Характеристика статей сметы и последовательность её составления

Глава 1. Расходы на образование

 

Состав расходов на образование и источники их финансирования.

Расходы на образование выступают как часть затрат, необходимых для воспроизводства рабочей силы.

Национальная система образования состоит из государственных, негосударственных и воспитательных заведений и разделяется на:

дошкольное образование;

профессионально-техническое образование;

средне-специальное образование;

высшее и послевузовское образование;

внешкольное воспитание и обучение;

Расходы на образование включают расходы на:

а) функционирование организаций, обеспечивающих получение всех уровней образования:

1) дошкольное образование (расходы на содержание яслей, яслей-садов, детских садов, дошкольных центров развития ребёнка всех направлений, деятельности их структурных подразделений, а также расходы на финансирование ведомственных дошкольных учреждений в соответствии с законодательством);

2) общее образование (расходы на содержание всех типов образовательных школ, специальных школ для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, лицеев, гимназий и т.д.);

3) профессионально-техническое образование (расходы на содержание высших технических и профессиональных училищ, профессионально-технических училищ, учебных центров, учебно-курсовых комбинатов и т.д.);

4) среднее специальное образование (расходы на содержание средних специальных учебных заведений (техникумов, училищ, колледжей), училищ олимпийского резерва, высших колледжей, а также структурных подразделений высших учебных заведений, в которых обеспечивается получение среднего специального образования);

5) высшее и послевузовское образование (расходы на содержание высших учебных заведений, включая расходы по аспирантуре, докторантуре, ординатуре, магистратуре);

6) внешкольное воспитание и обучение (расходы на содержание государственных учреждений обеспечивающих получения внешкольного воспитания и обучения).

б) повышение квалификации и переподготовку кадров (расходы на содержание государственных учреждений, обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров руководящих работников и специалистов бюджетной сферы, органов государственного управления, агропромышленного комплекса, а также структурных подразделений этих учреждений (общежитий гостиничного типа, аспирантуры и т.п.), а также расходы на повышение квалификации и переподготовку руководящих кадров и специалистов органов государственного управления);

в) прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области образования;

г) расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере образования;

д) проведение централизованных мероприятий органов управления образования;

е) издание учебников и учебных пособий для организаций, обеспечивающих получение дошкольного и общего среднего образования;

ж) государственные программы в области образования.

Основными источниками финансирования расходов на образование являются средства государственного бюджета.

Важное место в финансировании расходов на содержание учебных заведений занимают доходы, получаемые от оказания платных образовательных услуг, научной деятельности, а также средства организаций, поступающих безвозмездно.

 

Таблица 1 - Состав и структура расходов республиканского бюджета на образование в 2009 г.

Направления расходования средств Сумма, млн. р. Удельный вес,%
1. Итого расходов на образование 1774759409,0 100
1.1 дошкольное образование 14700270,0 0,01
1.2 общее среднее образование 44345810,0 0,03
1.3 Профессионально-техническое образование 28882586,0 0,02
1.4 Среднее специальное образование 387481297,0 0,22
1.5 Высшее и послевузовское образование 1156599104,0 0,54
1.6 Повышение квалификации и переподготовки кадров 71295348,0 0,04
1.7 Внешкольное воспитание и обучение 26836954,0 0,02
1.8 Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области образования 20045640,0 0,01
1.9 Другие вопросы в области образования 24752400,0 0,02

 

Наибольший удельный вес в структуре расходов республиканского бюджета на образование в 2009 году занимают высшее и послевузовское образование - 0,54%.

Дошкольное образование в структуре расходов занимает 0,01%, что в денежном выражении составляет 14700270,0 млн. рублей, что на 40657,53 больше, по сравнению с 2008 годом. В настоящее время предусмотрен ряд социально направленных программ, в которых важное место отводится дальнейшему повышению образовательного и культурного уровня нации.



Характеристика статей сметы и последовательность её составления

 

Смета - основной финансовый план бюджетных организаций, определяющий объём, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований на их содержание.

Финансирование учреждений, состоящих на бюджете, и централизованных мероприятий, осуществляемых за счёт средств бюджета, производится по утверждённым для них сметам расходов. Расходование бюджетных средств на мероприятия, не предусмотренные сметой, или в суммах, превышающих сметные назначения, запрещено.

Различают следующие виды смет: индивидуальные, общие и сводные, а также сметы расходов на централизованные мероприятия, осуществляемые непосредственно министерствами, другими органами государственного управления.

Индивидуальные сметы расходов составляются для крупной бюджетной организации и отражают потребность в средствах на её содержание, а также источники формирования ресурсов, включая бюджетные средства, внебюджетные средства и благотворительные взносы.

Общие сметы составляются по группам однотипных мелких организаций либо по группе крупных организаций, имеющих централизованную бухгалтерию.

Сметы расходов на централизованные мероприятия, осуществляемые министерствами, другими органами государственного управления и финансируемые из бюджета, составляются и утверждаются непосредственно ими по каждому мероприятию отдельно.

Сводная смета составляется на основании перечисленных видов смет и представляет собой свод всех расходов, выделяемых из бюджета на определённую отрасль.

Сметы расходов на содержание бюджетных организаций составляются по экономической (предметной) классификации расходов, утверждённой Министерством финансов.

Расходы на капитальные вложения в сметах на содержание учреждений не отражаются и устанавливаются по отдельной смете.

Расходы, включаемые в смету, должны быть обоснованы соответствующими расчётами по каждой статье сметы.

Определение расходов по смете должно производиться исходя из действительной потребности в средствах с учётом осуществления строгого режима экономии и эффективного расходования материальных и денежных средств.

В целях своевременной организации работы по составлению смет расходов министерства, другие органы государственного управления, управления и отделы облрайгорисполкомов руководствуясь указаниями Министерства финансов о порядке и сроках разработки проекта бюджета на предстоящий финансовый год:

устанавливают для подведомственных организаций сроки составления и представления проектов смет расходов и дают необходимые указания о порядке их составления;

разрабатывают и сообщают подведомственным организациям основные производственные (сетевые) показатели деятельности этих организаций на предстоящий финансовый год и другие показатели, необходимые для правильного исчисления расходов;

обеспечивают составление проектов смет расходов на централизованные мероприятия.

Проекты смет расходов, составленные бюджетными организациями, направляются в соответствующие министерства, управления и отделы облрайгорисполкомов вышестоящую организацию до утверждения бюджета.

Министерства управления и отделы облрайгорисполкомов обеспечивают тщательное рассмотрение представленных подведомственными организациями смет расходов и составление сводных смет, которые представляются соответственно Министерству финансов и соответствующему финансовому управлению (отделу) облрайгорисполкомов для включения в проекты бюджетов.

После утверждения республиканского бюджета Министерство финансов рассматривает сводные сметы расходов бюджетных организаций республиканского подчинения министерств, других органов государственного подчинения и сообщает им плановые объемы ассигнований на планируемый год в разрезе функциональной и экономической классификации расходов. Министерства, другие органы государственного управления в свою очередь сообщают всем подведомственным организациям годовые суммы расходов в разрезе экономической классификации. Утверждение смет расходов бюджетных организаций, состоящих на республиканском бюджете, оформляется подписью их руководителей с указанием в верхнем правом углу общей суммы расходов по смете. Утвержденная смета расходов с поквартальной разбивкой представляется бюджетной организацией в министерство (другой республиканский орган государственного управления). Министерства, другие органы государственного управления на основании представленных смет, а также смет на централизованные мероприятия составляют свод смет расходов по разделам и подразделам по разделам, подразделам функциональной классификации расходов в разрезе экономической (предметной) классификации расходов и кварталов и представляют его Министерству финансов в установленные им сроки для включения в роспись расходов республиканского бюджета.

Управления, отделы исполкомов и другие организации в двухнедельный срок со дня припиши решении об утверждении соответствующего местного бюджета (если не установлен иной срок) утверждают сметы расходов организаций и сметы на централизованные мероприятия, финансируемых за счет местных бюджете.

Утверждение сметы расходов производится в разрезе статей, подстатей и элементов затрату экономической (предметной) классификации расходов, подписывается руководителем (или заместителем руководителя) организации, утвердившей смету, указывается дата утверждения, заверяется печатью.

После утверждения общих смет ~ каждой организацией главным распорядителем выдаются выписки из этих смет.

Выписки из общих смет включают:

• данные о штатах и ставках заработной платы работников организаций;

• производственные показатели (количество учащихся, классов, детей, коек, койко-дето-дней и т.д.), количество учащихся, получающих бесплатное или льготное питание, и другие сетевые показатели;

• нормы расходов на питание, медикаменты;

• натуральные и финансовые показатели по количеству и стоимости топлива, электроэнергии, воды и т.д.;

переченьприобретаемого инвентаря, оборудования и обмундирования;

• перечень основных работ по капитальному ремонту. Главными распорядителя м и средств на основе утвержденных смет бюджетных организаций составляются своды расходов.

Первые экземпляры рассмотренных финансовым органом сводов расходов, а также смет отдельных бюджетных организаций, непосредственно подчиненных соответствующему исполнительному комитету, хранятся в делах финансового органа, а вторые экземпляры с подписью руководителя финансового органа (или лица, его заменяющего) о включении, в роспись доходов и расходов возвращаются управлениям (отделам) соответствующего исполнительного комитета, организациям и бюджетным организациям, непосредственно подчиненным областному, городскому, районному исполнительным комитетам.

Экономическая классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций по их экономическому содержанию.

В экономической классификации применяется четыре уровня классификационной структуры:

категория расходов (текущие расходы, капитальные расходы, кредитование минус погашение и резервные средства);

статья (закупки товаров и оплата услуг, капитальные вложения в основные фонды и другие);

подстатья (заработная плата рабочих и служащих, приобретение оборудования и предметов длительного пользования, предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов внутри страны и другие);

элемент расходов (основной оклад гражданских служащих, приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных учреждений, бюджетные ссуды, бюджетные займы другим бюджетам и другие).

Код экономической классификации занимает 7 знаков, в том числе: категория - 1 знак, статья - 2 знака, подстатья - 2 знака и элемент - 2 знака (при отсутствии уровня используется нулевая позиция "00").

Классификация текущих и капитальных расходов и кредитования за вычетом погашения в соответствии с экономическими характеристиками этих трех категорий показывает те виды операций, которые проводятся органами государственного управления для выполнения ими своих функций, а также их воздействие на функционирование рынка товаров и услуг, финансовых рынков и на распределение доходов.

Расходы определяются как государственные платежи, не подлежащие возврату, т.е. которые не вызывают и не погашают финансовых требований. Расходы могут быть как на текущие цели, так и на осуществление капитальных затрат, и могут быть как возмездные, т.е. заплаченные в обмен на что-то, как, например, при покупке товаров и выполнении работ (оказании услуг), так и безвозмездные (односторонние), т.е. все виды трансфертов.

Экономическая классификация расходов показывает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.

Для отражения по экономической классификации отдельных расходов бюджета может использоваться код элемента "99" по соответствующим подстатьям экономической классификации.

Категория расходов 1 00 00 00 "Текущие расходы" - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование государственных органов, бюджетных организаций, оказание финансовой помощи другим бюджетам в форме субвенций и дотаций и отдельным отраслям экономики в установленном порядке на текущее функционирование, а также другие расходы бюджета, не включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов.

По статье 1 10 00 00 "Закупки товаров и оплата услуг" отражаются расходы на закупку товаров и оплату услуг, как в форме заработной платы и начислений на нее, так и в форме непосредственного приобретения товаров и оказания услуг, при этом:

по подстатье 1 10 01 00 "Заработная плата рабочих и служащих" отражаются расходы по заработной плате рабочих и служащих в денежной форме.

В подстатью включаются основные и дополнительные виды заработной платы, оплата за работу в сверхурочное время, за работу в ночное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни, все виды премий, производимые в пределах фонда оплаты труда, ежегодный дополнительный оклад, оплата ежегодных трудовых отпусков и официальных праздников, разницы между персональными и должностными окладами, другие выплаты в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Отнесение расходов по заработной плате рабочих и служащих к элементам расходов производится в соответствии с постановлениями Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и с учетом отраслевых особенностей.

Планирование расходов по индивидуальной (общей) смете расходов учреждения (организации) и по бюджету в целом, а также составление росписи расходов бюджета и уточнение плановых назначений при уточнении показателей бюджета производится по всем элементам расходов подстатьи "Заработная плата рабочих и служащих".

Финансирование расходов по подстатье "Заработная плата рабочих и служащих" и отражение кассовых расходов получателями бюджетных средств в отчетах "Об исполнении сметы расходов организаций, финансируемых из бюджета" (форма № 2) и "Об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам" (форма № 4) осуществляется в целом, без анализа плановых назначений по элементам затрат.

Отнесение расходов по заработной плате рабочих и служащих по фактическому их назначению производится по всем элементам расходов:

по элементу расходов 1 10 01 01 "Основной оклад гражданских служащих" отражаются выплаты заработной платы по должностным окладам, тарифным ставкам или расценкам работникам с учетом установленных повышений должностных окладов и тарифных ставок, включая оплату ежегодных отпусков, а также почасовая оплата труда работников за проведение учебных занятий на условиях трудовых договоров;

по элементу расходов 1 10 01 02 "Надбавки к заработной плате гражданских служащих" отражаются выплаты всех видов надбавок к заработной плате (за классные чины, выслугу лет, высокие творческие, производственные достижения в работе, сложность и напряженность труда и за выполнение особо важных (срочных) работ, водителям за классность, другие виды надбавок, установленные действующим законодательством), за исключением надбавок, относимых на подстатью 1 10 04 00, выплачиваемых командированным работникам взамен командировочных расходов.

Перечень надбавок к заработной плате работников общих для всех бюджетных отраслей (если иное не предусмотрено отраслевыми условиями оплаты труда) устанавливается постановлениями Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

по элементу расходов 1 10 01 03 "Дополнительная оплата гражданских служащих" отражаются все виды дополнительной оплаты за особые условия работы и службы:

за работу в ночное и сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни;

за особый характер труда водителям служебных автомобилей;

за ученую степень;

за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объёма выполняемых работ), выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника;

за работу в тяжелых и вредных условиях труда;

за руководство производственной практикой учащихся и студентов средних специальных и высших учебных заведений;

доплаты стимулирующего и компенсационного характера, связанные с производственной, творческой работой, характерные для отрасли в соответствии с принятыми отраслевыми нормативными правовыми актами или постановлениями Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

другие виды доплат, установленные постановлениями Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

по элементу расходов 1 10 01 04 "Оплата труда внештатных сотрудников" отражаются расходы на оплату труда лиц, не состоящих в штате организации, привлекаемых для выполнения работ на условиях гражданско-правовых договоров;

по элементу расходов 1 10 01 05 "Прочие денежные выплаты гражданским служащим" отражаются расходы на все прочие виды оплаты труда, не относимые к элементам расходов 110 01 01-1 10 01 04:

выплаты премий, наград (ценных подарков), денежного вознаграждения в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

выплата государственным служащим пособия на оздоровление;

оказание материальной помощи;

расходы на индексацию заработной платы в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об индексации доходов населения с учетом инфляции";

гонорары, постановочные;

оплата учебного отпуска, компенсация за неиспользованный отпуск и прочие выплаты из фонда заработной платы;

вознаграждения спортсменам и тренерам национальных (сборных) команд по видам спорта за призовые места;

суммы возмещения Фонду социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на выплату льготных пенсий в соответствии с пунктом "б" части первой статьи 12 закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении";

по элементу расходов 1 10 03 01 "Канцелярские принадлежности, материалы и предметы для текущих хозяйственных целей" отражаются:

расходы на приобретение предметов в составе оборотных средств, используемых для хозяйственных целей, канцелярских и письменных принадлежностей (бумага всех видов и назначений, папки всех видов и назначений, картон, переплётные материалы, блокноты, тетради, записные книжки, ежедневники, скоросшиватели и скобы к ним, ручки, стержни, скрепки, кнопки и т.д.);

по элементу расходов 1 10 03 02 "Медикаменты и перевязочные средства" отражаются расходы на:

приобретение лекарственных средств, бактериологических препаратов и перевязочных средств для организаций здравоохранения и социальной защиты (расходы на приобретение лекарственных средств, аптечек и перевязочных средств и т.п. для других учреждений относятся к элементу расходов 1 10 03 01);

по элементу расходов 1 10 03 03 "Мягкий инвентарь и обмундирование" отражаются расходы на приобретение и изготовление белья, одежды и обуви, в том числе спортивной, обмундирования, столовых и постельных принадлежностей, штор (жалюзи), специальной (защитной) одежды, санитарно-гигиенической одежды, включая изделия одноразового использования, в установленном порядке, а также расходы по выплате денежной компенсации взамен вещевого имущества военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований и другие аналогичные расходы;

по элементу расходов 1 10 03 04 "Продукты питания" отражаются расходы на питание (включая оплату продукции, получаемой от подсобных хозяйств) в лечебно-профилактических учреждениях, домах для инвалидов, расходы (наценки на стоимость сырьевого рациона) на приготовление пищи, в тех случаях, когда питание организуется организациями общественного питания или организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения; расходы на питание по денежным нормам расходов на питание в учреждениях образования, а также денежные компенсации расходов на питание для отдельных категорий воспитанников и учащихся учреждений образования (за исключением относимых по элементу расходов 1 30 03 04) в соответствии с постановлениями Правительства Республики Беларусь; на питание спортсменов, других участников и судей спортивных мероприятий, расходы на питание членов, стажеров и резерва национальных сборных команд по видам спорта в дни их тренировок по лимитам, а также в других учреждениях в соответствии с постановлением Правительства Республики Беларусь; расходы по государственной поддержке по удешевлению питания учащихся общеобразовательных учреждений;

по подстатье 1 10 04 00 "Командировки и служебные разъезды" отражаются расходы на командировки и служебные разъезды внутри страны и за границу;

по подстатье 1 10 05 00 "Оплата транспортных услуг" отражаются расходы по содержанию и найму транспорта:

на содержание автомобильного, гужевого и других видов транспорта, в том числе и для учебных целей, включая техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей и других транспортных средств; другие расходы;

по подстатье 1 10 06 00 "Оплата услуг связи" отражаются:

оплата за установку и эксплуатацию служебных телефонов, перенос телефонных номеров, в том числе на квартирах участковых инспекторов милиции, не имеющих служебных помещений;

абонементная плата за линии телеграфной, телефаксной связи, оплата предоставляемых услуг по сети абонентского телеграфа;

оплата всех видов служебных телеграмм;

оплата международных и междугородных переговоров;

расходы по подключению и пользованию сетью "Интернет";

другие аналогичные расходы;

в подстатью 1 10 07 00 "Оплата коммунальных услуг" относятся расходы по:

приобретению, заготовке и транспортировке дров, угля, нефти, торфа, оплате за газ, электрическую, тепловую энергию для отопления зданий, служебных помещений, приготовления пищи, хозяйственных, технических, лечебных и других целей;

другие аналогичные расходы;

по элементу расходов 1 10 07 01 "Оплата потребления тепловой энергии" отражаются расходы на все виды отопления зданий, сооружений, помещений, складов, гаражей, в том числе расходы, связанные с приобретением, заготовкой, содержанием всех видов топлива, за исключением газа, для отопления и технологических нужд;

по элементу расходов 1 10 07 02 "Оплата потребления газа" отражаются расходы на оплату потребления газа;

по элементу расходов 1 10 07 03 "Оплата потребления электрической энергии" отражаются расходы на оплату потребления электрической энергии для освещения зданий, помещений, сооружений, дворов, улиц и площадей, прилегающих к зданиям и сооружениям организаций; оплата расходов по электроэнергии для хозяйственных, производственных, технических, научных, учебных, лечебных и других целей, а также расходов, связанных с обеспечением организаций электроэнергией;

по элементу расходов 1 10 07 04 "Прочие коммунальные услуги" отражаются расходы на оплату всех других коммунальных услуг: водоснабжения, вневедомственной охраны, пожарного надзора, аренды (субаренды) зданий, помещений и сооружений в соответствии с заключёнными договорами и других коммунальных услуг;

по элементу расходов 1 10 10 08 "Прочие текущие расходы" отражаются:

расходы на выпуск учебных изданий, учебных карт и атласов в соответствии с законодательством Республик Беларусь;

выплаты в установленном порядке отдельным категориям рабочих и служащих, связанные с обеспечением форменной одеждой, провиантом и т.д.;

оплата за проведение профосмотров работников бюджетных учреждений, приобретение личных медицинских книжек;

расходы бюджетных организаций, связанные с профессиональным обучением работников, если по действующему законодательству оплата производится направляющей организацией;

другие аналогичные расходы;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: