесса. Как меняется объем ТМЗ в течении бизнес - цикла. Номенклатура и ассортимент, сезонные особенности. Логистика. Процесс доставки от поставщика, перевозка, доставка покупателям. Разделение ответственности в случае порчи груза. Срок годности, условия и особенности хранения. Права на места хранения. Охрана, доступность мест хранения. Страхование. Методы контроля. Частота инвентаризаций и ревизий.
Основные Средства (оборудование, автотранспорт, недвижимость) Собственность, технические характеристики, моральный и физический износ. Расходы на обслуживание и ремонт. Реальная и балансовая стоимость. Зависимость бизнес – процесса от конкретных объектов. Условия и особенности хранения. Права на места хранения. Охрана, доступность мест хранения. Страхование. Планы по продаже, замене, модернизации.
Прочие активы Наличие в собственности долей и других предприятий, предоставленные займы и др.

Пассив баланса

Расчеты с бюджетом Система налогообложения, методы налоговой оптимизации, отношения с налоговыми органами.
Кредиторская задолженность Основные поставщики, период сотрудничества, концентрация по поставщикам. Регионы, откуда осуществляются поставки, наличие альтернативных поставщиков. Периодичность и объем закупок. Условия расчетов (предоплата, товарный кредит). На какой срок предоставляется отсрочка.
Кредиты Кредитная история, наличие просрочек. Наличие текущих кредитов,условия кредитования. Графики погашения. Требования банков к поддержанию оборотов, залоговому имуществу.
Займы Наличие, объем и условия займов. Характер займов – внешние и внутренние (от связанных лиц). Документальное оформление.
Собственный капитал Зарождение бизнеса, размер и источники формирования стартового капитала. Собственники, менялся ли состав. Порядок принятия решений. Контроль собственников за положением дел в бизнесе. Дивидендная политика.

Отчет о прибылях и убытках

Выручка Объем среднемесячной выручки, сезонность. Выручка в «лучший»/ «худший» месяц за последний деловой цикл. Объем продаж в натуральном выражении. Цена продажи единицы продукции. Факторы влияния продажи. Полнота отражения выручки в официальной отчетности. Доля безналичного оборота.
Себестоимость Наценка, или состав производственной себестоимости. «Плавает» ли себестоимость в зависимости от сезона. Когда выгоднее осуществлять закупки/затраты. Объем закупок в натуральном выражении. Закупочная цена (производственная себестоимость) единицы продукции.
Общие расходы Расходы на персонал, количество сотрудников (увеличивается ли в сезон), выплачиваются ли премии по итогам квартала, года. Полнота отражения в отчетности, ЕСН. Расходы на аренду. Занимаемые площади, использование (торговые, складские), стоимость кв.м. Документальное оформление, сроки действия договоров. Планы по перемещению. Расходы на транспортировку. Расходы на изучение рынка, стимулирование продаж. Выплаты процентов по кредитам и займам. Прочие расходы (амортизация, связь, налоги др.)

 

Перечень предлагаемых выше тем для обсуждения с клиентом не является исчерпывающим. Кредитный специалист должен действовать сообразно ситуации.

Кроме того, желательно выяснить планы владельцев на будущее. Наличие амбициозных проектов, не сопоставимых с текущим положением дел, или, напротив, отсутствие видения ситуации в обозримом будущем (1 год) ставит под сомнение компетентность лиц, принимающих решение.

Кредитный специалист должен узнать у клиента необходимые финансовые показатели, при этом не следует принимать слова за «чистую монету» - их обязательно нужно проверить. Решение этой задачи во многом зависит от качества ведения клиентом учета хозяйственных операций и организации хранения первичной документации.

Значительных успехов можно добиться путем проведения индивидуальных бесед с руководителями различных направлений финансово-хозяйственной деятельности клиента (генеральным директором, коммерческим директором, финансовым директором или главным бухгалтером) и последующим сопоставлением полученных данных.

Точные цифры получают непосредственно из регистров управленческого учета.[20] Регистр представляет собой сводную таблицу хозяйственных операций, данные в которую заносятся из первичных документов, таблица 3.

Таблица 3

Операция Первичные документы Регистры
Поступление товара на склад Накладная, приходный ордер Ведомость учета ТМЗ
Оплата товара Счет, счет-фактура, платежное поручение Книга учета счетов-фактур
Реализация товара в розницу Z-отчет ККМ или приходный кассовый ордер Журнал кассира-операциониста или кассовая книга

 

Сначала необходимо ознакомится с организацией учета финансово-хозяйственных операций и документооборотом, принятым на предприятии, это позволяет понять, во-первых, из каких регистров можно получить необходимые данные и, во – вторых, на основе каких первичных документов данные заносятся в регистры – именно эти документы, в дальнейшем, и подлежат проверке.

В частности регистром может оказаться как обыкновенная тетрадь, или файл Excel, так и аналитическая форма «1С».

Например,счет 90 «продажи» отражает реализацию продукции потребителям.

Затем, полученные показатели подтверждают путем анализа первичных документов. Стандарты бухучета предписывают хранение первичной документации в течении 1-3 лет, однако, когда речь идет об управленческом учете приходится рассчитывать на сохранение документов за последние 1-3 месяца. В процедуре подтверждения осязаемых показателей актива баланса – касса, объем ТМЗ, существенную роль играет визуальный осмотр и натуральный пересчет.

Ниже приведена таблица 4 с примерным перечнем процедур по подтверждению управленческих финансовых данных.

Общая логика подтверждения проистекает из методологии бухучета.[21] Баланс предприятия состоит из двух частей – актива и пассива. Актив формируется из дебетовых сальдо активных счетов, а пассив, соответственно из кредитовых сальдо пассивных счетов. Исходя из основного метода бухучета – метода двойной записи (каждая операция одновременно отражается на дебете одного счета и кредите другого счета в равных суммах) проистекает и методика проверки – проверяя дебет одного счета (подтверждая статью актива) мы одновременно подтверждаем кредит корреспондирующего счета (подтверждаем статью пассива) и наоборот.

При подтверждении управленческой отчетности основная статья, которую не возможно подтвердить документально – собственный капитал. Поэтому сначала подтверждаются статьи актива, затем обязательства, а капитал получают расчетным путем. При этом к составлению отчетов предъявляется требование осмотрительности (консерватизма), которое означает большую готовность к учету потерь (расходов) и обязательств[22], чем возможных доходов и активов (не допуская скрытых потерь).

Таблица 4

Процедуры по подтверждению управленческих финансовых данных

Статьи отчетности Процедуры подтверждения информации

Актив баланса

Денежные средства Осмотр, в ходе которого осуществляется натуральный перерасчет кассы. Средства на расчетных счетах подтвердить затруднительно, т.к. предоставление справок из обслуживающих банков имеет существенный лаг во времени. Кроме того, остаток даже в течении дня может существенно меняться. Задача существенно упрощается, если у клиента установлена система «Клиент – банк» (тогда остаток можно выяснить «в моменте»), либо в том случае, когда РКО клиента осуществляется непосредственно банком. В общем случае, проверяется остаток по счету 51, либо по соответствующему регистру управленческого учета (ведомость движения денежных средств)
Финансовые вложения Подтверждаются соответствующими договора
Дебиторская задолженность Достоверно не подтверждается. Косвенно можно подтвердить, сопоставив оборачиваемость дебиторской задолженности в днях (имея подтвержденные данные по выручке и полученную из регистров учета величину дебиторской задолженности) с принятой системой расчетов с покупателями (продолжительность предоставляемой отсрочки) и поставщиками (срок предоплаты со стороны клиента). Также следует сопоставить управленческие и официальные данные, в общем случае степень отражения дебиторской задолженности должна соответствовать степени отражения выручки. Дебиторская задолженность учитывается в объеме не большем чем квартальная выручка от реализации, при этом просроченная задолженность учитывается с коэффициентом. 0,5, нереальная к взысканию с коэффициентом 0,0
ТМЗ Осмотр, в ходе которого кредитный специалист выборочно сверяет данные регистров управленческого учета (ведомость учета ТМЗ) с фактическим наличием запасов на складе или торговых точках. При этом следует запросить и первичную документацию на выбранную группу товаров – накладные, приходные ордера, документы подтверждающие оплату товара. Это так же позволяет в некоторой степени проверить структуру поставщиков.[23] Кроме того, необходимо постараться выявить наличие неликвидных запасов, например, бракованной продукции, одежды и обуви прошедшего сезона, пищевых продуктов с заканчивающимся сроком годности и др. данное имущество, по сути, является скрытыми потерями (убытками) организации и его не следует учитывать в аналитическом балансе. В общем случае величина ТМЗ в аналитическом балансе не должна превышать квартальной выручки предприятия.
Основные средства (оборудование, автотранспорт, недвижимость) Осмотр, проверка первичной документации – накладная, акт приемки – передачи, документ, подтверждающий оплату, инвентаризационная карточка, счет 01 «Основные средства» (ПТС на автотранспорт, свидетельство о собственности на недвижимость). Имущество не всегда отражается в официальном учете, но документы, подтверждающие факт его оплаты, как правило, присутствуют, как и техническая документация. Отсутствие документов может означать как его неофициальную покупку за неучтенную наличность, так и то, что оборудование компании не принадлежит, а находится например в финансовой аренде[24] (особенно ели оно явно новое).
Прочие активы Осмотр, проверка соответствующих договоров и первичных документов.

 

Пассив баланса

Расчеты с бюджетом Можно смело полагаться на официальные данные (кредит счетов 68 и 69)
Кредиторская задолженность Подтвердить кредиторскую задолженность предприятия – трудновыполнимая задача. Данные получают из регистров учета и сопоставляют с величиной кредиторской задолженности по официальной отчетности. Здесь и возникает сложность – обычно, значительная часть задолженности – обязательства перед техническими компаниями, подконтрольными клиенту. Подтвердить подконтрольность можно – клиент предоставляет в банк справку от имени кредитора, что задолженность не будет востребована в течении срока кредитной сделки (реальный кредитор такой справки никогда не даст). Но при этом надо понимать, что техническая фирма является лишь «прокладкой» между клиентом и реальным контрагентом, т.е. по обязательствам технической компании реально отвечает клиент. С другой стороны кредиторская задолженность перед техническими фирмами завышается (с целью завышения себестоимости) и накапливается (так как погашается только ее реальная часть). Анализ динамики «технической» задолженности (соотнесение выручки и прироста «технической» задолженности за одинаковые периоды), практикуемый некоторыми банками, малоэффективен, поскольку не учитывает возможных изменений схем взаиморасчетов, и исходит из предположения об одинаковых темпах роста реальной и фиктивной задолженности. Кроме того, этот метод применим только для предприятий с высокой степенью отражения реальной выручки и официальной отчетности. Поэтому подтвердить кредиторскую задолженность можно только косвенно, проанализировав, установленный в договорах с контрагентами порядок расчетов и сопоставив с оборачиваемостью кредиторской задолженности в днях. В крайнем случае, когда кредитный специалист не обладает полной информацией о порядке расчетов (показания клиента противоречивы) величину кредиторской задолженности определяют в размере 0,5 от оборотных активов.
Кредиты Величина кредитов подтверждается карточками 66 и 67 счетов, договорами с банками[25], и документами, подтверждающими размер произведенных погашений. Не лишним будет посмотреть все движения по расчетному счету клиента (карточка 51 счета или соответствующий регистр управленческой отчетности) за месяц на предмет выявления операций по погашению процентов или основного долга по кредиту. Это может помочь в выявлении скрытых кредитов.
Займы Порядок подтверждения аналогичен статье «Кредиты». Но среди общей величины займов следует выделять займы собственников бизнеса и аффилированных компаний, т.к. они носят фиктивный характер – такие займы, по сути, являются собственным капиталом.
Собственный капитал Величину получают путем = активы – обязательства

Отчет о прибылях и убытках

Выручка Данные по выручке получают из регистров управленческого отчета, например, «Отчета по продажам». Величина официальной выручки отображается по кредиту счета 90 и дебету 62. учитывая, что с точки зрения анализа кредитоспособности важна выручка в денежном выражении, искомая величина может определена по кредиту 62 счета в корреспонденции с дебетом 50 и 51 счетов. Подтверждение осуществляется путем проверки первичной документации (накладных, выставленных счетов-фактур за небольшой период, например, за неделю) и интервью с различными инсайдерами клиента (генеральный директор, коммерческий директор, финансовый директор, менеджер по продажам, продавец, кладовщик и др.) Для подтверждения доли наличного оборота (оптово-розничная торговля) следует подсчитать объем операций по кассовой книге или журналу кассира – операциониста (период, за который следует производить расчет, варьируется от количества ежедневных операций и составляет от 5 до 30 дней). Затем сопоставить с оборотом по счету 50 в корреспонденции со счетом 62. если наличный оборот неофициальный – с регистрами управленческого учета. Оборот по расчетному счету (официальный) выясняется по анализу счета 51 в корреспонденции со счетом 62 (предоплата) и 62. неофициальный (счета фирм – однодневок) – по регистрам управлен6ческого учета. Логическое сопоставление данных. Выясняется частота отгрузок и средний объем отгрузки. Количество отгрузок в месяц умножается на средний объем одной отгрузки, тем самым получаем расчетную величину среднемесячной выручки. В случае, если продукция однородна (т.е. вариация стоимостей единицы продукции незначительна) дополнительно выясняется количество единиц товара в одной партии (или вес, если цена продажи устанавливается за единицу массы) и умножается на цену реализации единицы изделия. Полученный результат умножается на количество отгрузок (или, например, фур) в месяц. Получаем расчетную величину среднемесячной выручки. Если анализируется предприятие розничной торговли, общепит, или услуги населению, то следует выяснить величину среднего чека и количество покупателей в будни и выходные дни. Расчетная величина среднемесячной выручки в этом случае = количество рабочих дней в месяц (21) х количество покупателей в будний день х размер среднего чека в будний день + количество выходных дней в месяц (9) х количество покупателей в выходной день х размер среднего чека ы выходной день. Кроме того, в этом случае необходимо рассчитать объем выручки на кв.м. торговой площади и оценить реальность этого показателя. Полученная расчетным путем величина среднемесячной выручки должна с погрешностью не более чем в 20 % совпадать с тем объемом среднемесячной выручки, который озвучил клиент.
Себестоимость В случае анализа торгового предприятия – подтверждение выполняется в ходе проверки стоимости закупаемых ТМЗ. Если речь идет о производственной себестоимости проверяются внутренние учетные документы. Логическое сопоставление Для предприятий торговли себестоимость реализованной продукции легко рассчитать, зная среднюю наценку (маржу): Себестоимость = среднемесячная выручка/ (1+наценка). Рассчитанное таким образом значение должно примерно совпадать с произведением количество закупок в месяц х средний объем закупки. В случае если бизнес сезонный, логически сопоставляются следующие данные за месяц: Частота отгрузок х объем отгрузок (а) и частота закупок х объем закупок (b) в сезон и не сезон. Как правило, должны выполняться неравенства: а≥b в сезон и а ≤b в несезон.
Общие расходы Значительная часть расходов, к сожалению, не подвергается документальному оформлению. Темнее менее, самые значительные – расходы на персонал, аренду, транспорт, отражаются в учетных регистрах.
Прибыль Кредитному специалисту необходимо произвести самостоятельный расчет среднемесячной прибыли, с учетом ранее полученных данных. Следует сделать расчет точки безубыточности по формулам: В натуральном выражении: Мин.объем продаж = среднемес.пост.расходы/(цена продажи за ед – цена закупки ед.продукции) В денежном выражении: Мин.объем продаж х цена реализации ед. продукции Следует сопоставит минимально необходимую для безубыточной деятельности выручку с выручкой в несезон и в сезон, с целью проверить, является ли деятельность безубыточной на протяжении года. Так же полезно рассчитать рентабельность и сопоставить ее с процентной ставкой по кредиту (за одинаковый период). Этот расчет позволяет понять сможет ли клиент обслуживать кредит.

Важное значение имеет расчет показателей оборачиваемости:

Оборачиваемость ТМЗ, в днях:

ТМЗ/среднемес.выручка х 30                                       (1)

Оборачиваемость дебиторской задолженности, в днях:

ДЗ/среднемес.выручка х 30                                           (2)

Оборачиваемость кредиторской задолженности, в днях:

КЗ/среднемес. выручка х 30                                          (3)

Производится сопоставление рассчитанных показателей с теми данными об организации бизнеса, которые озвучил клиент, таблица 5.

Таблица 5 — Сопоставление показателей

Данные об организации бизнеса Сопоставление
Продолжительность хранения товаров (запасов) на складе (1)
Сроки предоплаты поставщикам Срок, на который потребителям предоставляется отсрочка платежа (2)
Срок, за который потребитель должен сделать предоплату Срок отсрочки платежа поставщикам (3)

 

При анализе важно понимать специфику бизнеса клиента.

В общем случае значение показателя (1) свыше 90 дней, говорят о затоваривании (наличии неликвидной продукции), а показателя (2) свыше 60 дней – о наличии просроченной дебиторской задолженности.

Если значения показателей существенно отличаются от среднеотраслевых (не обусловлены спецификой бизнеса), кредитный специалист должен особо тщательно подойти к проверке этих данных в ходе выезда и дальнейшего финансового анализа.

Банковское законодательство РФ предусматривает, что выдача кредита коммерческими банками должна производиться под различные формы обеспечения кредита. Предоставляемые банком кредиты обеспечиваются залогом имущества, ценных бумаг, гарантиями, поручительствами.

Размер обеспечения возврата кредита должен быть не менее суммы основного долга и причитающихся за пользование кредитом процентов, а окончание срока действия гарантии на 6 месяцев позже установленного договором срока погашения кредита. Предоставление заемщиком имущества и имущественных прав в залог банку оформляется отдельным договором о залоге. В дополнение к договору прилагается залоговое обязательство.

Банк принимает в качестве обеспечения возвратности кредита в залог имущество заемщика, принадлежащее ему на правах собственности.[26]

Основные фонды принимаются в залог лишь в случае, когда заемщик в соответствии с действующим законодательством и собственными уставными документами отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

В качестве кредитного обеспечения заемщик может пользоваться одной или сразу несколькими формами, что закрепляется в кредитном договоре. Обеспечительные обязательства по возрасту кредита оформляется вместе с кредитным договором и является обязательным приложением к нему.

Сам по себе залог имущества (движимого и недвижимого) означает, что кредитор – залогодержатель вправе реализовать это имущество, если обеспеченное залогом обязательство не будет выполнено. В силу залога кредитор имеет право в случае неисполнения должником – залогодателем, обеспеченного залогом обязательства, получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами.

Залог должен обеспечить не только возврат ссуды, но и уплату соответствующих процентов и неустоек по договору, предусмотренных в случае его невыполнения.

Осуществляя кредитование на условиях срочности, возвратности, платности и под обеспечение, регламентируя отношения кредитора и заемщика посредством кредитного договора (соглашения), банк стремится предоставить ссуды надежным клиентам, чтобы исключить риск непогашения и обеспечить своевременный возврат выданных средств.

Кредитные отношения между банком и заемщиком оформляются кредитным соглашением. Заемщик обращается в банк с обоснованным и подтвержденным документами ходатайством, в котором указывается: целевое направление кредита, его сумма и срок пользования (включая конкретные сроки погашения), а также краткая характеристика кредитуемого мероприятия и экономический эффект от его осуществления. Вместе с ходатайством заемщик представляет: копии учредительных документов, уставов, положений, договоров аренды, регистрационных удостоверений (свидетельств) или патентов, документы, удостоверяющие право на пользование земельным участком, заверенные нотариально; документы, подтверждающие правомерность клиента в получении кредита; технико-экономическое обоснование кредитуемого мероприятия с расчетом ожидаемых поступлений от реализации продукции (проведения работ, оказания услуг), копии контрактов, договоров и других документов, касающихся кредитуемого мероприятия, за счет поступлений средств от внедрения которого предполагается погашать испрашиваемый кредит; годовые и квартальные бухгалтерские и статистические отчеты о прибылях и убытках, декларации о доходах, выписки по счетам, открытом в другом банке и другие обязательства по обеспечению своевременного возврата ссуды (залоговое обязательство, гарантия, поручительство, страховое свидетельство).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: