Глава II. Практическая часть (констатирующий эксперимент)

 

Эксперимент был проведен в 1 «к» классе школы № 7. В ходе урока детям было предложено прослушать произведение «Аквариум» из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса. Слушание проводилось два раза. Первый раз детей попросили после вступительной беседы внимательно послушать произведение, положив руки на колени. При втором прослушивании детям было предложено рукой имитировать движения плавно плавающих рыб. В процессе проведения эксперимента мы наблюдали, насколько внимательно дети слушают музыку. Результаты наблюдений приведены в таблице № 1 (см. Приложение I).

К группе с высоким показателем внимания мы отнесли детей, которые слушали произведение заинтересованно, не отвлекаясь. К группе со средним показателем были отнесены дети, иногда отвлекающиеся в процессе слушания, и с низким – дети, не проявившие внимания и интереса к звучащей музыке. Из результатов, приведенных в таблице видно, что при использовании приема пластического интонирования у детей повышается внимание и интерес к звучащей музыке.

На своих уроках мы часто использовали прием исполнения музыки движением, жестом - “пластическим интонированием”. Движения использовались различные – это и гибкое нисходящее движение руки, и имитация игры на музыкальных инструментах в характере музыки, и покачивания корпусом и произвольные пластические этюды. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.

В процессе работы мы обратили внимание на то, что дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важна свобода творчества.

Очень важно грамотно подобрать музыкальный репертуар для урока. Учитывая особенности младших школьников, предпочтение должно быть отдано произведениям небольшим с яркой запоминающийся интонацией, близких детским интересам, которые носят наглядно-действенный и наглядно-образный характер, заключают в себе конкретные явления, понятные детям по их жизненному опыту.

 



Заключение.

Сегодня акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания и образования ставится не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки. Именно на это и направлен прием пластического интонирования.

Ребенок многому учится через движение, соединенное с музыкой. Посредством пластического интонирования каждый ученик может выразить смену эмоциональных напряжений и разрешений, их динамику, изменение оттенков, сложность ритмических рисунков, насыщенность гармоний – то есть постичь логику эмоционально-образного содержания музыкального произведения. Такое восприятие можно назвать восприятием-переживанием, восприятием-мышлением, в процессе которого ребенок, через активные формы открывает личностный смысл.

Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не “выключаясь”. Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.

Таким образом, пластическое интонирование – это не обособленный вид деятельности, а способ более глубокого погружения в музыку и переживание ее образного содержания, способ формирования опыта творческой деятельности в целом. Благодаря ему существенно обогащается методика развития музыкального восприятия школьников, которая дает значительный общеразвивающий эффект (а именно развитие таких качеств, как внимание, умение сосредоточиться и наблюдать, память и другое).

Библиография

        

1. Борев Ю. Б. Эстетика. В 2-х т. Т. 1 – Смоленск: Русич, 1997. – 576 с.

2. Волчегорская Е. Ю. Расширение границ восприятия музыки. // Музыка в школе. - 2004 г. № 3 - с. 31 – 34.

3. Гундорова Е. Ю. Симфония и дети.// Музыка в школе. - 2004 г. № 5. -  с. 34 – 40.

4. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – М.: Смысл, 2001. – 264 с.

5. Музыкальное образование в школе: Учеб. Пособие для студ. М 89 муз. фак. и отделение. высшее. и среднее. пед. учебное. заведение/ Л.В. Школяр, В. А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; Под. ред. Л.В. Школяр – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 232с.

6. Спутник учителя музыки/ Сост. Т. В. Челышева. – М.: Просвещение, 1993. – 240с.

7. Эстетика: Словарь – М., 1989 – с.49

 

 


[1] Эстетика: Словарь – М., 1989 – с.49

[2] Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – М.: Смысл, 2001. – с. 54

[3] Там же - с. 74

[4] Борев Ю. Б. Эстетика. В 2-х т. Т. 1 – Смоленск: Русич, 1997. – 576 с.

[5] Гундорова Е. Ю. Симфония и дети.// Музыка в школе. - 2004 г. № 5. - с. - 34

[6] Там же – с. 35

[7] Там же – с. 35

[8] Там же – с. 36



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: