Глава 1. Общая характеристика самооценки учащихся начальной школы

Федеральное агентство по образованию

Мурманский государственный педагогический университет

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психологии

Курсовая работа

На тему: Определение самооценки младших школьников методом сравнения оценки и самооценки.

 

Выполнила: студентка

кафедры социальной педагогики

и социальной работы, 210 группы

Попова Светлана.

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент Сергеева Анна Александровна

 

 

Мурманск

2007



Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика самооценки учащихся начальной школы

1.1 Исследование самосознания в трудах отечественных и зарубежных психологов

1.2 Общее понятие самооценки

1.3 Характеристика младшего школьного возраста и самооценки, свойственной для этого периода

1.4 Изучение самооценки младших школьников в учебной деятельности

1.5 Роль семьи и учителя в формировании самооценки. Проблема оценивания в современной школе

Глава 2. Выявление видов самооценок, преобладающих в младшем школьном возрасте

2.1 Диагностика инструментария исследования

2.2 Обработка и анализ данных, полученных в ходе эксперимента

2.3 Психолого-педагогические рекомендации учителям начальных классов

Заключение

Список литературы

Приложение



Введение

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором её поведения. От неё зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной самооценке, вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. д.). Самооценка получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Сензитивным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно здесь.

На современном этапе развития начальной школы приоритетной целью обучения является развитие личности школьника. Личностное развитие младшего школьника соотносится с формированием его самосознания, важной и неотъемлемой частью которого является сформированность самоконтроля и самооценки. Л.С. Выготский отмечал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка как обобщенное, внеситуативное и вместе с тем дифференцированное отношение ребенка к самому себе [8, с. 64-65].

Самооценка - важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами. Поэтому необходимо начинать формирование действий самоконтроля и самооценки с первого года обучения ребенка в школе. От того, насколько полноценно младшие школьники освоят действия контроля и оценки, будет зависеть их дальнейшее обучение.

И так как успешное личностное развитие ребёнка в младшем школьном возрасте способствует у него развитию уверенности в себе в своих силах, возможностях и способностях. И каждый ответственный руководитель, конечно же, хочет видеть своего ребёнка успешным, зная цену этому качеству личности. Вот почему выбранную тему можно считать актуальной и достойной внимания родителей, учителей и педагогов.

В современных психологических исследованиях не существует единого взгляда на проблему развития самооценки, многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги уделяют этой проблеме особое внимание. Это такие выдающиеся люди, как Л.И. Божович, Р. Берне, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Г.И. Катрич, А.И.Липкина, И.А. Слободнюк, А.В.Захарова, С.Л. Рубинштейн, А.Г.Цукерман и др.

Цель исследования: изучить самооценку младших школьников и выявить особенности её развития в начальной школе.

Объект исследования: самооценка учащихся начальной школы.

Предмет исследования: сравнение оценки и самооценки младших школьников.

Гипотеза исследования: самооценка учащихся начальной школы неадекватна.

Базой исследования: явилась средняя общеобразовательная школа № 50 г. Мурманска.

Испытуемыми являлись ученики 2-4 классов, возрастом от 8 до 10 лет, с разной успеваемость. Их количество составляло 18 человек, из них 11 мальчиков и 7 девочек.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Дать общую характеристику младшего школьного возраста;

2. Охарактеризовать понятие самооценки;

3. Изучить формирование самооценки в младшем школьном возрасте методом оценки и самооценки;

4. Определить роль учителя и семьи в формировании самооценки у школьников;

5. Охарактеризовать понятие самооценки.

Методы исследования:

1. Теоретический метод (методы анализа педагогической и психологической литературы);

2. Метод сравнения оценки и самооценки;

3. Метод количественной обработки полученных экспериментальных данных.

Методологическая база исследования: подход к изучению самосознания А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, И.С. Кона, В.С. Мерлина; исследования по выявлению структуры самосознания У. Джеймса, Р. Бернса, Л.В. Бороздина.

Написание курсовой работы проходило в несколько этапов:

1. Поисковый этап. Подбор научной психолого-педагогической и другой специальной литературы; составление библиографии (октябрь 2006 – декабрь 2006)

2. Экспериментальный этап. Написание теоретической части курсовой работы. Подготовка и проведение эксперимента (декабрь 2006 – февраль 2007)

3. Заключительный этап. Обработка результатов экспериментальной работы и её анализ. Подведение общих итогов (март 2007 – апрель 2007)

Практическая значимость: результатами исследования смогут воспользоваться учителя начальных классов, для воспитания детей с адекватной и устойчивой самооценкой.

Структура работы:

Работа состоит из введения, двух основных глав (теоретической и практической), выводов по главам, заключения и списка используемой литературы, а также приложений, которые включали в себя бланки с ответами учащихся.

 



Глава 1. Общая характеристика самооценки учащихся начальной школы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: