Империя и папство в XIII - XIV

 

2.1 Усиление территориальной раздробленности в Германии в XIII - XIV вв

 

Государственное развитие Германии в эпоху расцвета феодализма характеризовалось значительным своеобразием. Если большинство западноевропейских стран шло по пути территориального сплочения и политической централизации, то Германия, наоборот, еще более дробилась, теряя то единство, которое существовало в более раннюю пору.

В Германии не было таких стимулов к единству, как во Франции; в ней получили преобладание политическое преобладание не те силы, которые были заинтересованы в централизации, а те, которые стремились к укреплению местного политического сепаратизма. Эти силы в лице владельных князей имелись и в других странах, но там они были парализованы энергичными действиями королевской власти, опиравшейся на все прогрессивные элементы страны. В Германии королевская власть не стала проводником этих прогрессивных элементов; она превратилась в пособника владельных князей, и потеряло то влияние, которым пользовалась раньше.

Упадок общегосударственного единства в Германии не являлся следствием хозяйственной деградации в стране. Германия в своем экономическом развитии шла в ногу с соседними государствами.

Росли и крепли города. В Юго-Западной Германии была распространена текстильная и суконная промышленность, в средне - и нижнее рейнских городах – суконная и шерстяная, в саксоно-тюрингском районе - горная. Северные районы со слабо развитым ремеслом участвовали в транзитной торговле по Северному и Балтийскому морям. Но между отдельными районами страны слабо развивались взаимные хозяйственные связи.

В поземельном отношении Германия в XIII – начала XIV веков произошли существенные перемены. Проникновение в сельское хозяйство товарно-денежных отношений разрушало прежнюю поместную систему и ослабляло крепостную зависимость крестьян. Барщина уступало место чиншу, крестьяне получали большую самостоятельность и могли уходить от своих господ. Но формы перестройки барских хозяйств были разные. В северо-западных областях, в Средней и Южной Германии развивалась крупная или долевая аренда. Феодал свертывал крупное барское хозяйство и отдавал землю большими участками в аренду своим старостам – мейерам за денежный чинш или за часть урожая и приплода скота.

Немецкие крестьяне – переселенцы в заэльбских областях пользовались личной свободой и их повинности ограничивались небольшим взносом в пользу местного владетельного лица. Но это было временным явление, с XV века их положение стало ухудшаться.

Таким образом, в экономической жизни различных областей Германии проявлялись значительные различия. Вместо вотчинно-сеньориальной власти, выросшей на основе личной и поземельной зависимости населения от землевладельцев, в Германии укрепилась местная территориальная власть с общим подданством всего населения владетельному князю.

С прекращением династии Штауфенов в Германии наступило двадцатилетнее междуцарствие. В это время власть фактически перестала выполнять свои функции; коронные земли были расхищены князьями; в стране господствовала анархия с «кулачным правом». По этим причинам население стало требовать установления единовластия.

В феврале 1273 года города областей Рейна и Веттерау заключили союз для защиты общегосударственного единства. В своем постановлении они писали: «Если господа курфюрсты, избирающие римских королей, согласно представят нам одного короля, мы … будем оказывать ему должное почтение, но если названные князья при избрании короля… разойдутся и захотят нам избрать нам многих королей, мы таких королей никогда в свои города не впустим и не окажем никому из них никакой помощи» [12].

В сентябре 1273 года из мелких германских князей был избран король – граф Рудольф Габсбург, который «будет заботиться о их общей выгоде и чести»[13]. Новый король не лишенный здравого смысла пытался создать базу своего могущества в Германии.

Ему удалось захватить у чешского короля южные имперские области – Австрию, Штирию и Каринтию. Это была новая политика германских императоров.

Со временем верховная власть стала принадлежать могущественнейшим германским князьям – курфюрстам. Коллегия курфюрстов оформилась в XIII веке. В ее состав вошло семь наиболее влиятельных князей, занимавших видное место при императоре. Коллегия курфюрстов была верховной курией обще императорского съезда – рейхстага. В этой роли она начала выступать со времени собрания в Рензе в 1338 году.

Органом общеимперского представительства являлся рейхстаг, который состоял из «чинов империи». Это были прежние имперские сословия, которые в политически раздробленной Германии приобрели независимое положение.

Городское представительство появилось уже в XIII веке. Позже они получили в рейхстаге постоянное место. Так оформились три отдельные курии – курия курфюрстов, курия князей и кури я имперских городов. Имперские рыцари не добились своего особого представительства в рейхстаге. Рейхстаг созывался императором по его усмотрению, два раза в год, участие считалось обязательным. Решения принимались большинством голосов и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий.

Постановления рейхстага издавались от лица императора в виде особых его указов.

В компетенцию рейхстага входил весьма широкий круг вопросов: установление земского мира, организация общеимперских военных предприятий, вопросы мира и войны, отношения с другими государствами, обложение имперскими повинностями, территориальные изменения в составе империи и княжеств, дела, связанные с коронными владениями, пошлинные и монетные дела, изменения в имперском праве. Но по сути дела все эти вопросы решались князьями самостоятельно, и обсуждение их в рейхстаге носило формальный характер.

Так выглядела «сословная монархия» в Германской империи. Она была только внешне схожа с сословно-представительными монархиями в других западноевропейских странах. Там значение представительных органов падало по мере усиления королевской власти. В Германии, наоборот, они теряли свое значение вместе с упадком императорской власти и усилением князей.

Почти исчезли государственные налоги. К середине XIII века они давали не более 7 тысяч гульденов в год. Эти средства поступали от имперских городов. В период междуцарствия имперские налоги совсем не собирались.

Справиться собственными силами с задачами укрепления общегосударственной власти при сложившихся условиях, когда император по своему могуществу не превосходил даже некоторых из территориальных князей, было задачей совершенно безнадежной. Династия Габсбургов обращала все средства своей власти на создание могущества своего дома.

 

2.2 Территориальные княжества Германии

 

С упадком общегосударственного единства в Германии росло могущество территориальных князей. С середины XIII века князья закрепили за собой в законодательной форме высшие государственные права, а затем избавились от контроля сверху и приобрели суверенитет.

Высшим органом в территориальном княжестве были князья и земство. Власть князя была наследственной и суверенной. Он имел двор, состоящий из «министров», многочисленных слуг и служащих. При дворе все большую роль играли юристы – знатоки римского права, обосновавшие притязания владетельных князей на неограниченную власть.

С окончательным укреплением административного верховенства и централизованным территориальным управлением, использовалось римское государственное право, которое требовало абсолютного повиновения населения самодержавной власти.

Значительные доходы давали судебные пошлины и штрафы, конфискованное по суду и выморочное имущество. Судебная власть князя была неограниченна. Князья заводили постоянные войска, состоявшие большей частью из наемников – рыцарей и солдат, вводилась всеобщая воинская повинность. Во время гуситских войн несколько раз объявлялась мобилизация населения в Австрии и Баварии (1431, 1432, 1434 гг.)

До XIII века города в Германии не пользовались полным самоуправлением. Большинство из них находилось под верховной властью местных феодалов. Борьба городов за свободу наталкивалась на ожесточенное сопротивление вотчинников. Согласно статутам о княжеских привилегиях, изданном императором Фридрихом II в 1220-1232 годах в Германии были запрещены абсолютно всякие городские союзы и корпорации, в том числе и ремесленные цехи. Эти постановления никогда не претворялись в жизнь, так как города оказывали упорное сопротивление.

В XIII – начале XIV веков оформились свободные имперские города, что привело к окончательному разграничению германских городов на имперские и земские. К первым принадлежали города, расположенные в старом королевском домене, в которых находились королевские дворцы – Аусбург, Регенсбург, Ахен, Любек. Позже с ними уравнялись в правах освободившиеся епископские города, добившиеся статуса «вольных» - Вормс, Майнц, Кельн, Страсбург. Эти города подчинялись только верховной власти императора, но в ограниченных рамках. Вся власть осуществлялась городским советом и магистратом. Город чеканил свою монету, распоряжался рынками и пошлинами, содержал войско и полицию.

Основная масса городского населения, в том числе и цеховые ремесленники, на которых падала вся тяжесть городских расходов, была лишена права участвовать в управлении. В городе Кельне во второй половине

XIV века борьба цехов с патрициатом проходила с переменным успехом, в 1396 году было создано цеховое управление из 22 корпораций. В 1379 году расходу на оборону составили около 80 % бюджета. Войско комплектовалось на основе всеобщей воинской повинности.

Городские магистраты ведали социальным вопросом, бытом, народным образованием. Городские советы вели борьбу с излишней роскошью, выступали за бережливость и умеренность в трате средств. Согласно полицейским уставам запрещалось носить серебряные и золотые вещи, дорогие пряжки и кольца, роскошные ткани [14].

Совместная борьба городов за сохранение и расширение своих привилегий, и ликвидацию феодального произвола в условиях отсутствия государственного единства заставляла города объединяться в союзы. Уже в 1254 году был основан союз рейнских городов для охраны мира. В состав его вошло много баварских, швабских, франконских, саксонских городов - всего около 100 спорные дела решал союзный суд. Против нарушителей мира предпринимались коллективные военные действия. Императоры проводили враждебную политику против союза и помогали князьям. В середине XIV века Рейнский союз распался. В 1376 году был создан новый союз, насчитывавший около 50 городов.



Заключение

В Германии феодальный строй оформился преимущественно на базе разложения общинных патриархальных отношений, то есть вследствие перехода от доклассового общественного строя к классовому. Этот переход оказался более затяжным, чем превращение одной формы классово – антагонистических отношений в другую. Свободное германское население втягивалось в зависимость постепенно, преимущественно путем обложения государственными повинностями. Первой формой присвоения прибавочного продукта свободного населения были налоги и разные натуральные государственные поборы. Королевская власть пыталась присваивать больше прибавочного продукта, и тем соответственно сильнее была эта власть и тем сплоченнее являлось само государство. Король содержал воинов-дружинников, придворных слуг и давать подачки знати, пользуясь поддержкой всех этих эксплуататорских элементов.

Такова природа раннефеодальной сравнительно сплоченной государственной организации, которая сохранялась до тех пор, пока масса свободного населения находилась в непосредственной зависимости от королевской власти. Когда крестьянство стало втягиваться в поземельную и личную зависимость эта организация себя изжила, то есть само ликвидировалась. В Германии это произошло в XIII - начале XIV веков.

Германия сохраняла относительную политическую сплоченность до XII века. Ее единству в этот период способствовала успешная внешнеполитическая экспансия в Италию и западнославянские земли. Воцарившаяся в Западной Европе феодальная раздробленность создавала для этого благоприятную внешнеполитическую обстановку.

В более поздний период Германия постепенно стала клониться к политическому распаду, которого она не смогла преодолеть в условиях господства феодального строя. Корни ее следует искать в целом комплексе своеобразных экономических и политических (как внутренних, так и внешних) условий. В Германии неоднократно делались попытки подчинить политические силы королевской власти и объединить территорию страны. Но эти попытки оказались безрезультатными. Во – первых потому, что они предпринимались не систематически и тормозились политической императорской политикой, стремление сплотит государство на деле приводило не к укреплению внутреннего территориального единства, а к усилению местной раздробленности. Во–вторых, развитие экономических связей в Германии не благоприятствовало национальному сплочению, а, наоборот, затрудняло его; хозяйственные интересы группировались по областям, что создавало предпосылки для местной, а не общенациональной централизации. В–третьих, местные политические силы в лице территориальных князей, пользуясь благоприятными для них хозяйственными и политическими условиями, укрепили настолько прочно свое положение, что всякие попытки императорской власти нарушить сложившуюся политическую систему и укрепить центральную власть были обречены на неминуемый провал. С XIII века императоры фактически отказались от проведения самостоятельной общегосударственной политики и проявляли заботу только об укреплении и расширении своих наследственных владений.

Подавляющее число городов Германии получило в XIII – XIV веках те или иные политические вольности. Территориальная раздробленность страны облегчала освободительную борьбу городов и вместе с тем заставляла их объединять свои силы для защиты свободы и безопасности от произвола князей и рыцарей. В то время как в централизованных государствах Запада городские свободы были уже упразднены усилившейся монархической властью, в Германии они становились достоянием даже мелких княжеских городов.

 



Список использованной литературы

 

1. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Под ред. В.И. Корецкого. М.: Госюриздат, 1961. с. 315-469.

2. Хрестоматия по истории средних веков. В 2 т. Т. 2: пособие для преподавателей средней школы./ Н.П. Грацианский, С.Д. Сказкин, М., Гос. учебно – педагогич. изд. 1949.- 396 с.

3. Хрестоматия по истории средних веков: в 2 т. М.: Соцэкгиз, 1961 — 1963. Т.1. с. 482-490.

4. Колесницкий Н. Ф. Исследования по истории феодального государства в Германии (IX- первая половина XII веков) // Учен. Зап. Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина. 1959. Т. 81. вып.2. 415 с.

5. Колесницкий Н. Ф. Феодальное государство (X-XV вв.). М.: Просвещение, 1967. с. 105-146, 240-370.

6. Люблинская А. Д. Источниковедение истории средних веков. Л.: Изд-во Ленинград. Ун-та, 1955. с. 181-207.

7. Неусыхин А. И. Проблемы европейского феодализма. М.: Наука, 1974. с. 234-376.

8. Смирин М. М. Очерки по истории политической борьбы в Германии перед Реформацией. М.: Изд - во АН СССР, 1952. 415 с.

 


[1] Неусыхин А. И. Проблемы европейского феодализма. М.: Наука, 1974. с. 234-376.

[2] Косминский Е. А., Удальцов А. Д. «Социальная история средневековья». М.: Наука, 1965. 245 с.

[3]Колесницкий Н. Ф. Феодальное государство (X-XV вв.). М.: Просвещение, 1967. с. 105-146, 240-370.

[4] Там же с. 130.

[5] Неусыхин А. И. Проблемы европейского феодализма. М.: Наука, 1974. с. 234-376.

[6] Люблинская А. Д. Источниковедение истории средних веков. Л.: Изд-во Ленинград. Ун-та, 1955. с. 186.

[7] Там же.

[8] Люблинская А. Д. Источниковедение истории средних веков. с.203.

[9] Люблинская А. Д. Источниковедение истории средних веков. Л.: Изд-во Ленинград. Ун-та, 1955. с. 199.

[10] Там же.

[11] Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Под ред. В.И. Корецкого. М.: Госюриздат, 1961. с. 316.

[12] Люблинская А. Д. Источниковедение истории средних веков. с. 200.

[13] Там же.

[14] Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы... с. 317.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: