История президентства

 

В силу новизны и малоисследованности института президентства в Украине возникает необходимость рассмотрения некоторых теоретических вопросов, способствующих уяснению сущности президентства. Особый интерес представляют научные работы российских ученых, в которых дается определение института президентства с выявлением основных характеристик.

Российский юрист И.Д. Хутинаев с целью определения понятия «институт президента» проводит анализ более широкого понятия – «социальный институт», в пределах которого вычленяются институты различных видов, в том числе и правовые. Институт президента – один из них. Он является предметом исследования различных отраслей общественных наук, в которых сложились различные подходы к самому понятию «президент», а следовательно и различные акценты в его содержательной характеристике.

Другой российский юрист Б.П. Елисеев определяет институт президента как интеграционный правовой институт, цель которого состоит в согласовании деятельности институтов государственной власти. В юридических науках понятие «президент» проецируется на понятие «институт президента», который определяется как совокупность государственно-правовых (конституционных) норм, регулирующих формирование и функционирование президентской власти [12, с. 52].

По нашему мнению, в политической науке институт президентства должен рассматриваться в первую очередь как властный институт, то есть как совокупность властных полномочий Президента в сфере государственного управления, которые в равной степени зависят как от конституционных норм, регулирующих функционирование президентской власти, так и от политической деятельности Президента, являясь своеобразным «прочтением» Конституции Президентом.

Само понятие «президент» определяется как выборный глава государства. Поэтому понятие «глава государства» является родовым по отношению к понятию «президент» и общим для глав государств как с республиканской, так и с монархической формой правления. Видовыми признаками понятия «президент» являются выборность и срочность полномочий. Различные модели президентской власти предопределяют использование в Конституции таких терминов, как «глава государства» (Беларусь, Россия, Украина), «глава исполнительной власти» (США), «арбитр» (Франция), «высшее должностное лицо» (Россия с 1991 по 1993 годы). Иногда конституционный статус Президента не определен (ФРГ).

Особый интерес представляет собой анализ понятий «институт президента» и «правовой статус президента», проведенный И.Д. Хутинаевым. Российский ученый отмечает первичность института президента и его больший объем нормативного содержания по сравнению с правовым статусом президента. В отличие от последнего институт президента определяет не только функционирование, но и избрание президента. На этом основании делается вывод о том, что правовой статус – как бы часть правового института, определяющая президентскую деятельность [25, с. 9].

Очень важным для понимания сущности института президентства является определение основных черт, характеризующих данный институт. Б.П.Елисеев выделяет следующие:

Президент является выборным главой государства, который может возглавлять исполнительную власть или быть арбитром в системе разделения властей; в организационном аспекте Президент никому не подчинен и, вообще, обладает высокой степенью независимости от каких-либо других государственных органов, что не снимает с него обязанности действовать на основе и во исполнение законов; пост Президента имеет ярко выраженный политический характер. Ему принадлежит важная роль в формировании политики государства, верховного политического руководства государственными делами [1, с. 9].

Президентство включает не только Президента как высшее должностное лицо в государстве, но и конституционные нормы, регулирующие функционирование президентской власти; прецеденты, возникшие в результате конституционной практики; реальный объем полномочий, сложившийся в результате соотношения политических сил в государстве; структурные подразделения (администрацию).

В переводе с латыни «президент» означает «сидящий впереди». Развитие этого политического института начинается в конце XVIII века, с формированием первых демократических режимов в странах Нового и Старого Света. В течение XVIII–XX веков институт президентства стал почти неотделимым атрибутом республиканской формы правления и одним из признаков демократического строя.

Как известно, государства существовали издревле. Государствами были древнегреческие города-полисы, в том числе существовавшие на территории современной Украины: Херсонес, Ольвия, Пантикапей. Республикой был и Рим времен своего становления (VI – I вв. до н. э.). В эпоху средневековья (V – XV вв.) многочисленные города-республики существовали на территории Италии (Венеция, Генуя, Флоренция). В 1572 году образовалась Республика Соединенных Провинций в Нидерландах; республиканский строй существовал и в Англии времен революции (1649 – 1660). Но ни одна из этих республик не управлялась по современному образцу. Первые республики современного типа – то есть с президентом во главе – появились только в Новом Мире. Их возникновение было связано, в первую очередь, со стремлением молодых, энергичных и непредубежденных колонизаторов избавиться от пережитков монархического строя. Именно по этой причине должность Главы государства стала выборной, непожизненной и, главное, ограниченной конституцией. На институт президентства была возложена главная задача республиканского строя – гарантирование конституции, а значит и демократии.

В 1789 году первым президентом Соединенных Штатов Америки был избран Джордж Вашингтон. После этого события институты президентства начали стремительно развиваться в странах Нового Света. Президенты возглавили: в 1807 году – Гаити, 1814 – Парагвай, 1816 – Аргентину, 1817 – Чили, 1819 – Колумбию, 1821 – Коста-Рику и Перу, 1824 – Мексику, 1825 – Боливию, 1830 – Венесуэлу, Эквадор и Уругвай, 1835 – Никарагуа, 1839 – Гватемалу, 1841 – Гондурас и Сальвадор, 1844 – Доминиканскую Республику. Первыми президентами-главами государств в Европе стали в 1848 году Луи Наполеон Бонапарт во Франции и Й. Фурер в Швейцарии. В Азии первым президентом стал в 1911 году Сунь Ятсен в Китае, затем – в 1923 году – Мустафа Кемаль, прозванный Ататюрком, в Турции. Что же касается Африки, то в 1847 году первый президент возглавил Либерию, в 1854 – Оранжевую Республику (в 1910 году вошла в состав нынешней Южноафриканской Республики).

В наше время президенты возглавляют большинство государств мира. В функции президента входят: представительство государства во внутренних и внешних отношениях, обеспечение государственного суверенитета и национальной безопасности, назначение и увольнение глав дипломатических представительств за рубежом и определенной части должностных лиц внутри государства, командование вооруженными силами, награждение государственными наградами, присвоение военных и гражданских званий, помилование, принятие в гражданство и так далее.

Правда, в некоторых странах, как, например, в Германии, Италии или Израиле, президент выполняет в основном представительские функции, а «лицом» государства является канцлер или премьер-министр. Во многих странах – например, Великобритании, Дании, Швеции, Испании, Японии и других – сохранились монархические династии. Оставаясь номинальными правителями, королевские особы все государственные функции передают парламенту или кабинету министров. Однако старейшие и, если можно так выразиться, самые успешные мировые демократии – французская и американская – возглавляются президентами, которые обладают широкими полномочиями.

Зарубежная практика президентской власти убедительно свидетельствует о важности института президентства в тех или иных политических системах. По сравнению со всеми другими высшими должностными лицами президент обладает особым статусом, полномочиями и ответственностью. Его прерогативы позволяют президенту играть важную роль в общественно-политической жизни.

Возникновение института президентства в мире было связано с поиском США нового способа организации высшей государственной власти. Эффективность функционирования президентства в США способствовала распространению президентства в мире. Однако в силу общественно-исторических и национальных особенностей отдельных стран и регионов возникли различные модели президентства. Несмотря на порой негативный опыт функционирования президентства в ряде стран, этот институт является неотъемлемым элементом политической системы, поскольку необходимость существования института президентства вытекает прежде всего из потребности осуществления функций главы государства.

Исторически первой возникла президентская система правления в ее американском варианте, предусматривающая сильную президентскую власть, независимую от парламента. Президент избирается населением страны, является одновременно главой государства и исполнительной власти, единолично формирует правительство, не ответственное перед парламентом. В силу этого Президент определяет и проводит политику нации и является бесспорным лидером государства.

Однако сильная президентская власть, учрежденная в большинстве стран Латинской Америки по американскому образцу, явилась главной причиной установления диктатуры. Поэтому в большинстве стран Европы начала утверждаться парламентарная система, при которой Президенту отводится незначительная роль. Президент, как правило, избирается законодательным органом и является только главой государства, а правительство формируется парламентом и ответственно перед ним.

Нестабильность правительств в европейских странах и усложнение функций государственного управления привели к необходимости усиления исполнительной власти, что нашло свое выражение в появлении «смешанной» системы правления, которая стремится сочетать сильную исполнительную власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Президент избирается всенародным голосованием, является главой государства, вместе с парламентом участвует в формировании и деятельности правительства.

«Смешанная» система является наиболее гибкой и эффективной, поскольку исключает возможность установления диктатуры или правительственной чехарды. При «смешанной» системе правления институту президентства отводится особое место в государственном механизме и системе разделения властей: в организационном плане он самостоятелен (Президент избирается путем всенародного голосования) и не включен ни в одну из ветвей власти. Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, арбитром между различными политическими силами, что способствует разрешению противоречий между ними. Отличительной чертой полупрезидентской республики является превращение Президента в координирующий центр, обеспечивающий своим арбитражем согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов.

В Украине Президент не просто вынесен за рамки разделения властей, но оказывает существенное воздействие на формирование и деятельность всех государственных органов. Полномочия Президента чрезвычайно широки и касаются, по существу, всех направлений организации и осуществления государственной власти, что дает основания утверждать о четком оформлении новой ветви власти – президентской, которая выполняет гарантийную, арбитражно-интегративную и контрольную функции.

Таким образом, институт президентства прошел долгий путь своего формирования. Изначально, возникновение института президентства в мире было связано с поиском США нового способа организации высшей государственной власти, предусматривающего создание сильной исполнительной власти и в то же время исключающего возможность ее превращения в тиранию. Однако данный опыт переняло большинство стран мира и наша страна не является исключением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: