Протокол исследования по методике «Изучение мотивов учебной деятельности студентов»

Из таблицы видно, что испытуемые дали высокую оценку мотивам под номерами 1 (стать высококвалифицированным специалистом), 2 (получить диплом), 3 (успешно продолжать обучение на последующих курсах), 10 (обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности). Низкую оценку получили мотивы 7 (быть постоянно готовым к очередным занятиям), 12 (достичь уважения преподавателей), 13 (быть примером для сокурсников). Вероятно, что специфика учебной деятельности и выбор значимых мотивов зависит от личностных особенностей учащихся: от потребности в достижения успеха, от лени, не желания совершать усилия над собой, от изменения социального статуса.

 

Диаграмма 4

 

Исследования показали, мотивы выбранные девушками отличаются от мотивов выбранных юношами (Диаграмма 5). Рассмотрим данные различия.

 

Диаграмма 5

 

 

Мы видим, что мотив 12 (достичь уважения преподавателей) более значим для девушек, чем для юношей. Также видно, что мотивы, связанные с социальными факторами, преобладают над познавательными мотивами.

 Вывод: Ведущими учебными мотивами студентов первого курса являются «прагматические» (получение диплома о высшем образовании), «личностного престижа», «профессиональные», а менее значимы «профессиональные».

 

Выводы и рекомендации

Мотивация является важным фактором учебной деятельности студентов. Изучив мотивы и мотивацию учебной деятельности студентов, мы пришли к выводу, что у студенты первого курса МОУ ВПО МИЖ, которые представляют группу испытуемых, характерно преобладает мотивация обучения в вузе «прагматическая» (получение диплома о высшем образовании) и мотив учебной деятельности «получение диплома.

 

Заключение

Целю данной курсовой работы является -  изучение мотивации учебной деятельности студентов первого курса вуза.

Проанализировав научно-психологическую литературу, посвященную особенностям мотивации учебной деятельности студентов-первокурсников, а также проведя эмпирическое исследование по методикам «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» Т.И. Ильиной и «Мотивация обучения в вузе» А.А. Реан, В.А. Якунин, мы выявили что ведущими мотивами у студентов вуза являются социальные мотивы (получение диплома, мотивы личностного престижа). Проведенное исследование подтверждает гипотезу, которая заключалась в том, что мотив «личностного престижа» является более значимым, чем «познавательный» мотив обучения в ВУЗе для студентов первого курса.

Мотивационные механизмы представляют систему взаимодействующих факторов, средств, структур, отношений и связей. Для обеспечения эффективности обучения в вузе необходимо, чтобы особенности построения и организации учебного процесса на разных этапах образования отвечали мотивационной сфере студента. Повышение роли мотивации в учебном процессе необходимое в частности потому, что именно ею поясняется интенсивность в осуществлении избранного действия, активность в достижении результата и цели деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: