Затратный метод ценообразования

 

Вопросы ценообразования являются одними из самых важных и ответственных для жизнедеятельности предприятий. Особую актуальность в современных условиях роста затрат, обострения конкурентной борьбы и снижения покупательской способности приобретают эти вопросы для казахстанских средних и крупных многопрофильных промышленных предприятий. На практике не является редким вопрос: производить или не производить продукт, который востребован на рынке, но продается по убыточной цене? Такая постановка вопроса автоматически выводит его в плоскость принципиальных управленческих решений. Правильность решений в таких ситуациях напрямую зависит от выбранного метода ценообразования и учета затрат.

Самый простой метод ценообразования – затратный, который заключается в начислении определенной наценки (прибыли) на себестоимость продукции, работ и услуг.

Себестоимость продукции, работ и услуг представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции, (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

В зависимости от целей планирования, учета и анализа затраты классифицируются по следующим основаниям:

- экономическое содержание (элементы затрат);

- экономическое назначение (статьи калькуляции себестоимости);

- отношение к технологическому процессу (основные и накладные);

- способ отнесения на себестоимость (прямые и косвенные);

- отношение к объему производства (переменные и постоянные);

- периодичность возникновения (текущие и единовременные);

- состав (одноэлементные и комплексные);

- роль в процессе производства (производственные и внепроизводственные);

- целесообразность расходования (производительные и непроизводительные);

- возможность охвата планом (планируемые и непланируемые);

- отношение к готовому продукту (затраты на незавершенное производство, затраты на готовый продукт).

Способ расчета себестоимости по статьям калькуляции является наиболее распространенным в практике ценообразования предприятий. Этот способ обеспечивает учет и планирование полных затрат на производство и реализацию продукции.

Инструментом, связывающим расчет себестоимости с ценообразованием, является калькуляция. Различают два вида калькуляции себестоимости для целей ценообразования:

1) прогрессивная; на основе производственных затрат рассчитывается цена, полностью или частично покрывающая затраты; недостатком метода является недоучет влияния рынка;

2) обратная; расчет исходит из цены продажи и предназначен для контроля рыночной цены с точки зрения затрат. Затратно ориентированное ценообразование в чистом виде не создает сложностей лишь в том случае, если цена не играет большой роли для потребителей. Для предприятий со сравнительно невыгодной структурой затрат, обусловленной технологическими или иными особенностями, такой способ определения цен несет в себе риск самоудаления с рынка.

Затратный подход опирается на установление цены, исходя из затрат. Однако отсюда вовсе не следует, что согласно такому подходу цена товара принимается равной сумме производственных затрат и издержек обращения на единицу товара. Затратный механизм ценообразования строится с учетом того обстоятельства, что производитель и продавец товара должны, продавая товар по определенной цене, не только возмещать затраты, но и получать дополнительно доход в виде прибыли. Соответственно формула цены, определяемой на основе затратного подхода, имеет следующий вид:

 

P=AC+R (1),

 

где AC - средние затраты на производство и обращения единицы товара;

R - прибыль, получаемая производителями (продавцами) за счет производства и продажи единицы товара.

При этом, относительная величина прибыли, рассматриваемая обычно в виде отношения прибыли к себестоимости продукции (затратам) или к цене известна под названием рентабельности.

Надо отметить, что использовать твердые надбавки в ценообразовании не совсем целесообразно, потому что здесь не учитываются текущие изменения спроса и конкурентное окружение. Это значит, что метод твердых надбавок часто ведет к неоптимальным ценовым решениям. Его применение оправдано только в тех случаях, когда при такой цене может быть достигнут запланированный объем сбыта.

Этот метод ценообразования активно используется при формировании цены по товарам самого широкого круга отраслей. Главная трудность его применения - сложность определения уровня добавочной суммы (прибыли), поскольку нет такого способа и формы ее расчета. Все меняется в зависимости от вида отрасли, сезона, состояния конкурентной борьбы. И все-таки методика расчета цен на основе наценок остается наиболее применяемой. Во- первых, производители продукции (работ, услуг) больше знают о затратах, чем о спросе. Привязывая цену к затратам, производитель упрощает себе проблему ценообразования. Ему не приходится слишком часто корректировать цены в зависимости от колебаний спроса. Во-вторых, если этим методом ценообразования пользуются все фирмы отрасли, их цены скорее всего будут схожими. Поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму. В-третьих, многие считают методику расчета «средние затраты плюс прибыль» более справедливой по отношению к покупателям и к производителям продукции.

Несмотря на определенное многообразие методов ценообразования, представленное в современной экономической литературе, для большинства казахстанских промышленных предприятий в установлении цены на продукт наиболее распространенным является подход «средние затраты плюс прибыль». Учет затрат производится, как правило, на основе метода полных затрат, результирующим документом которого является плановая (и фактическая) калькуляция на продукт, подготавливаемая экономической службой предприятия. Основной показатель плановой калькуляции в целях ценообразования — полная себестоимость единицы продукта, которую принимают как нижнюю границу цены. Та или иная величина прибыли на продукт как прибавка к полной себестоимости устанавливается исходя из существующих рыночных условий, опираясь на какой-либо из рыночных методов ценообразования [1].

Таким образом, традиционно отпускная цена продукта формируется достаточно просто — как сумма калькулируемой (полной) себестоимости и выбранной тем или иным путем нормы прибыли.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: