Мотивация учебной деятельности студентов

Основными мотивами поступления в ВУЗ являются: желание находиться в кругу студенческой молодежи, большое общественное значение профессии и широкая сфера ее применения, соответствие профессии интересам и склонностям и ее твор­ческие возможности. Имеются различия в значимости мотивов у девушек и юно­шей. Девушки чаще отмечают большую общественную значимость профессии, ши­рокую сферу ее применения, возможность работать в крупных городах и научных центрах, желание участвовать в студенческой художественной самодеятельности, хорошую материальную обеспеченность профессии. Юноши же чаще отмечают, что выбираемая профессия отвечает интересам и склонностям. Ссылаются и на семей­ные традиции.

Социальные условия жизни существенно влияют на мотивы поступления в ВУЗ.

Ведущими учебными мотивами у студентов являются «профессиональные» и «личного престижа», менее значимы «прагматические» (получить диплом о высшем образовании) и «познавательные».  Правда, на разных курсах роль доминирующих мотивов меняется. На первом курсе ведущий мотив — «профессиональный», на втором — «личного престижа», на третьем и чет­вертом курсах — оба этих мотива, на четвертом — еще и «прагматический». На ус­пешность обучения в большей степени влияли «профессиональный» и «познаватель­ный» мотивы. «Прагматические» мотивы были в основном характерны для слабоус­певающих студентов.

На всех курсах первое место по значимости занимал «профессиональный» мотив. Второе место на первом курсе было у «познавательного» мотива, но на последующих курсах на это место вышел общесоциальный мотив, оттеснив «познавательный» мотив на третье место. «Ути­литарный» (прагматический) мотив на всех курсах занимал четвертое место; харак­терно, что от младших к старшим курсам его рейтинг падал, в то время как рейтинг «профессионального» мотива, как и «общесоциального», возрастал.

У хорошо успевающих студентов «профессиональный», «познавательный» и «общесоциальный» мотивы были выражены больше, чем у среднеуспевающих, а «ути­литарный» мотив у последних был выражен сильнее, чем у первых. Характерно и то,

что у хорошо успевающих студентов «познавательный» мотив занимал второе ме­сто, а у студентов со средней успеваемостью — третье.

А. И. Гебос выделены факторы (условия), способствующие формирова­нию у студентов положительного мотива к учению:

■ осознание ближайших и конечных целей обучения;

■ осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний;

■ эмоциональная форма изложения учебного материала;

■ показ «перспективных линий» в развитии научных понятий;

■ профессиональная направленность учебной деятельности;

■ выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятель­ности;

■ наличие любознательности и «познавательного психологического климата в учебной группе.

П. М. Якобсон предложил для мотивов учебной деятельности свою клас­сификацию (правда, он предпочитал говорить о мотивации, но мотивация и мотив для него одно и то же).

Первый вид мотивов он называл «отрицательными». Под этими мотивами он по­нимал побуждения учащегося, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть в том случае, если оон не будет учиться: выговоры, угрозы родителей и т. п. По существу, при таком мотиве — это обучение без всякой охоты, без интереса и к получению образования, и к посещению учебно­го заведения. Здесь мотивация осуществляется по принципу «из двух зол выбрать меньшее». Мотив посещения учебного заведения не связан с потребностью получе­ния знаний или с целью повысить личностный престиж. Этот мотив необходимости, присущий некоторым учащимся, не может привести к успехам в учении, и его осу­ществление требует насилия над собой, что при слабом развитии волевой сферы приводит к уходу этих учеников из учебного заведения.

Вторая разновидность мотивов учебной деятельности, по П. М. Якобсону, тоже связана с внеучебной ситуацией, имеющей, однако, положительное влияние на уче­бу. Воздействия со стороны общества формируют у учащегося чувство долга, кото­рое обязывает его получить образование, в том числе и профессиональное, и стать полноценным гражданином, полезным для страны, для своей семьи. Такая установ­ка на учение, если она устойчива и занимает существенное место в направленности личности учащегося, делает учение не просто нужным, ной привлекательным, дает силы для преодоления затруднений, для проявления терпения, усидчивости, настой­чивости. В эту же группу мотивов П. М. Якобсон относит и те, которые связаны с узколичностными интересами. Процесс учения при этом воспринимается как путь к личному благополучию, как средство продвижения по жизненной лестнице. Напри­мер, у студента нет интереса к учению как таковому, но есть понимание, что без знаний в дальнейшем не удастся «продвинуться», и поэтому прилагаются усилия для овладения ими. Такой мотив часто встречается среди студентов-заочников, вы­нужденных получать высшее, например педагогическое, образование по настоянию администрации, для повышения тарифного разряда и т. п. Обучение в вузе является для многих из них формальным актом для получения диплома о высшем образова­нии, а не для повышения своего педагогического мастерства.

Третий вид мотивации, по П. М. Якобсону, связан с самим процессом учебной деятельности. Побуждают учиться потребность в знаниях, любознательность, стремление познавать новое. Учащийся получает удовлетворение от роста своих знаний при освоении нового материала; мотивация учения отражает устойчивые познавательные интересы. Специфика мотивации учебной деятельности зависит, как отмечает П. М. Якобсон, от личностных особенностей учащихся: от потребно­сти в достижении успеха или, наоборот, от лени, пассивности, нежелания совер­шать усилия над собой, устойчивости к неудачам (фрустрации) и т. п.

Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к формированию принципа мотивационного обеспечения учебного процесса (О. С. Гребенюк). Важность этого принципа вытекает из того факта, что в процессе обучения в вузе сила мотива учения и освоения выбранной специальнос­ти снижается.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: